Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Мировая практика и отечественный опыт двух последних десятилетий, свидетельствуют о неравномерности распространения рыночных отношений в различных отраслях сферы услуг. Так, в сфере производственных и бытовых услуг, торговле, общественном питании, индустрии туризма рынок услуг наиболее развит, выступая как инструмент эффективного удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. В таких отраслях как здравоохранение, образование, культура и искусство, рыночные отношения имеют свои особенности, обусловленные специфичностью рынка социально-культурных услуг, и располагают параллельно существующим значительным по размерам сектором платных услуг, представленным государственными и частными учреждениями и организациями. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин  неэффективности  рынка  в  сфере  социально-культурного  обслуживания,  которые  ведут  к необходимости государственного вмешательства в обеспечение и производство данных услуг, к ограничению предпринимательской деятельности в социальной сфере.

В условиях рынка в сфере здравоохранения сущность экономических отношений целесообразно рассматривать с позиции теории общественных благ и анализа причин ограниченности действия рыночного механизма, поскольку здравоохранение является органическим звеном социальной сферы. Социально- культурные услуги представляют собой общественные блага, отличительными характеристиками которых являются неделимость, совместный характер потребления, высокая социальная значимость, преобладание общественно-государственной собственности в их производстве и потреблении, ассиметрия информации и др.[1,2,3].

Медицинские услуги, удовлетворяя жизненно важные потребности человека, имеют потребительскую стоимость. В этом качестве они приобретают свойства рыночной услуги и могут выступать объектом рыночных отношений. Мы полагаем, что признание товарного характера медицинских услуг имеет важное значение для рациональной организации многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения, а также обоснования объективных цен на медицинские услуги. Покупателем медицинских услуг может выступать и население, которое вступает в договорные отношения с медицинскими организациями, обеспечивающими выполнение требований к качеству, объему и доступности медицинской помощи.

Высокая насущность потребности в медицинских услугах практически исключает заменяемость медицинских расходов семейного потребительского бюджета на расходы, связанные с удовлетворением других потребностей, так как избирательность и селективность спроса на медицинские услуги крайне ограничены. Более того, в связи с неопределенностью возникновения потребности в медицинской помощи, а также в связи с непредсказуемостью эффекта от оказания медицинских услуг, в сознании граждан утвердилось понимание необходимости и первоочередности расходования средств на укрепление здоровья, особенно в период болезни, за счет экономии на других статьях потребительского бюджета.

Конечный эффект медицинских услуг является кумулятивным и синергетическим. Он зависит частично от трудовых усилий медицинского персонала, но в большей степени он является результатом воздействия целого комплекса факторов – образа жизни, состояния окружающей среды, качества питания, условий труда, жилищной обеспеченности, социально-демографической структуры населения и др.

В этой связи с точки зрения воспроизводства, функционирование учреждений здравоохранения может быть охарактеризовано двухконтурным кругооборотом доходов, ресурсов и услуг, где один контур связан с «государственным заказом» и финансированием его за счет средств государственного бюджета (федерального и /или регионального уровня), другой – непосредственно с удовлетворением потребностей населения в услугах здравоохранения через рынок (Рисунок 1).




Таким образом, медицинские услуги в рыночных условиях имеют «двоякое» сущностное проявление. С одной стороны, услуги здравоохранения – общественное благо. С другой стороны, медицинские услуги близки к частному товару, несмотря на их высокую социальную значимость. В этой связи государство должно придерживаться принципов развития системы здравоохранения на рыночной основе и государственном финансировании.

Услуги, предоставляемые здравоохранением, обладают свойствами, которые по своим экономическим особенностям могут быть сведены в три взаимообусловленные классификационные группы, представленные на Рисунок 2.




Выступая как общественное или частное благо, медицинская услуга предоставляется в форме медицинской помощи определенного вида и объема и существует в момент получения.

Медицинская услуга представляет собой совокупность необходимых, достаточных и целесообразныхпр офессиональных действий медицинского работника (производителя услуги). Эти услуги направлены на удовлетворение объективных потребностей пациента (потребителя услуг). При этом важно отметить, что на общий спрос на медицинские услуги влияют такие факторы, как уровень заболеваемости; половозрастная структура населения; уровень доходов населения; рекомендации врачей; реклама; психологическая расположенность, привычки потребителя, своеобразная мода на препараты и др.

Отличительной особенностью медицинской услуги в сравнении с другим товаром на рынке является то, что потребитель, как правило, не располагает конкретными сведениями о том, какой набор услуг необходим ему по состоянию здоровья. Поэтому необходимо компетентное формирование потребностей в медицинских товарах и услугах с помощью квалифицированных специалистов. Только в этом случае возможно согласование объема потребностей и предложения медицинских услуг и установление достоверного диагноза. Известны общие требования, которые должны соблюдаться в процессе предоставления медицинских услуг [2, 4, 5]:

– предотвращение риска ущерба для здоровья («вероятность не навредить»);

–   безопасность услуги (максимально возможное не нанесение ущерба при гарантированной и адекватной компенсации в случае ущерба);

–        доверительность    и     информационное    согласие    потребителя        на    медицинское     вмешательство, сочетающееся с проблемами этики и деонтологии персонала (конфиденциальность и приватность информации);

–     индивидуальность взаимодействия потребителя и производителя услуги (объективность подхода к проблемам пациента, психологическая совместимость);

–     возмездность медицинской услуги (цена услуги, расчет трудозатрат, оплата труда исполнителей, амортизация оборудования, рентабельность).

Мы полагаем, что понимание современных особенностей экономических отношений в сфере здравоохранения и знание специфики медицинских услуг имеет важное значение при организации эффективного управления деятельностью лечебного учреждения - поставщика этого вида услуг на рынок.

 

Список литературы

1.     Егоршин, А.П. Кризис и управление предприятием: монография/А.П. Егоршин. – Н. Новгород; НИМБ, 2011. 416 с.

2.     Комаров, Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? / Экономика здравоохранения.2003.№ 8(76). – С. 13–19.

3.     Кулагина, Э.Н. Социальная инфраструктура: экономические проблемы и перспективы. Монография/ Э.Н. Кулагина, Н.А. Полина, А.В. Разумовский. – Н. Новгород. Изд-во «Дятловы горы». 2010. – 428 с.

4.     Озина, A.M. Рынок услуг здравоохранения: становление и развитие [Текст]: монография/ А.М. Озина, К.В. Мальцев /Волго–Вятская акад. гос. службы._ Н. Новгород: Изд–во ВВАГС, 2009. –88 с.

5.     Управление и экономика в здравоохранении / под. Ред. Акад. РАМН А.И. Вялкова. – М.: Издательский дом Геотар–мед., 2012. – 608 с.