Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОЕКТОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

9 апреля 2010  года Правительство Российской Федерации утвердило  постановление N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства".

Целью государственной поддержки является развитие кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике.

Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Объём собственных средств производственного предприятия, вкладываемых в проект, должен составлять не менее 100% от размера субсидии и быть достаточным для выполнения проекта по организации нового высокотехнологичного производства. Субсидия выделяется производственному предприятию, что позволяет гарантировать востребованность разработки высшего учебного заведения и её дальнейшее использование для организации нового высокотехнологичного производства.

Организация нового высокотехнологичного производства осуществляется за счёт собственных средств предприятия. При этом не менее 20% указанных средств должно быть использовано на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Выделение субсидий осуществляется на конкурсной основе посредством проведения открытого публичного конкурса (Рисунок 1).

Открытый  публичный конкурс проводит  Министерство  образования и науки Российской  Федерации.

Конкурсная документация размещается на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет, а также на сайте госзакупок РФ.

Таким образом, субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии является организация, которая (Рисунок 2):

а)     представляет     проект,     предусматривающий     выполнение     научно-исследовательских,     опытно- конструкторских и технологических работ российскими высшими учебными заведениями;

б) дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100 процентов объема субсидии. При этом  не менее 20  процентов указанных средств используется на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Производственное предприятие, отобранное в результате конкурса, обязано предоставлять в течение не менее 5 лет после окончания действия договора (соглашения) об условиях предоставления и использования субсидии информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объёмах выпускаемой продукции.






Конкурсный отбор проходит в несколько этапов (Рисунок 3). Каждый этап конкурсной процедуры жестко регламентирован сроками, результаты этапов фиксируются протокольно и размещаются в сети Интернет.

Задачей участника конкурса на первом этапе является строго по требованиям заказчика, размещенным в объявлении о конкурсе, точно в срок и по указанному адресу предоставить конверт с заявкой на участие в конкурсе. На втором этапе проверяется соответствие конкурсной заявки так называемым «формальным признакам» или требованиям к участнику конкурса, размещенным в конкурсной документации. Эти требования едины и основные из них, это:

а) непроведение ликвидации участника конкурса и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса банкротом и об открытии конкурсного производства;

б) неприостановление деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе;

в) отсутствие у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято;

г) максимальный годовой объем запрашиваемой субсидии не должен превышать 20% среднегодового размера валовой выручки (без налога на добавленную стоимость) участника конкурса за 3 года, предшествующих году проведения открытого публичного конкурса.



По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных в составе заявок на участие в конкурсе, конкурсная комиссия принимает решение:

а) о соответствии участника конкурса, представленной им заявки на участие в конкурсе и предлагаемого к

реализации проекта установленным требованиям и допуску такой заявки к оценке в установленном порядке;

б) о несоответствии участника конкурса и/или представленной им заявки на участие в конкурсе, и/или предлагаемого к реализации проекта установленным требованиям и отклонении такой заявки.

На третьем этапе производится экспертная оценка технической части заявок. Это самый важный этап конкурса, который и определяет дальнейшую судьбу конкурсной заявки. Оценка заявок на участие в конкурсе в целях определения победителя (победителей) конкурса осуществляется конкурсной комиссией с привлечением экспертов в соответствующих областях.

Критерии оценок конкурсных заявок.

Если первый и второй этапы конкурсных процедур строго регламентируются законодательством (Федеральные законы о закупках), то экспертные оценки имеют объективно-субъективный характер.

Чтобы максимально избежать так называемый «человеческий фактор» при экспертизе заявленных технико- экономических обоснований работ, в конкурсной документации прописаны критерии оценки заявок, соответствие которым и определяет будущих победителей конкурса.

С середины 2010 года Министерство образования и науки РФ объявило пять конкурсов на реализацию комплексных проектов по создания высокотехнологичного производства.

Критерии оценок первых двух конкурсов (Табл.1) были аналогичными и определяли, в первую очередь, перспективы сотрудничества Вуза и организации реального сектора экономики.

 

Таблица 1 

Критерии оценок конкурса в 2010 – 2011 годах


 

Критерии оценки

Значения

оценки

1. Критерии, определяющие потенциал сотрудничества между организацией - участником

конкурса и ВУЗом

30

1.1. Готовность к сотрудничеству в рамках проекта (опыт взаимодействия, наличие

специализированного подразделения в ВУЗе, наличие проработанной схемы управления проектом у участника конкурса и ВУЗе).

15

1.2. Перспективы сотрудничества организации - участника конкурса с ВУЗом после

окончания бюджетного субсидирования

15

2. Критерии, определяющие качество проекта

70

2.1. Научное (технологическое) качество проекта

40

2.1.1. Научный (технологический) уровень предлагаемых разработок (продукции,

технологий),

15

2.1.2. Научный (технологический) потенциал организации - участника конкурса и ВУЗа), в

т.ч. масштаб и результативность проводимых организацией НИОКТР, выработка на одного сотрудника организации

25

2.2. Критерии, определяющие экономическое качество проекта

30

2.2.1. Оценка объема высокотехнологичной продукции (услуг), планируемой к выпуску с

использованием результатов выполненных научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ (экономическая эффективность проекта)

15

2.2.2. Обоснованность цены выполняемых ВУЗом работ по проекту

15

 

А критерии, определяющие качество проекта, в основном опирались на научные и экономические составляющие. Так, например, особое место в оценке занимал научный потенциал Вуза, наличие в нем уникального оборудования, конструкторских бюро и других элементов инновационной инфраструктуры.

Таким образом, из 806 поступивших заявок было отобрано 112 проектов с общим объемом финансирования 16,31млрд. руб. К реализации мероприятий было привлечено 98 ведущих российских компаний, представляющих 14 отраслей промышленности. Соисполнителями проектов стали 76 высших учебных заведений, в том числе 6 федеральных университетов, 23 национальных исследовательских.



Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

2.     Новиков С.В., Канащенков А.А. Вопросы стратегического управления потенциалом предприятий радиопромышленности // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. – М.: ИЦРОН 2016 С. 27-29.

3.     Новиков С.В. Организационно-экономический механизм обоснования решений по отбору научно- технических проектов приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Москва, 2014

4.     Канащенков Александр А., Канащенков А.И., Новиков С.В. Проблемы структурных преобразований современных корпораций и предприятий Вестник Московского авиационного института. 2016. Т.24. №2.

5.     Коржуева Л.М., Новиков С.В. Совершенствование системы оценки эффективности инновационных целевых программ образовательного комплекса. М.: Труды МАИ, выпуск №41, 2010. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mai.ru/science/trudy.