Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2015г.

    Учитывая страновые аспекты конкуренции на мировом химическом рынке, российские химические компании постепенно начинают корректировать свою стратегию. Основываясь традиционно на эффективном управлении активами и принципе минимизации издержек, становится понятно, что в ближайшей перспективе данный стратегический подход приведет отечественные предпринимательские структуры к окончательной потере своих конкурентных преимуществ. В связи с этим следует учитывать, что совместные усилия частного бизнеса и государства должны оказать серьезную помощью российским предпринимательским структурам.

    Эффективность развития химической промышленности и ряда стратегически значимых компаний и их конкурентоспособность, таким образом, в значительной мере зависят от тесного взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Конкретные формы и механизмы данного взаимодействия и призвано развивать государство, главный интерес которого состоит в том, чтобы под своим контролем добиться реализации стратегически значимых для отрасли результатов и получения международного признания, а интерес бизнеса – в снижении коммерческих рисков и сроков окупаемости инвестиций в новые проекты химического производства [2]. Одним из способов организации эффективной высоко конкурентной предпринимательской среды на рынке химической продукции может выступить государственно-частное партнерство (ГЧП), под которым следует понимать любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или бесконечный период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в  процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной сфере деятельности [3].

   С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом в экономической системе, так и в отдельных отраслях в частности. Такое взаимодействие при использовании адекватных отраслевых стратегий позволит усилить позиции страны на мировом рынке химической продукции, снизить издержки при реализации возможных проектов.

    В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов, распространенных также в химической отрасли [1].

   Задача развития ГЧП в химическом комплексе может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в процессе развития конкурентной предпринимательской среды на рынке химической продукции институтов развития, финансовых организаций, в том числе международных.

   Получается, что государственно-частного партнерств в химической промышленности будет состоять в согласовании интересов государства и бизнеса, а также в координации их действии при доведении изначально добываемого сырья до конечного продукта и поставки на внутренний и внешний рынок. В целом государственно- частное партнерство в химической сфере должно быть направлено на максимально эффективное использование ресурсов государственного и частного сектора для реализации инновационных и стратегически значимых проектов.

    Мотивация участия в партнерстве предпринимательских структур рынка химической продукции связана с возможностями получения более высокой прибыли и новыми возможностями для развития конкурентоспособности на мировом рынке. При этом некоторые химические компании могут присоединиться к государственно-частному партнерству с боле специфической мотивацией, например, для обеспечения доступа к дополнительному государственному финансированию.

    Мотивация участия в партнерстве государственного сектора в рамках химической промышленности обусловлена такими целями как [3]:

-     обеспечение экономического роста и конкурентоспособности химической продукции для усиления позиций на мировом рынке;

-   стимулирование инновационной активности производителей химической продукции;

-      поддержка малых и средних предприятий, заинтересованных в развитии высокотехнологичных продуктов;

-   привлечение внебюджетных источников финансирования;

-    повышение эффективности государственных расходов на новые исследования и разработки в сфере химического производства.

Учитывая специфику развития рынка химической продукции при реализации механизма государственно- частного партнерства, нам удалось предположить, что на государственном уровне необходима реализация следующих мероприятий для развития конкурентоспособности российских химических компаний на мировом рынке:

1)    создание государственной структуры, ответственной за решение вопросов развития химического рынка, обеспечивающую баланс интересов предприятий отрасли, определяющую приоритетные направления развития химического комплекса страны;

2)      обеспечение недискриминационного доступа химических предприятий к сырью и транспортной инфраструктуре, заключение долгосрочных договоров поставок сырья с прозрачным ценообразованием на планируемый период инвестиций;

3)       обеспечение поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты, путем гарантий умеренного и предсказуемого роста тарифов на энергоносители или их стабилизации на период реализации инвестиционного проекта;

4)    создание для российских предприятий равных с иностранными компаниями условий по ценам на товары и услуги естественных монополий путем ограничения роста тарифов или целевых дотаций и льгот;

5)      стимулирование развития в стране производства малотоннажной и тонкой химической продукции, создание благоприятных условий для ее развития;

6)    учет специфики химических рынков и каждого конкретного химического продукта;

7)        поддержка российских химических компаний за счет применения более жесткой политики протекционизма со стороны государства в отношении импортных аналогов отечественной продукции, как это происходит в других странах (Китай, Индия).

Список литературы

1.      Иголкина, Л.М. Зарубежный опыт организации и финансирования государственно-частного партнерства / Л.М. Иголкина // Власть и управление на Востоке России. – 2011. - №4. – С. 40-45.

2.      Корчагина, А.С. Развитие форм государственно-частного партнерства в России / А.С. Корчагина // Известия Саратовского университета. – 2010. – Серия: Экономика, Управление, Право. – Вып. 1. – С. 14- 22.

3.      Семенков, В.П. Государственно-частное партнерство как механизм инновационного развития экономики / В.П. Семенков // Известия ИГЭ. – 2012. - №4. – С. 402-407.