Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПОНЯТИИ И СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Структура интеллектуального капитала, так же как и трактовка понятия «интеллектуальный капитал», является предметом дискуссий.

Большинство современных специалистов придерживаются структуры интеллектуального капитала, предложенной Т. Стюартом, который выделил в нем три элемента [4]:

-    человеческий капитал (совокупность знаний, опыта, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач; моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу);

-    структурный капитал (техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовать свой производственный потенциал — иными словами, то, что остается в офисе после ухода служащих домой);

-   клиентский капитал (это ценность, заключенная в отношениях с клиентами, поставщиками, партнерами и другими стейкхолдерами, обеспечивающая устойчивое положение на рынке, развитие торговых марок, брендов и деловой репутации компании).

Но не случайно, несмотря на разницу  во взглядах, изучение структуры интеллектуального капитала, начинается с человеческого капитала.

Понятие «человеческий капитал» было введено представителями классической политэкономии Адамом Смитом и Джоном Стюартом Миллем. Они использовали собирательное понятие количества и качества человеческой способности к труду.

На наш взгляд, при изучении человеческого капитала следует иметь в виду два обстоятельства: 1) особенности человека как субъекта, обладающего интеллектом и 2) влияние внешней среды на изменения требований к человеку.

С учетом этого, человеческий капитал представляет собой, во-первых, то, что относится к порождению человеческого интеллекта - полученная и воспринятая информация, знания, творческие способности, т.е. то, что неотделимо от самого человека, то, что не имеет материальной природы. Во-вторых, это материализованные знания, которые представляют собой результат применения знаний на практике (товары, услуги, выполненные работы), результат трудовой созидательной деятельности. Реализация созданных стоимостей может приносить доход. Это понимание отсылает нас в словосочетании «человеческий капитал» к сущностной стороне слова «капитал». Доход напрямую связан с количеством и качеством созданного продукта, а они в свою очередь зависят от многих, как эндогенных, так и экзогенных факторов - опыта, практических навыков, профессиональной подготовки, квалификации, условий труда, здоровья, уровня жизни и т.д.

В индустриальном обществе основной акцент делался на знания, опыт и квалификацию, которые обеспечивали производство необходимых продуктов в  определенном количестве и  определенного качества. Конкурентные преимущества и соответствующие доходы определялись разнообразием ассортимента и соотношением цены и качества.

С течением времени условия хозяйственной деятельности меняются. Общество развивается, возрастает влияние разнообразных факторов.

Действительно, вектор значимости внутри совокупности используемых ресурсов, перемещается на человека, его интеллектуальные способности. Это происходит при определенных условиях. К ним можно отнести:

-   истощение природных ресурсов;

-   повышение степени доступности информации для широких слоев населения,

-   повсеместное применение информационных технологий с использованием вычислительной техники;

-   повышение уровня образованности и культуры людей;

-   постоянное внедрение науки, техники, технологий в производство,

-       углубление процессов глобализации, вовлечение все большего числа людей в политические, экономические, научно-технические и социальные процессы, многоаспектность взаимоотношений наций и народов мира др. [3].

Человеческий капитал становится основополагающим фактором производства в том смысле, что только он него зависит скорость и адекватность ответов на новые вызовы современности.

Особенности  современного  развития  требуют  от  человеческого  капитала  новых  «качественных» характеристик. Такими качествами в условиях перехода на инновационный путь развития с точки зрения мыслительной составляющей становятся творческие способности, креативное мышление, изобретательские навыки, стремление к новым знаниям, самостоятельному поиску информации и т.п. Что касается деятельностной составляющей человеческого капитала, то такие характеристики рабочей силы как профессиональные умения, квалификация считаются уже само собой разумеющимися условиями при найме. Большое внимание начинает уделяться обладанию современными компетенциями (востребованным кругом знаний и опыта), изобретательству и рационализаторству, умению принимать нестандартные решения, обладанию дополнительными, смежными профессиями, узкоспециализированному подходу к работе, нацеленности на постоянное самосовершенстование и самообразование и т.п.

На современном этапе к человеку предъявляются несколько иные требования, чем раньше и, соответственно, от него ждут качественно новых результатов. Центр тяжести переносится на интеллектуальную составляющую человеческого капитала и, прежде, всего творческие способности. В условиях формирования инновационной экономики речь должна идти уже не просто о производительности труда человека и качестве его работы, а о материализации творческих способностей в объектах интеллектуальной собственности, использование которых обеспечивают высокое качество и производительность труда, создают конкурентные преимущества.

То, что многие экономисты называют структурным капиталом - техническое и программное обеспечение, патенты, торговые марки, бренды, ноу-хау и т.д. – это не что иное, как материализованные знания, объекты интеллектуальной собственности – часть человеческого капитала.

Исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется гражданско-правовая охрана в России, приведен в ст. 1225 ГК РФ. К ним относят: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

Объекты «открытие» и «рационализаторское предложение» исчезли из отечественного правового поля. "Открытия" еще имеют определенное значение для права научных публикаций ("диссертационного права"), а "рационализаторские предложения" в условиях рыночной экономики превратились в служебные секреты производства (ст. 1470 ГК РФ) [1]. Объекты интеллектуальной собственности защищаются авторским правом (гл. 70)    и смежными с ним правами (гл. 71); патентным правом (гл. 72); правом на селекционное достижение (гл. 73); на топологию интегральной микросхемы (гл. 74); на средства индивидуализации (гл. 76).

То, что некоторые ученые относят к клиентскому капиталу – отношения с клиентами, поставщиками, партнерами и другими стейкхолдерами, обеспечивающие устойчивое положение на рынке – это не что иное, как система отношений, которые выстраивает субъект, создавая условия для продажи объектов материализованных знаний (как простого продукта, так и объектов интеллектуальной собственности). Это те связи, которые помогают реализовать результат труда и получить доход. Без коммерциализации результатов деятельности (в том числе объектов интеллектуальной собственности) не возможно получение дохода и возрастание капитала.

Коммерциализация интеллектуальной собственности – это реализация результатов научно-технической деятельности, закрепленных в виде объектов интеллектуальной собственности, с целью получения прибыли.

Выделяют три основные схемы коммерциализации результатов интеллектуальной собственности:

-   передача прав на объект интеллектуальной собственности;

-   создание совместного производства;

-   выход на рынок через внедрения результатов интеллектуальной собственности в производство (создание малого инновационного предприятия «под проект»).

Основными формами коммерциализации результатов интеллектуальной собственности являются: заключение лицензионных договоров; франчайзинг; лизинг; инжиниринг; промышленная кооперация и передача технологий в рамках совместных предприятий; техническая помощь, передача ноу-хау (незапатентованный результат научно-технической деятельности, охраняемый режимом коммерческой тайны) [2].

Подводя итог, отметим, что, по поводу структуры интеллектуального капитала можно спорить долго, высказывая разные аргументы. Что совершенно очевидно, так это то, что это понятие сложное.

Признавая тот факт, что условия развития изменились, следует согласиться с новым критерием оценки прогресса общества – интеллектуальным капиталом, хотя по своей сути – человеческий капитал нового качества эпохи постиндустриального общества. От него ждут творческой созидательной деятельности, результатом которой являются новшества, отвечающие потребностям общества, представленные новейшими достижениями науки и техники. Внедрение новшеств обеспечивает решение ряда проблем и достижение определенных целей, обеспечивая дальнейшее развитие теоретических знаний и практических навыков, и тем самым расширенное воспроизводство интеллектуального капитала.

Учитывая подходы к пониманию интеллектуального капитала и суждения, высказанные выше, в общем виде можно сформулировать авторское определение интеллектуального капитала. По нашему мнению, под интеллектуальным капиталом следует понимать человеческий капитал постиндустриального общества, который должен обладать новыми качественными характеристиками, а также объекты интеллектуальной собственности, капитализация, использование которых может обеспечить создание новой стоимости, приносящей доходы и создающий конкурентные преимущества субъектам.

Под интеллектуальным капиталом региона (страны) следует понимать совокупность интеллектуального капитала субъектов хозяйственной деятельности территории, расширенное воспроизводство которого обеспечивает достижение поставленных целей её социально-экономического развития.

Расширенное воспроизводство интеллектуального каптала не происходит само по себе, если для этого не созданы соответствующие институциональные условия.

 

Список литературы

1.     Доклад: "Правовое регулирование и проблемы защиты интеллектуальной собственности" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spp.spb.ru/node/183.

2.     Лекции        по   управлению  инновациями.        [Электронный        ресурс].        -        Режим        доступа: http://ampl77.spb.ru/publications/46-kommertsializatsiya-intellektualnoi-sobstvennosti-ponyatie-sushchnost-i- formy-litsen.

3.     Паникарова С. В., Власов М. В.. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом [учеб. пособие] / С.В. Паникарова, М.В. Власов; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.— Екатеринбург: изд-во урал. ун-та, 2015.— 140 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34747/1/978-5-7996-1539-0.pdf

4.     Тетерин А.А. Понятие и структура интеллектуального капитала // Креативная экономика. - № 10 (46), 2010, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/3825/