07 января 2016г.
В условиях интенсивного роста рынка логистических услуг, с одной стороны, а также осложнений в рыночной экономике, вызванных финансовым кризисом, с другой стороны, неуклонно встаѐт необходимость изменений и оптимизации различного рода логистических процессов. Многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как:
- излишек товарно-материальных запасов,
- замедление оборачиваемости оборотных средств,
- недостаточный уровень сервиса,
- отсутствие удовлетворенности потребителей и другое.
Выходом из ситуации может стать пересмотр существующих методов управления в логистике и внедрение интегрированного логистического подхода.
Интегрированная логистика основана на функциональном принципе, когда все структурные подразделения участвуют в обеспечении жизненного цикла продукта, начиная разработкой идеи и заканчивая послепродажным сервисом. Интегрированная логистика с точки зрения экономической науки есть не что иное, как обеспечение движения продукции путѐм пошагового увеличения стоимости через последовательную и непрерывную цепь этапов такого движения. При этом каждый новый этап содержит в себе операции по повышению стоимости товара, услуги или работы для последующих потребителей. Задачей логистического управления в данном случае становится интеграция функций снабжения, производства и сбыта таким образом, чтобы достигнуть синхронизации товарных потоков.
При этом следует учитывать как вклад каждой логистической области в общую специализацию предприятия, так и умение высшего руководства осуществлять единое управление и координацию данных функциональных областей, рассматривая их как части единого интеграционного пространства.
Таким образом, интегрированная логистика в упрощенном виде имеет следующую структуру (Рисунок 1):
Рис.1. Упрощенная структура интегрированного логистического процесса.
Преимущества интегрированного подхода заключаются в следующем
(Табл.1): Особенности интегрированного подхода в логистике.
Таблица 1 Особенности интегрированного подхода в логистике.
№ п/п
|
Свойство
|
Обоснование
|
1
|
Дифференциация вопросов управления закупками, сбытом и производством
|
Ликвидация разногласий между функциональными областями
логистики и отвечающими за них подразделениями предприятия
|
2
|
Устранение нестыковок между производством и маркетингом
|
Минимизация возможных противоречий и несогласованности действий
|
3
|
Единообразие информационной базы
|
Создание упорядоченной системы информационных потоков
|
4.
|
Создание общей
логистической базы
|
Координация функций
различных функциональных подразделений, областей и звеньев
логистической системы
|
Формирование интегрированного подхода в логистической системе
предприятия включает в себя, наряду
с общепризнанными этапами
и условиями, следующие
ключевые понятия (Рисунок
2):
Рис.2. Алгоритм
формирования интегрированного подхода
в логистике предприятия.
1. Формирование логистического видения
у сотрудников предполагает следующее:
-
компетенция менеджмента всех уровней
в области интеграции и связанных с нею понятий общих усилий, экономичности, управляемости;
-
информированность работников
предприятия, основанная, прежде всего, на возможности оперативного доступа к комплексу информации.
2. Формирование логистической инфраструктуры базируется, в первую очередь,
на том, что все структурные подразделения предприятия являют собой интегрированные элементы в общей структуре логистической системы
организации.
Понятие инфраструктуры лежит в основе логистической системы и состоит из следующих
аспектов (Табл.2):
Таблица 2 Логистическая инфраструктура.
№ п/п
|
Группа
|
Объекты
|
1
|
Области логистики
|
- транспортная
-
информационная
-
финансовая и др.
|
2
|
Функции логистики
|
-
управление запасами
-
вопросы снабжения
- грузопереработка и др.
|
3
|
Подразделения
|
- отдел
сбыта
-
отдел обслуживания клиентов
-
производственный отдел
и др.
|
4
|
Взаимосвязь с другими областями
|
- маркетинг
- информационное обеспечение
- продажи и др.
|
5
|
Связи с контрагентами
|
-
поставщики
- агенты
-
дилеры и др.
|
6
|
Географическая структура
|
-
подразделения
- филиалы
-
магазины и др.
|
1. Формирование непосредственно интегрированного подхода.
Интегрированная логистика способствует повышению качества
работы предприятий во многих областях их деятельности: удовлетворение потребителей, снижение затрат, создание оптимальных цепочек поставок, преодоление разногласий между подразделениями и отдельными предприятиями, объединение интересов различных сфер деятельности и многое другое. Таким образом, интегрированная логистика – это качественно новая стратегическая система,
столь необходимая в современных условиях.
Интегрированный
подход строится на следующих принципах:
1. Осознание роли рыночных механизмов в логистике как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия и его развития
на данном рынке.
2. Развитие логистических сетей как новой формы организации, учитывающей тенденции
и перспективы интеграции субъектов
логистических цепочек товародвижения.
3. Использование технологических
возможностей в сфереинновационных информационных технологий, которые позволят
применять новейшие формы управления различными процессами и операциями производственно-коммерческой деятельности.
Интегрированная логистика, как уже упоминалось выше, задействует несколько уровней управления, вплоть
до объединения организаций в логистические сети, обеспечивающих для своих участников огромные преимущества в рамках постоянно
меняющегося рынка. Так, предприятия-участники логистической сети получают
возможности:
-
снижения рисков в системе,
- уменьшения общих затрат,
- повышения качества работы
на рынке,
- уменьшения конкуренции,
- стабильности фондов,
- максимизации прибыли,
- сохранности ресурсов,
- повышения эффективности управления и другие.
Таким
образом, говоря о внедрении
интеграционного подхода
в логистических системах
предприятий, можно надеяться, что это позволит
как самим предприятиям упрочить своё место на рынке,
повысив эффективность их работы по ряду
критериев, так и будет способствовать общему становлению интегрированной логистической системы, позволяющей эффективно реализовывать более масштабные
цели и стратегии государства и бизнеса
в целом.