Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Дать однозначное определение малому бизнесу не всегда просто, но вот по каким критериям предприятия относят к малому бизнесу знать важно. Есть некоторые преимущества для тех, кто причислен к сегменту малого бизнеса, также и ограничения.

На сегодняшний день проблемы развития малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики. Малый бизнес не требует большого первоначального капитала, обеспечивает высокую занятость, производительность труда, высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики. За счет меньшего масштаба малые предприятия способны более быстро реагировать как на колебания потребительского спроса, так и на изменяющиеся экономические условия, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.

От уровня развития малого бизнеса напрямую зависит уровень экономического развития любой страны. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий стимулирует развитие конкуренции, заставляет крупные компании заботиться о внедрении новых технологий и повышении эффективности производства. Недаром поддержка малого бизнеса, по сути, означает поддержку рыночной, конкурентной экономики в целом. [1]

Отметим некоторые преимуществ малого бизнеса:

·       Относительно низкий размер стартового капитала

Кроме собственного капитала, для открытия малого бизнеса, государство стремится поддерживать малые фирмы, такими средствами как кредитование на льготных условиях, бесплатные консультации, финансовая безвозмездная помощь.

Одним из ярких примеров являются бесплатные курсы начинающего предпринимателя, которые длятся три недели при городских центрах занятости.

·       Простота управления

Малым предприятием проще управлять, чем большим, из-за небольших размеров.

Движение финансовых потоков, отчетность перед государством, учет товарно-материальных ценностей,

—     за всем этим не так сложно следить владельцу малого бизнеса, чем хозяевам крупных корпораций.

·       Быстрый процесс принятия решений

В публичных компаниях все стратегически важные решения принимаются при согласовании с Советом Директоров, в малых же все решения принимаются быстро, потому что отсутствует бюрократизм.

·       Контроль над компанией

В малом бизнесе в большинстве случаев контроль над компанией принадлежит одному человеку - владельцу. Хозяин сам вправе принимать решения, ни с кем не советуясь и не перед кем не отчитываясь.

Кроме положительных моментов есть немало отрицательных.

·       Лицензии и разрешения

Малому бизнесу сложнее получить лицензии от государства, разрешение на определенный вид деятельности, патенты, чем крупным фирмам.

·       Угроза со стороны крупных фирм

Солидные клиенты скорее всего предпочтут иметь дело с крупными поставщиками товаров и услуг, нежели с средними и малыми.

·       Операционные издержки

Если малые предприятия производят товары, то операционные издержки в них гораздо больше, чем у крупных предприятий.

·       Сложность получения кредита

Малому бизнесу гораздо сложнее получить кредит. Банки неохотно дают кредит, потому что они не вызывают доверия, в отличие от крупных корпораций.

·       Ограниченность финансовых средств

Одним из существенных недостатков является низкий размер капитала. Развитие малых фирм сдерживает ограниченность финансов. Все это непосредственно сказывается на инвестициях в инновации, на объемах производства, рекламе.

·       Угроза поглощения

Крупные компании могут поглотить и захватить малые компании, решив избавиться от конкурентов, которые в будущем смогут создать много забот.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу предложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и предпринимательской деятельности населения. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска. [2]

Также для выявления недостатков нужно рассмотреть опыт ведения малого бизнеса в экономически развитых странах.

Чем отличается малый бизнес в России и развитых европейских странах?

Если сравнить данные по России с данными по Евросоюзу и США, то станет очевидно, что в нашей стране размер сектора малых предприятий в несколько раз меньше, чем за рубежом. Малый бизнес в западных странах развит намного лучше, чем в России. В Европе малые предприятия пополняют казну налогами более чем на 50%. На текущий момент в европейском малом бизнесе работают десятки миллионов предприятий, на которых трудится свыше 70% работников. [3]

Отечественный бизнес развивается в сфере торговли и обслуживания, в отличие от экономически развитых стран. Обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, сфера материального производства, в общей доли российских малых предприятий занимает весьма скромное место.

Практика изучения зарубежного опыта показывает, что непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малoе предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [4]

Рассмотрев положительные и отрицательные стороны, введения бизнеса в России и учитывая европейский опыт, следует сделать некоторые выводы.

В первую очередь необходима эффективная государственная политика для поддержки малого бизнеса. Введение льготных налоговых режимов, каникул, снижение административных барьеров со стороны чиновников, расширение возможностей получения льготных кредитов на развитие бизнеса, совершенствование законодательной базы, - все это способствует превращению российского малого бизнеса в действительную опору экономики.

Необходимо развивать  малый бизнес  в сфере обрабатывающей промышленность, добыче полезных ископаемых, сфере материального производства. Но для этого у владельцев предприятий должна быть большая мотивация и заинтересованность.

 

Список литературы

1.     Акимов О.Ю Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 192с.

2.     Полякова, Е.А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса / Е. А. Полякова // Бухгалтерский учет. – 2007. – №3. – C. 63–65.

3.     Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие – М.: Финансы и статистика, 2015. – 160с.

4.     Балашова Е. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // СТЭЖ . 2009. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 18.04.2016).