Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАКАЗА И ПОСТАВОК ЗАПЧАСТЕЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

     Необходимость создания эффективной системы своевременной доставки качественного сырья и материалов – одна из первичных задач логистического подразделения на любом промышленном предприятии, поскольку от их наличия непосредственно зависит непрерывность производственного процесса. Существует несколько способов и особенностей организации логистической стратегии закупок и поставок материальных ресурсов на производственные предприятия, которые мы рассмотрим в данной статье в аспекте организации деятельности логистического отдела на автомобильном заводе.

1.     Теоретические аспекты закупочной и транспортной логистики

Процесс поставок деталей и запчастей начинается с их непосредственной закупки. Основные задачи, которые решают сотрудники отдела закупок следующие:

1)   Проведение исследования рынка поставщиков;

2)   Заключение договоров закупок;

3)   Заказ необходимых деталей;

4)    Обеспечение принципа «точно в срок» - заказанные детали должны поступить на склад точно к тому моменту, как они закончатся, но не слишком рано, чтобы избежать высокой загруженности складов. Особенную важность данный принцип представляет для тех промышленных предприятий, которые не имеют своего склада. Например, в их число входят некоторые автопроизводители в Германии [1, c.70].

5)   Ведение финансовой отчетности закупок.

     Еще одной из важнейших задач закупочной логистики является оценка деятельности поставщиков. Самый распространенный подход оценки деятельности поставщиков – это составление рейтинга, основанного на наиболее значимых и важных факторах его активности. Как правило, в каждой компании критерии оценки различны, но, тем не менее, существует общий блок критериев, представленный, так или иначе, в рейтинге поставщиков любого промышленного предприятия. В их число входят: надежность поставщика, цена закупки и наличие гибких тарифов для постоянных клиентов, время на выполнение заказа, возможность внепланового заказа, а так же непосредственно финансовое состояние поставщика и его репутация [4, с. 108]. Каждому критерию присуждается свой удельный вес, высчитываемый по степени важности из общей суммы; это может быть единица или 100%. Каждому поставщику выставляется определенный балл по принятой в компании системе оценок (наиболее распространенный вариант – от 0 до 10). На выходе получается готовый рейтинг всех поставщиков предприятия (см. Табл.1). Такой подход к рейтингованию помогает не только составить общий рейтинг поставщиков данного предприятия, но так же и отследить рейтинг поставщиков по отдельным критериям в случае необходимости, например при внеплановом заказе.



Таблица 1 Таблица 5.1 [4, c.108]

Наименование критерия выбора

Значи- мость крите- рия

 

Поставщик 1

 

Поставщик 2

 

Поставщик 3

 

Поставщик 4

Надежность            поста- вщика

Время на выполне-ние заказа

Цена товара Финансовое              поло- жение

Рейтинг         поставщика, баллы

0,3

 

0,2

 

0,4

0,1

10

 

8

 

7

10

 

10*0,3+8*0,2+7

*0,4 + +10*0,1 = 8,4

9

 

6

 

6

6

 

6,9

10

 

7

 

10

8

 

9,2

8

 

10

 

8

8

 

8,4


    Следующее действие после осуществления закупки – это ее непосредственная доставка. Согласно А.М. Гаджинскому, основными задачами отдела поставок являются:

• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

• выбор вида транспортного средства;

• выбор типа транспортного средства;

• определение рациональных маршрутов доставки [2. c. 189].

   По одной из наиболее распространенных классификаций транспортные перевозки разделяются на следующие виды:

-     Перевозки в  сфере личного потребления.  Такие транспортировки связаны  с удовлетворением нужд населения в определенных товарах;

-   Перевозки в сфере обращения. В свою очередь они делятся на перевозки в сфере потребления (доставка готовой продукции для предприятий торговой сети и до конечных потребителей) и перевозки в сфере производства;

-        Технологические перевозки. Направлены на обслуживание производственных процессов – транспортировку внутри предприятия между различными цехами и складами [3, с.6]

Большинство коммерческих предприятия используют для транспортировки своих заказов и продукции следующие виды транспорта:

-   Автомобильный;

-   Железнодорожный;

-   Морской;

-   Воздушный;

-   Трубопроводный.

Несмотря на то, то закупочная и транспортная логистика обслуживают различные процессы, базируются они на одинаковых принципах:

1.     Технологическое единство – использование единой системы транспортировки;

2.     Экономическое единство – это тарифная система, основанная на предложениях рынка;

3.     Техническое единство – это единство все характеристик транспортной системы.

2. Особенности организации поставок на автомобильный завод

   Особую роль в организации деятельности автомобильного завода занимает синхронный потом материалов. Синхронный поток материалов - это система, позволяющая создать непрерывный поток материалов, зависящая от установленного графика производства автомобилей (с учѐтом последовательности и разделения на типы материалов) и основывающаяся на принципах гибкости и минимизации складских запасов.

   Цель системы — иметь гибкую, дисциплинированную и простую систему производства, определяемую союзом принципов и процессов, используемых способными и уполномоченными принимать решения людьми, учащимися и работающими в безопасной окружающей среде, в производстве и продаже продуктов, которые постоянно удовлетворяли бы требованиям потребителя по качеству, стоимости и времени.

  Главное отличие основная особенность организации цепочки поставок на автомобильном заводе – большое количество деталей. В среднем, одна модель состоит из 4000 различных деталей; помимо этого, у одной модели существуют различные спецификации, требующие разных наборов автозапчастей. А если учесть, что на одном заводе собирается несколько различных моделей, то количество различных запчастей возрастает до десятков тысяч. Логично, что обработкой такого объема информации не может заниматься человек и эту функции берет на себя система MRP (Material Resources Planning). В этой системе есть два больших источника данных: во-первых, это партийные номера различных деталей и их спецификаций (система самостоятельно распознает данные о том, какая деталь куда устанавливается). Второй важный элемент MRP системы – это производственный план, в котором отображается информация о том, какие детали когда нужны. Таким образом, обобщая данные из этих двух источников система самостоятельно генерирует заказы поставщикам, рассчитывая при этом срок их своевременной доставки.

   Необходимо отметить, что формирование объема заказа происходит на основе данных отдела маркетинга о потенциальном спросе на ту или другую модель в будущем. Таким образом, объем и состав товарной массы полностью определяется спросом на рынке.

   Как уже упоминалось ранее, поиски и выбор поставщиков – это одна из задач логистического отдела предприятия. Однако мы рассматриваем систему организации логистической системы на примере крупного автомобильного производителя, выпускающего автомобили во всем мире и естественно, что у данной компании есть налаженная сеть поставщиков. В целом, всех поставщиков автомобильных заводов можно разделить на три группы:

1.   Поставщики, производящие свои детали непосредственно на заводе, либо организация производителем выпуска определенных деталей самостоятельно. Преимущества первой группы: это отсутствие затрат на перевозку грузов, возможность выполнения срочных заказов и упрощенный режим контроля качества производимых деталей. Однако в настоящий момент технологически невозможно и финансово затратно производить все детали для автомобилей непосредственно на автозаводах, поэтому у любого автопроизводителя процент деталей из данной группы минимален.

2.     Локальные поставщики -  это поставщики, чьи заводы располагаются непосредственно вблизи от покупателя. Основные преимущества локальных поставщиков: небольшое транзитное время, возможность сделать срочный заказ, невысокие риски, а так же возможность экономии места на складах ввиду высокой вероятности привоза деталей точно в срок. Способ доставки - автомобильный.

     Большинство деталей, которые используют автомобильные заводы, располагающиеся на территории РФ, поставляют от иностранных поставщиков. Разумеется, затраты на поставку деталей из-за рубежа составляют наибольшую часть логистически расходов автопроизводителей. Поэтому они, так же как и Правительство РФ, заинтересованы в локализации поставщиков на территории нашей страны. Однако в данный момент только наиболее крупные поставщики открыли свои заводы в непосредственной близости от заводов автопроизводителей. Переговоры по локализации менее крупных – это долгосрочная стратегия развития экономики, в которой заинтересованы и бизнес, и государство.

  В настоящий момент только порядка 20% процентов от общего количества деталей производятся на территории РФ.

3.   Иностранные поставщики. Поскольку общее число поставщиков компании, деятельность которой мы описываем в данной статьей, превышает 500, то для координации работы с ними были созданы консолидационные центры в разных регионах мира. В настоящий момент их число 11. Функции консолидационных центров таковы:

-   Коммуникация с поставщиками;

-   Обработка заказов заводов;

-   Прием деталей от поставщиков;

-   Временное хранение деталей;

-   Переупаковка и отправка деталей заказчику;

-   Сортировка и группировка деталей. Преимущества работы консолидационных центров:

1.   Экономия затрат: каждый контейнер, отправленный на завод, полностью укомплектован и компания не несет издержки за перевозку пустого места;

2.     Упрощение системы коммуникации: удален элемент сложности ведения переговоров с большим количеством поставщиков в различных частях мира;

3.     Разные модели компании имеют определенную регионную привязанность: например, существуют модели, разработанные американскими инженерами для американского рынка, которые приобрели популярность во всем мире. Из-за недостаточной локализации поставщиков гораздо выгоднее производить большой объем деталей на территории США, а уже потом отдельные его части транспортировать на другие заводы компании.

     Сложности работы с консолидационными центрами:

1.   Культурные различия, сказывающиеся на особенностях ведения бизнеса разных стран;

2.       Некоторые поставщики автозапчастей имеют и своих поставщиков, т.к. они осуществляют предварительную сборку. Теоретически, автопроизводитель никак не должен взаимодействовать с ними, однако на практике задержки поставок поставщикам компании приводят к проблемам в своевременно доставке грузов на автомобильные заводы. В данный момент это одно из узких мест в логистической системе компании и вопрос о том, как управлять всей цепью поставок – начиная от поставщиков начального уровня крайне актуален.

3. Большое транзитное время.

    Если говорить о выборе вида транспортного средства, то стандартным считает перевоз контейнеров водным транспортом: это наиболее оптимальный способ, учитывая количество и вес деталей. Транзитное время, включающее в себя процессы упаковки, доставки до порта отправки, прохождение таможни и выгрузка на контейнерную площадку в порту прибытия составляет около 13-14 недель. В случае возникновения непредвиденных ситуаций таких, как потеря запчастей и брак деталей есть вариант срочной доставки воздушным способом. Безусловным преимуществом такой доставки является короткое транзитное время – примерно 7 дней. Недостатками такого способа являются высокая цена и весовые ограничения. Дополнительные  неудобства создает отсутствие в ближайшем к автомобильному заводу аэропорте Пулково (г. Санкт-Петербург) необходимых условий для принятия грузовых рейсов. Таким образом, в случае возникновения форс-мажорной ситуации грузовые самолеты совершают посадку в Хельсинках или во Франкфурте – на – Майне, а уже потом груз доставляется в Санкт-Петербург автомобильным транспортом. Это создает определенные финансовые и временные затраты.

    Существует так же вариант авиаперевозки запчастей в багажных отсеках пассажирских самолетах, но данная опция доступна только в случае небольшого веса груза.

    Основой организации эффективной логистической системы поставок автозапчастей на автомобильный завод является принцип разделения поставщиков по разным уровням, благодаря чему происходит процесс упрощения коммуникации и уменьшения затрат: временных, финансовых, человеческих. В ходе исследования был идентифицирован основной риск при осуществлении заказа автозапчастей –  задержки  поставок поставщикам автомобильного завода и в настоящий момент вопрос о том, как управлять данным явлением остается открытым для дальнейших исследований.

Список литературы

1.     Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 375 с.

2.     Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 221 с.

3.     Лукинский В.В., Пластуняк И.А., Плетнева Н.Г. Транспортировка в логистике: Учеб. Пособие. – СПб: СПбГИЭУ, 2005 – 139 с.

4.     Савенкова Т.И. Логистика. – М.: Омега – Л., 2010 – 255 с.