07 января 2016г.
Инновационная деятельность – фактор повышения конкурентоспособности предприятия и экономического роста. По типу новшеств выделяются материально-технические, социальные экономические, организационно- управленческие инновации.
Применительно к промышленному предприятию наиболее приемлема, на наш взгляд, классификация представленная в исследованиях, когда комплексная характеристика инноваций, учитывающая стадию жизненного цикла продукции, вид получаемого эффекта и функциональное разделение труда в управлении предприятием может включать технологические, производственные, экономические, социальные инновации.
Производственные инновации ориентированы, как правило, на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц, модернизацию оборудования, автоматизацию процессов производства. В конечном счете, производственные инновации должны обеспечить технологическое выполнение производственной программы, прирост прибыли на предприятии.
Экономические инновации, связанные с применением экономических рычагов, совершенствованием систем стимулирования и мотивации труда на промышленном предприятии.
Социальные инновации связаны с улучшением условий и характера труда, формированием благоприятного психологического климата в коллективе.
На промышленных предприятиях необходимо обеспечить взаимосвязь между подсистемами управления персоналом, организации труда и технико-экономического планирования. [1]
Внедрение и проведение инноваций в одной сфере деятельности предприятия затрагивает другие сферы и приводит к внедрению инноваций в них.
Актуальность инновационного развития российских предприятий экономически востребована, обоснована международной финансовой ситуацией и социальными потребностями развивающегося общественного сознания.
Основными неудачами при выявлении инноваций считают:
- недостаточный анализ внешних факторов внешней среды функционирования пищевых предприятий, перспектив развития рынка и поведения конкурентов;
- недостаточный анализ внутренних возможностей;
- неэффективный маркетинг и непрофессиональное продвижение нового товара. [3]
Первым шагом при оценке конкурентоспособности инновации является формирование целей предприятия. Основной целью инновационной деятельности предприятия является улучшение финансового состояния за счет использования нововведений, как на основе собственных разработок, так и покупки лицензий.
Для успешного освоения конкурентоспособных нововведений для предприятий важны следующие факторы:
- планируемая инновация, ее структура, мощность предприятия;
-основные характеристики инновации;
-рыночная ориентация инноваций.
Государственное регулирование продовольственного рынка базируется на государственной поддержке товаропроизводителей, потребителей и инфраструктуры продовольственного рынка. Эти показатели, наряду с показателями, характеризующими уровень издержек в сфере производства, переработки и реализации готовой продукции. Она может быть определена по формуле:
где К- конкурентоспособность конкретного вида продукции,% Pn – уровень прямой поддержки продукции, руб./кг; Pк – уровень косвенной поддержки продукции, руб./кг; Zm- удельные затраты в сфере производства, руб./кг; Zn- удельные затраты в сфере переработки, руб./кг; Zo – удельные затраты в сфере обращения, руб./кг.
Для более точного определения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках необходим механизм раздельного учета затрат по поддержке производства, переработки и оптовой реализации каждого конкретного вида продукции.[2]
Инновационная стратегия представляет собой набор правил для принятия решений, которыми должны руководствоваться органы управления в своей деятельности. Задачами инновационной стратегии являются:
1) обнаружение самых ранних признаков технологического старения выпускаемой продукции и альтернативных возможностей обновления производства;
2) обнаружение ранних признаков морального старения техники всех видов, возможностей торможения этого старения и последующей замены поколений техники;
3) определение момента смены фаз цикла, спроса на рынке с целью изменения хозяйственной стратегии в новых рыночных условиях.
Реализации инновационной стратегии предполагает деятельность по созданию инструмента, который бы позволял, с одной стороны, оценить и сравнить эффективность альтернативных вариантов модернизации производства, а с другой - осуществлять мониторинг хозяйственного запроса на научно-технический прогресс.
Крупные заводы обладают значительными преимуществами, поскольку имеющиеся финансовые средства дают возможность осуществлять техническую и технологическую модернизацию и соответственно повысить качество продукции
Способность и масштабность решаемых задач на предстоящий период требуют нового качества управления всех звеньев агропромышленного комплекса с целью принятия своевременных решений по узловым проблемам развития и повышения эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку приоритетных отраслей.[5]
Инновационный процесс направлен на повышение конкурентоспособности товаропроизводителей: разработку действующей на постоянной основе программы мероприятий по реализации инновационных знаний в рамках создаваемой в регионе экономики, ускоренное развитие ключевых секторов, с целью повышения инновационной активности, роста производительности труда в сельском хозяйстве, сохранение инвестиционных компонентов роста ускорения темпов экономического роста. [4]
Предлагаем использовать следующие критерии сравнения и выбора конкурентоспособной инновации в соответствии:
- техническим, экономическим, правовым, организационно-коммерческим показателям;
- внешней среде и внутренним потенциальным возможностям предприятия;
- научно-техническому развитию;
- целям развития предприятия.
В настоящее время все информационное пространство в стране занято идеологией, связанной с утверждением необходимости перехода национальной экономики на инновационные виды деятельности и увеличение инвестиций в производство. Выбор стратегии инновационной деятельности должен базироваться на методологии, адекватной реальному состоянию экономики РФ и ее субъектов.
Список литературы
1. Асмолова М.Л. «Звездная модель принятий решений» при управлении инновациями //Экономика и финансы.- 2010.-№ 3.- С.4
2. Нуралиев, С.У. Конкуренция и особенности регулирования продовольственного рынка на современном этапе/ С.У. Нуралиев//Пищевая промышленность.-2012.-№4.-С.36-40
3. Савенко, В., Санду, И. Проблемы формирования механизма инновационного обеспечения АПК // АПК: экономика, управление. – 2013. – № 1. – С. 28-33
4. Сафронова Ю.В. Оценка конъюнктуры молочного рынка России// Экономика и предпринимательство – 2014. – № 9(50). – С. 41-43
5. Трошин, А Инвестирование аграрного сектора России в условиях членства в ВТО//АПК: экономика, управление. – 2014. – № 5. – С.65 – 71