Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

В странах Европейского Союза и США на субъектах малого предпринимательства лежит важная миссия - коммерциализация научно-технических достижений и инноваций. Предприятиями малого наукоемкого бизнеса организуется до 50% всех нововведений, на мировом рынке они являются лицензиарами почти половины всех инноваций. Таким образом, малые инновационные предприятия в развитых странах уже стали привлекательным объектом для инвестирования. Считается, что в России один из самых больших в мире потенциал инновационной активности. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной государственной политики. Научная проблема, лежащая в основе настоящего исследования заключается в поиске особенностей развития инновационных предприятий в России.

   Признаки кризисных явлений 2008-2009 гг. также как и сейчас сопровождались существенным падением темпов экономического роста России. Несмотря на то, что предпринятые усилия позволили избежать острых проявлений кризиса, очевидна необходимость диверсификации базиса развития. В России, несмотря на понимание важности вопроса инновационной политики и перехода к инновационной модели развития, в настоящие время процессам создания и поддержки малых инновационных предприятий уделяется недостаточно внимания.

   Ключевым экономическим приоритетом на современном этапе развития России провозглашается перевод промышленности на инновационный путь развития. Цель такой инновационной политики заключается в обеспечении существенного вклада науки и техники в повышение экономической эффективности и производительности труда, в ресурсосбережение и достижение на этой основе  конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке.

   Стратегическим направлением инновационной политики должно быть создание регулярного научного рынка достижений в области создания новых машин, оборудования, приборов и технологий. Не менее важным направлением деятельности является формирование и развитие научно-технической и инновационной инфраструктуры, способной решить задачу коммерциализации новых технологий и обеспечить внедрение результатов научно-технологической деятельности в производство. Необходима инновационная инфраструктура, адекватная возможностям и требованиям экономики.

Реализация инновационной политики должна включить в себя следующие направления:

-       работа по научно-методологическому, правовому, ресурсному и организационному обоснованию механизма создания инновационно-промышленных кластеров,

-       формирование инновационных точек роста,

-       создание индустриальных парков на специально отведенных территориях,

-       определение перечня производств и предприятий, инвестиционных проектов, которые можно разместить на данной территории,

-       выделение территориальных зон, обладающих конкурентными преимуществами и способными стать центрами инвестиционных, финансовых, товарных и трудовых потоков.

   Малые инновационные предприятия (далее по тексту - МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

   Основной политики для обеспечения благоприятного создания МИП было принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического  применения (внедрения)  результатов интеллектуальной деятельности". За  первый год работы закона было создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях.

   В целом проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что основные барьеры для появления новых и развития существующих малых инновационных предприятий в России преимущественно связаны с финансированием. Нехватка собственных ресурсов для развития в совокупности с низким уровнем развития института венчурного финансирования, сложностью получения заемных средств – кредитов, становятся существенными барьерами для развития малого инновационного предпринимательства в России.

   Вместе с тем, развитию новых малых инновационных предприятий способствуют специально созданные программы инфраструктурной поддержки. К таковым относятся: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технолполисы и т.п. К сожалению ещѐ не по всей стране распространены подобные программы.

    Неравность созданных условий обусловлена тем, что крупный бизнес в России имеет более высокий научно-технический потенциал, собственную исследовательскую базы и более широкие возможности привлечения высококвалифицированных специалистов. Согласно данным статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2013», уровень инновационной активности малого бизнеса, занятого промышленным производством в России, очень низок (варьирует от 2,4–5,5% в зависимости от численности работников) по сравнению со средним (9,1– 11%) и, особенно, крупным бизнесом (до 76%) [2]. По данным Росстата, доля занятого населения в малом бизнесе (без микропредприятий) в 2010 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Это далеко от уровня развития малого предпринимательства в развитых странах мира, где аналогичный показатель составляет в США – 60%, Германии, Франции, Италии – 65-80, Японии – 80-88%).[5]

    Говоря о региональном рынке Ростовской области, количество представителей малого бизнеса в сфере инноваций в Ростовской области не превышает 300 предприятий. [4]

    Следует признать, что состояние и темпы развития малого инновационного бизнеса не удовлетворяют современным потребностям. Основными причинами, сдерживающими его становление, являются: неразвитость государственных институтов и механизмов стимулирования, проблемы современного состояния инвестиций, необходимых для развития инновационного бизнеса. [1]

    Подводя итоги можно выделить основные особенности развития малых инновационных предприятий в России:

1)     Наличие поддержки со стороны государства.

2)     Корректировка законодательства в сторону улучшения положения малых инновационных предприятий.

3)     Желание учѐных и поддержка ведущих учѐных страны способствовать и поддерживать МИПы.

4)     Огромное количество молодых людей ищущих возможность реализовать свои бизнес - идеи.

    Между тем в действительности интеллектуальные преимущества России не превращаются в экономические достижения. Скорее всего, этого не происходит по двум причинам: во-первых, из-за слабой конкуренции, что обусловливает повышение себестоимости продукции; во-вторых, из-за значительного перекоса в сторону закупки готовых оборудования и технологий за рубежом по отношению в ущерб собственным разработкам, что затрудняет некоррупционный вход на рынок новых технологических разработок. [3]

    На наш взгляд, особенности развития малого инновационного предпринимательства в России характерны преимущественно для малых городов, поскольку в них, как правило, отсутствуют субъекты крупного бизнеса, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов.

Список литературы

1.     Аракелян, С.А. Совершенствование инвестиционной системы стимулирования инновационного малого бизнеса в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Аракелян Самвел Абрамович. – Брянск, 2011. - 22 с.

2.     Индикаторы инновационной деятельности: 2013: статистический сборник. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 472 с.

3.     Иноземцев, В. Инновации с принуждением // Российская газета – Федеральный выпуск. – М., 2011. - № 4958 (134). – С.4.

4.     Сафарян, В.Р. Финансовое регулирование развития малого бизнеса в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Сафарян Валентина Романовна. – Р-н/Д., 2012. - 25 с.

5.     Сулакшин, С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. - М.: Научный эксперт, 2008. – С. 1825, 1827, 1828.