Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Авторы:
Город:
Новочеркасск
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Конкурентоспособность наукоемкой продукции - это способность данной продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период. Жан-Жак Ламбен предложил конкурентоспособность в пространстве и времени подразделять на стратегическую и операционную [3], Р.А. Фатхутдинов предложил определять стратегическую, потенциальную и фактическую (рыночную) конкурентоспособность [2]. Так как в современных условиях все решения связанные с обеспечением конкурентоспособности, являются решениями инновационной деятельности и внедрением новшеств, нами предлагается разделять конкурентоспособность наукоемкой продукции в соответствии со стадиями инновационного процесса и жизненным циклом продукции. В механизме управления конкурентоспособностью наукоемкой продукцией, под которым мы понимаем совокупность методов и способов планирования, анализа, контроля, обеспечение информацией, а так же разграничение ответственности мы выделили следующие стадии: стратегический маркетинг, стадию разработок и НИОКР, стадию производства, стадия реализации и обслуживания (рисунок 1).

1.    Стадия стратегического маркетинга. На этом этапе выявляются потребности рынка, определяется какое интегральное качество объекта будет востребовано потребителем. На стадии стратегического маркетинга происходит формирование концепции продукта, проводится комплексный анализ экономической и научно- технической информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научных и технических возможностях и ограничениях в развитии продукта, экономическом и научно-техническом потенциале предприятия. Определяются параметры целевого потребителя, происходит разработка системы критериев сбыта и оценки маржи. Иными словами на первой стадии жизненного цикла - стадии стратегического маркетинга исследуется рынок и определяется спрос на продукцию. [1].


1.     Стадия разработок и НИОКР. На этой стадии управления конкурентоспособностью наукоемкой продукцией происходит собственно проектирование нового продукта, разрабатывается конструкторская документации; макетное и опытное производство; изготовление опытных образцов; технологические разработки; проводятся технологические и конструкторские испытания. На стадии НИОКР и технологических работ происходит детальная инженерная проработка нового изделия. Основной задачей этой стадии являются теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга параметров продукции; практическая реализация портфеля новшеств и инноваций [6].

2.    Стадия производства. На стадии производства в соответствии с разработками предыдущих стадий начинается собственно процесс массового производства продукции. Особенностью этой стадии является то, что на данном этапе происходит вовлечение большого количества материальных и человеческих ресурсов и ошибки или невнимание к предыдущим стадиям инновационного процесса могут существенно снизить конкурентоспособность продукции [2]. Результатом этой стадии является произведенный инновационный продукт, который является носителем потенциальной конкурентоспособности. На этом этапе мы можем определить фактическую себестоимость произведенной продукции, один из важнейших показателей который учитывается при определении цены товара, и конкурентоспособности продукции.

3.   Стадия реализации и обслуживания. На стадии реализации и обслуживания продукция поступает на рынок, она превращаются в товар, начинается цикл реализации товара, определяются показатели качества сервиса и обслуживания, издержек поставок и т.д. На этой стадии определяется конкурентоспособность уже реализованной продукции, которая находится в эксплуатации у потребителя, то есть собственно определяется конкурентоспособность продукции.

На каждой из этих стадий в целях управления конкурентоспособностью наукоемкой продукцией нами предлагается определять стратегическую, планируемую, потенциальную и рыночную конкурентоспособность продукции. Стратегическая конкурентоспособность продукции – это конкурентоспособность наукоемкой продукции, которую желает иметь в будущем потребитель или ему предлагает научно технический прогресс; планируемая конкурентоспособность продукции – это конкурентоспособность наукоемкой продукции, которая сложилась у разработчиков и проектировщиков в результате разработки и проектирования продукции; потенциальная конкурентоспособность продукции - это конкурентоспособность произведенной производителем продукции, и наконец рыночная конкурентоспособность – это конкурентоспособность, которая сложилась в процессе эксплуатации наукоемкой продукции у потребителей с учетом затрат на утилизацию. Определение показателей стратегической, планируемой, потенциальной и рыночной конкурентоспособности, позволит осуществлять организационную настройку системы управления конкурентоспособностью й для принятия менеджерами рациональных управленческих решений в любой момент времени, начиная со стадии стратегического маркетинга и заканчивая стадией реализации и обслуживания, при различных условиях и состояния внешней и внутренней среды.

Общий вывод можно сделать следующий: формирование вектора управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции и создание потребительской ценности предполагает решение ряда задач: проектирование модели применения продукции, разработку и проектирование самой продукции, производства продукции, эксплуатация и утилизация продукции. Исходя из чего, в механизме управления показателями конкурентоспособности продукции НПО мы выделили следующие стадии: стратегический маркетинг, стадию разработок и НИОКР, производства, стадия реализации и обслуживания [4].

 

Список литературы

1.     Гапоненко А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин – М.: Омега-Л, 2004.

2.     Инновационный менеджмент: учебное пособие /под ред. Г.Б. Шпак – Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права, 2005.

3.     Ламбен,  Ж-Ж.  Стратегический  маркетинг.  Европейская  перспектива  /  Ламбен          Ж-Ж.  Пер.  с французского. - СПб.: Наука, 2006.

4.     Мараховская И.Ю. Концепция обеспечения конкурентоспособности продукции в контексте управления ее ценностью и затратами на этапах создания, производства, реализации и потребления / И.Ю. Мараховская // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Социально-экономические науки. – 2010. - №1. – С.53-62.

5.     Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркет. ДС, 2008.

6.     Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2005.