07 января 2016г.
Во всем мире происходит либерализация и глобализация информационных рынков. Одновременно с этими процессами происходит слияние компьютерных, телекоммуникационных и вещательных технологий, т.е. конвергенция. Подобная интеграция приводит к тому, что медиаиндустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных систем массовой коммуникации и создавая новые медиасистемы [1, 2].
Исторически эти сектора развивались отдельно, но в настоящее время благодаря технологическим новшествам границы этих секторов размылись, идет активный процесс их интеграции, который в гораздо большей степени охватывает технологии и системы передачи информации.
Суть самой концепции конвергентной редакции лежит в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиапродукта: онлайн, печатного, вещательного, мобильного. Теперь эти форматы действуют по принципу трансмедийного повествования, обмениваясь информацией, анонсами, ссылками на материалы СМИ, участвующих в процессе создания общего информационного продукта [3].
Таким образом, единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, удовлетворяя тем самым потребности аудитории.
Работа конвергентных редакций предполагает особую структуру отделов, изменение принципов планирования и продвижения материалов, ускорение цикла их производства, а также новые роли журналистов и редакторов.
К специалистам конвергентной редакции можно отнести [4, 5]:
1. Мобильного журналиста, который выполняет свою работу за пределами офиса. Консультант по онлайн журналистике и медиа Пол Брэдшоу, который собственно и предлагает идею мобильного журналиста, характеризует его следующим образом: «Мобильный журналист должен быть в дороге постоянно, загружать новости в Twitter, транслировать видео прямо с телефона, публиковать не редактированное аудио с места действия».
2. Журналиста-аналитика, умеющего работать с базой данных и таблицами, выявлять закономерности, обрабатывать статистику.
3. Универсального или «супер-журналиста», который умеет работать с фото, видео техникой любого типа, способен создавать мультимедийные файлы различных типов и передавать их в редакцию различными способами. С середины 2000-х годов их называют «рюкзачниками», т.к. их опознают по рюкзаку с оборудованием. Универсальность такого журналиста заключается не только в умении обращаться с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, писать тексты для разных видов СМИ. Главное качество «универсального» медиапрофессионала – это умение быстро определять, в каком формате лучше подать тот или иной информационный продукт.
Чтобы иметь четкое представление о том, какой контент, когда и где лучше подать, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается [6]. То есть, он должен уметь снимать видео, монтировать сюжеты, писать текст, записывать аудио- подкасты, работать с блогами, чтобы собрать как можно больше информации и максимально раскрыть суть новостного повода. Конечно, необязательно владеть техникой фото- и видеосъемки в совершенстве, достаточно взаимодействовать с тем редактором, у которого это лучше всех получается. Журналисту важно именно мыслить мультимедийно. Ему надлежит создавать контент в том формате, в котором ему удается лучше всего, и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода [4-6]. Так, скажем, на сайте издания размещается новость, сопровождаемая аудио- и видео файлами, а в печатной версии издания – газетная статья с глубоким анализом и комментариями экспертов.
4. Редактора-агрегатора: в его функции входит сбор информации (агрегация), отбор полезного и релевантного материала (фильтрация), публикация (социальные закладки и блоги), избежание конфликтов с законодательством.
5. Редактора-эксперта, который играет роль навигатора специализации видов экономической деятельности.
6. Редактора сообщества в Интернете, который формирует сообщества, помогает начать и поддержать дискуссию.
7. Мультимедийного редактора, который является режиссером мультимедийной статьи, согласовывает и корректирует действия участников команды по работе с мультимедийной новостью.
8. Редактор пользовательского контента: он умеет находить информацию (информационный повод) в блогах, социальных сетях, форумах; понимает, как ее проверить и трансформировать в редакционное задание, отслеживает интерес пользователей к тренду;
В конвергентных редакциях большое значение имеют репортеры, комментаторы, иллюстраторы:
1. Фото-видео-корреспондент. Это фотограф, имеющий способности пишущего журналиста, и умеющий использовать гибридную технику. Он должен уметь снимать, монтировать, давать описание, собирать детали;
2. Видео оператор. В конвергентных СМИ встречается редко и характерен скорее для информационных агентств. Обычно он снимает видеоколонки, информационные ток-шоу.
3. Твиттер-репортер (онлайн-комментатор). Это журналист, ведущий репортаж в режиме онлайн в текстовом варианте, с моментальным фото и видео. Характерен для спортивной журналистики.
4. Иллюстратор. Логично иллюстрирует историю с помощью оперативного материала. Умеет предсказать, какие долгоиграющие элементы иллюстрирования нужно заготовить для новостей 1-го цикла.
5. Инфографики. К ним относят специалистов разных направлений: художников-инфографиков, флеш- художников, аниматоров, карикатуристов. Инфографика – самый дорогой по себестоимости мультимедийный продукт. Поэтому издания работают со сторонними информационными агентствами, а в штате имеют одного редактора инфографики, который выбирает и заказывает ее.
6. Промоутер (интернет-продюсер, трафик-менеджер). Эта профессия на стыке редакционной, маркетинговой и рекламной видов деятельности. Его задачи делятся на стратегические и тактические. К стратегическим задачам относят: формирование аудитории, лояльной к изданию; определение выгодных трендов. К тактическим задачам относятся продвижение ресурса, нового формата вещания и версий для различных носителей.
Создается особая форма социальной организации транспрофессионалов – социальные профессиональные сети. Концентрация в одной точке многодисциплинарного комплекса знаний и есть основание для формирования кросс-транспрофессиональных команд, способных решать комплексные задачи функционирования редакции.
Список литературы
1. Бирюков В.А. Бизнес-модели СМИ в условиях трансформации медиаиндустрии // Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». г. Екатеринбург, 12-13 сентября 2014 г. (сборник со статьями). – Екатеринбург: Национальная ассоциация ученых. – №2. Часть I. – 2014. – С. 95 – 98.
2. Борисова С.Г., Бирюков В.А. Трансформация медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. – М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2014. – № 4. – С. 122 – 130.
3. Бирюков В.А. Влияние конвергенции экономики внимания и медиаиндустрии на стратегию развития медиабизнеса // Полиграфист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. – М.: ЗАО Компания «Димитрейд График Групп». – 2014. – № 3 (65). – С. 31 – 42.
4. Бирюков В.А. Особенности функционирования конвергентных редакций СМИ // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире», г. Воронеж, 8 декабря 2014 г. (сборник со статьями). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2014. – С. 85 – 87.
5. Бирюков В.А. Концепция конвергентной редакции средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях», г. Санкт-Петербург, 14 января 2015 г. (сборник со статьями). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2015. – С. 65 – 68.
6. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.