Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2015г.

    Механизмы и  объемы государственной  поддержки молочного скотоводства, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, оказались недостаточными для преодоления кризисной ситуации в отрасли. В 2013 году поголовье коров в Российской Федерации сократилось по сравнению с 2012 годом на 2,2 %, производство молока – на 3,7 %. В 2014 году негативная тенденция в отрасли не остановлена.

    Для изменения сложившейся ситуации необходимо обеспечить повышение эффективности производства молока и рентабельности инвестиций, сокращение срока окупаемости капитальных вложений, что создаст основу для повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.

    В решении вышеназванных задач важная роль отводится реализации эффективных механизмов государственной поддержки отрасли.

    Одним из основных механизмов государственной поддержки, обеспечивающим стимулирование инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, является государственная поддержка кредитования отрасли.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 256 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предусматривающие увеличение срока субсидирования инвестиционных кредитов для организаций, занимающихся производством молока, до 15 лет, а также увеличение размера субсидии по вышеназванным кредитам до 100 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и в пределах 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

    Однако изменения,  внесенные  в порядок субсидирования инвестиционных кредитов,  не подкреплены финансово. Так, несмотря на имеющийся на 1 января 2014 года значительный дефицит субсидии из федерального бюджета на погашение уже принятых обязательств по инвестиционным кредитам, Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» сокращен объем субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 12,5 % или на 4361,5 млн рублей и на 5,0 % или на 1602,0 млн рублей по сравнению с объемом субсидии, предусмотренным по данному направлению Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

    Кроме того, с 2012 года Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Минсельхоза России приостановлен отбор инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию в соответствии с Порядком отбора инвестиционных проектов, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 июля 2013 года № 285.

Таким образом, создается реальная угроза ухудшения инвестиционной активности в отрасли молочного скотоводства.

В целях повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства в ряде регионов реализуются региональные программы, предусматривающие бюджетную поддержку производителей молока. В частности, в Орловской области в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012 - 2016 годы» в 2013 году субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям  (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат:

1)    на строительство и технологическое оснащение ферм (комплексов) по производству молока и объектов инженерной инфраструктуры (газопроводы, водопроводы, дороги, линии электропередачи) к строящимся объектам - в размере не более 20% затрат;

2)    на реконструкцию (модернизацию) и технологическое оснащение ферм (комплексов) по производству молока с переводом на беспривязное содержание коров и доение в доильном зале - в размере 6 тыс. рублей на 1 ското-место;

3)    на реконструкцию (модернизацию) и технологическое оснащение ферм (комплексов) по производству молока с установкой молокопровода - в размере 3 тыс. рублей на 1 ското-место;

4)      на технологическое оснащение летних лагерей на доение в молокопровод с установкой системы охлаждения молока - в размере 20 тыс. рублей за 1 станко-место;

5)     на строительство ферм (комплексов) по содержанию ремонтного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности - в размере 10 тыс. рублей за 1 ското-место;

6)      на приобретение новых кормоуборочных комбайнов и пресс-подборщиков сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим поголовье коров молочного направления продуктивности, - в размере не более 20% от стоимости.

    Объем государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей области в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012 - 2016 годы» в 2013 году составил 35997,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 29975,0 тыс. рублей.

    В рамках реализации экономически значимой областной целевой программы по развитию молочного скотоводства 13 сельскохозяйственных организаций провели реконструкцию и модернизацию объектов молочного скотоводства, приобретено 3 новых кормоуборочных комбайнов и 4 пресс-подборщика, три крестьянских (фермерских) хозяйства и 35 сельскохозяйственных организаций получили государственную поддержку на сев многолетних подпокровных трав на площади 5,5 тыс. га и на сев многолетних беспокровных трав на площади 3,3 тыс. га.

    Поскольку предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе в соответствии с приказом Минсельхоза России от 12 марта 2013 года № 131, производители молока в тех регионах, которые не получают государственную поддержку из федерального бюджета, оказываются в худших конкурентных условиях.

    В этой связи, а также исходя из объективной ситуации в отрасли молочного скотоводства, считаем необходимым разработку самостоятельной подпрограммы по развитию молочного скотоводства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, в которой должны быть определены стратегия развития отрасли и обоснованные объемы ее государственной поддержки.

    В 2013 году новым видом государственной поддержки производителей молока стало предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного товарного молока. Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета составил 12,7 млрд рублей. В результате средний расчетный размер субсидии без учета качественных характеристик молока составил 0,67 рубля на 1 килограмм молока.

    В 2014 году в связи с сокращением бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление субсидии на 1 килограмм реализованного молока на 33,9 %, сумма субсидии в расчете на 1 килограмм реализованного молока будет еще меньше. Очевидно, что такой размер субсидии не окажет существенного влияния на повышение эффективности производства молока и, следовательно, не будет мотивировать инвестиционную активность в отрасли молочного скотоводства.

   На наш взгляд, субсидия на 1 килограмм реализованного молока должна быть трансформирована в поддержку реализации инвестиционных проектов в отрасли молочного скотоводства и внедрение инновационных технологий производства молока, предоставляемых конкретным проектам на конкурсной основе.

Список литературы

1.      Грудкин А., Бабенкова С. Агропромышленный комплекс Орловской области: инвестиционный потенциал и государственная поддержка// АПК: экономика, управление. – 2014. - № 2.

2.      Грудкин А., Бабенкова С. Обеспечить синергический эффект государственной поддержки// Экономика сельского хозяйства России. – 2013. - № 12.

3.      Грудкин А. А., Бабенкова С. Н. Направления совершенствования механизмов государственной поддержки молочного скотоводства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. - № 4.