Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

В статье рассмотрена проблема системы управления развитием регионального рынка труда, проведена оценка текущего состояния социально-экономического положения регионов Южного Федерального округа в 2012-2013 гг. Проведенный анализ теории и практики управления региональным рынком труда с использованием маркетинговых инструментов, выступает базой для уменьшения неопределенности в вопросах совершенствования процесса образования и профессиональной подготовки и переподготовки человеческих ресурсов.

Ключевые слова: маркетинг трудовых ресурсов, региональный рынок труда, система управления развитием регионального рынка труда, оценка эффективности управления развитием региональных рынков труда.

Sirbu Angelica N., Ph.D., assistant professor of management, marketing and production of Volgograd State Polytechnic University.The article deals with the problem of management of development of the regional labor market, assess the current state of the socio-economic situation of the regions of the Southern Federal District in 2012-2013. The analysis of the theory and practice of regional labor markets, using marketing tools performs database to reduce uncertainty in improving the education and professional training and retraining of human resources.

Keywords: marketing manpower, regional labor market, control system development of the regional labor market, evaluating the effectiveness of the development of regional labor markets.

    Целью государственного и регионального управления (регулирования) рынков труда выступает, прежде всего, сохранение, приумножение и повышение качества трудового потенциала страны (территории, региона), а также обеспечение эффективной занятости граждан с достойным уровнем оплаты труда и предоставлением полного комплекса социальных услуг и гарантий.

   Очевидно, что на региональном уровне (мезоуровне) реализовать указанную цель значительно проще. В настоящее время наиболее перспективным в мировой практике управления трудовой деятельностью отельных территорий признается маркетинговый подход [1]. В качестве основной цели такого подхода выделяется процесс реализации организационно-управленческих стратегий, воздействующих на спрос на региональном рынке труда.

     Если говорить о российской специфике, то маркетинговая стратегия управления развитием регионального рынка труда – это многоаспектный, непрерывный процесс социально-экономического взаимодействия и обмена между экономической (региональная экономика), социальной (социальная инфраструктура региона), демографической (население) и организационно-управленческой (органы управления рынком труда) региональными подсистемами (Рисунок 1).

Источник: авторск.

Рис.1. Взаимодействие подсистем маркетинговой стратегии управления развитием регионального рынка труда

     Разработка системы управления развитием регионального рынка труда позволит  достигнуть, с одной стороны, роста уровня и качества жизни населения и его демографических характеристик, а с другой – их рационального распределения, увеличения эффективности из использования, устойчивого роста производительности общественного труда без привлечения дополнительных средств и ресурсов, а также создаст предпосылки для интенсивного, стабильного развития того или иного региона.

     Маркетинг трудовых ресурсов, по нашему мнению, будет включать в себя следующий комплекс мероприятий:

-   исследование социально-экономических потребностей населения региона. Это направление необходимо изучать в рамках как занятого, так и свободного населения. Это связано с тем, что часть населения региона не трудоустроена как раз по причине неудовлетворения каких-либо социально-экономических потребностей (низкая заработная плата, отсутствие полного «социального пакета» на предприятии и т.д.);

-     поиск ниш в использовании трудоспособной части человеческого потенциала (изучение текущего состояния регионального рынка труда, включающего уровень безработицы, занятости населения, дефицита рабочей силы, уровня производительности труда, миграционные процессы, соответствие качества и количества специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями потребностями регионального рынка труда);

-   изучение социальных групп, категорий населения региона. В рамках данного направления, прежде всего, нас интересуют вопросы, связанные с численностью трудоспособного населения (в том числе мужчин и женщин), постоянного населения; градация трудоспособного населения по сферам деятельности, отраслевой принадлежности; численность населения, занятого в системе органов регионального управления (органов местного самоуправления) и т.д.;

-    сегментация населения региона для разработки адресной политики управления развитием рынка труда. Другими словами, необходимо проводить политику, имеющую адресную направленность под конкретные целевые сегменты трудоспособного населения;

-   оценка социальных настроений и самочувствия населения региона. Это направление также необходимо изучать в рамках как занятого, так и свободного населения. Особое внимание следует уделить информации, связанной с состоянием социальной инфраструктуры, учреждениями здравоохранения и образования и эффективностью их функционирования;

-   внедрение принципов социально-ориентированной экономики и социальной ответственности бизнеса, в частности. Подобные мероприятия стимулируют и обеспечивают условия для повышения социальной ответственности бизнес-сообщества, выступают основной  развития социального партнерства, повышают прозрачность деятельности органов государственного управления.

   Также мы считаем, что к перечисленным классическим направлениям необходимо добавить такое направление, как исследование структуры органов государственного управления, отвечающих за развитие регионального рынка труда; оценка качества управления трудовыми ресурсами органами государственного управления; оценка эффективности управления социальными институтами (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и т.д.).

    Комплекс мероприятий маркетинга региональных трудовых ресурсов в системе управления развитием регионального рынка труда с разбивкой на подсистемы (экономическую, социальную, демографическую и организационно-управленческую) представлен на Рисунке 2.

Источник: авторск.

     Рис.2. Комплекс мероприятий маркетинга региональных трудовых ресурсов в системе управления развитием регионального рынка труда с разбивкой на подсистемы (экономическую, социальную, демографическую и организационно-управленческую)

    Выделим среди органов государственного регулирования рынка труда те из них, которые осуществляют указанную деятельность на региональном уровне. Система управления трудовой деятельностью на региональном уровне включает в себя три подсистемы:

1.   Законодательная региональная власть (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).

2. Исполнительная региональная власть (Государственная инспекция труда федерального подчинения).

3.   Региональный рынок труда (Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения в регионе, биржи труда, центры занятости, центры содействия занятости, кадровые центры и т.д.).

В рамках перечисленных подсистем предлагается оценивать эффективность управления развитием региональных рынков труда по следующим мероприятиям и действиям соответствующих органов.

1. Законодательная региональная власть

1.1.     Исполнение на региональном уровне законодательства РФ, регулирующего все сферы социально- трудовых отношений.

     В качестве примера приведем мероприятия по исполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012 №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» на территории Волгоградской области. Во исполнение этого Указа органы службы занятости населения по Волгоградской области реализуют мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин во время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста [5].

1.2.    Наличие и эффективность реализации на практике конституций (уставов) субъектов РФ, законов и постановлений глав администраций, исполнительных и представительных органов субъектов РФ по вопросам местного самоуправления в рассматриваемой сфере.

     Например, в Волгоградской области принят ряд законов, которые регулируют отношения в социально- трудовой сфере с учетом региональной специфики: «О прожиточном минимуме в Волгоградской области»18, «Об охране труда на территории Волгоградской области»19, «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области»20 и др.

2. Исполнительная региональная власть

2.1.   Качество выполнения функций, возложенных на Государственную инспекцию труда в субъекте РФ:

-   осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и его охране на той или иной территории;

-      расследование несчастных случаев в процессе производственной деятельности, анализ причин, разработка комплекса мероприятий по снижению количества подобных ситуаций;

-   информирование соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о нарушениях трудового законодательства РФ;

-   систематизация и анализ опыта применения законодательства РФ о труде и его охране.

    Итоги работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области постоянно освещаются на ее официальном сайте [7]. Основные показатели деятельности Государственной инспекции труда в Волгоградской области на 1 полугодие 2014 года приведены в Табл.1.


17    Например, Постановление Правительства Волгоградской области от 29.10.13 г. №583-п

18    Например, Закон Волгоградской области от 16.11.2000 №459-ОД. (ред. от 16.12.2011)

19 Например, проект закона Волгоградской области №60-2012з «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области»



Таблица 1 Отчет о работе государственной инспекции труда в 01.07.2014

Наименование показателя

За отчетный период прошлого года (полугодие)

За отчетный период текущего года (полугодие)

 

Общее количество проверок, всего

888

1080

Общее количество выявленных нарушений, всего

2493

3330

Количество  хозяйствующих  субъектов,  в  которых  были выявлены случаи задержки заработной платы, всего

93

65

Количество работников, в отношении которых были выявлены допущенные случаи задержки заработной платы, всего

3443

4297

Проведено расследований несчастных случаев, всего

63

69

Общая сумма наложенных административных штрафов по административным делам, поступившим из органов прокуратуры (тыс. руб.)

8194,00

5116,50

Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов по административным делам, поступившим из органов прокуратуры (тыс. руб.)

3728,00

1609,00

Общее количество выданных предписаний, всего

667

842

Количество работников, отстраненных от работы по требованию госинспекторов труда в связи с непрохождением подготовки по охране труда (человек), всего

87

199

0

Количество  запрещенных к  использованию  единиц средств индивидуальной защиты работников, всего

0

0

 

 

 

1

Применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Количество составленных и направленных в суд протоколов о временном запрете деятельности, всего

 

 

1

 

 

3

 

2

Количество случаев применения к должностным лицам госинспекции труда дисциплинарных взысканий за неисполнение     или     ненадлежащее      исполнение     ими возложенных служебных обязанностей

0

0


Источник:  Отчет о работе   государственной инспекции  труда в 01.07.2014 (http://git34.rostrud.ru/.cmsc/upload/regions/34/2014_2pol/1polug2014.xls)

1. Региональный рынок труда

1.1.    Качество выполнения функций, возложенных на Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по тому или иному региону, а также прочие структуры:

-    оценка состояния и разработка перспективных прогнозов развития занятости регионального населения, регулярное информирование о положении на местном рынке труда всех вертикальных и горизонтальных властных структур, а также самого населения;

-    степень участия в разработке и последующей реализации федеральных и территориальных целевых программ в области социальной защиты населения;

-      степень удовлетворения потребностей работодателей в оперативном и качественном подборе трудовых ресурсов;

-    степень оказания населению (состоящему и не состоящему на учете в службе занятости) необходимой помощи в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации в соответствии с современными требованиями регионального рынка труда;

-    степень оказания финансовой поддержки незанятой части населения, имеющей статус безработных, а также членам их семей в виде социальных пособий, выплат, досрочных пенсий, а также работодателям в виде субсидий и дотаций на создание дополнительных рабочих мест.

   В настоящее время первостепенным источником информации о состоянии рынка труда по Волгоградской области выступает Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Волгоградской области.

    В 1991 году в Волгограде была создана Волгоградская городская служба занятости населения – государственное казенное учреждение Волгоградской области, действующее на основании Устава21. Службой активно реализуются программы: «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014-2016 гг.» и «Оказание содействия добровольному переселению в РФ соотечественников в 2014-2016 гг.».

   Таким образом, оценку эффективности управления развитием региональных рынков труда в разрезе управляющих органов на региональном уровне можно представить в виде схемы (Рисунок 3).


Источник: авторск.

Рис.3. Оценка эффективности управления развитием региональных рынков труда в разрезе управляющих органов на региональном уровне

    Совокупность указанных звеньев, осуществляющих управления развитием региональных рынков труда, их активное и слаженное взаимодействие между собой выступают залогом успешного и эффективного управления трудовой деятельностью нового типа, способного обеспечить не только гарантию занятости населения регионов, но и позволить полностью реализовать личностный потенциал с достойным уровнем оплаты труда; не только увеличить рост выработки, но и повысить качество и престижность труда в целом.

   При переходе от текущего состояния уровня управления развитием региональных рынков труда к его новому типу (новой инновационной форме, способствующей устойчивому социально-экономическому региональному развитию в целом) региональная система управления трудом сталкивается с рядом трудностей (барьерами), которые подвержены контролю – финансовыми, нормативно-правовыми, организационно- административными, институциональными, информационными, кадровыми и т.д.

    На процессы трансформации и совершенствования региональной системы управления трудом могут оказать влияние и неконтролируемые факторы внешней среды [4]:

-      социально-экономическая среда: социально-экономическая обстановка страны в целом и региона (специфические региональные характеристики), темпы роста экономики или же спада производства, высокий уровень инфляционных процессов и безработицы, рост цен на товары и услуги, степень развитости культурной инфраструктуры, качество управления социально-экономическим развитием органами власти; демографическая обстановка и т.д.;

-      социально-психологическая среда: поведенческие аспекты субъектов трудовой деятельности, их интересы и т.д.;

-       научно-техническая среда: темпы НТР, внедрение инновационных технологий, автоматизация производственной деятельности и т.д.;

-    экологическая среда: наличие опасных и загрязненных территорий, постройка экологически вредных объектов и т.д.;

-   культурная среда: культурный уровень развития общества, включая национальную культуру, влияющую на половые и возрастные особенности вовлечения трудоспособного населения в процесс общественного производства;

-   независимая информационная среда: СМИ.

    Процесс перехода также усложняется тем, что специфичность деятельности управленческих звеньев региональных рынков труда, с одной стороны, заключается в регулировании социального, миграционного поведения в широком смысле через глобализационные процессы института занятости, с другой, - в прямом взаимодействии с «соискателями» занятости, находящимися в поиске работы.

   Учет перечисленных факторов (как контролируемых,  как и  неконтролируемых) будет способствовать более активному и устойчивому переходу региональных рынков труда в состояние укрепления и развития.

    В процессе реализации политики по регулированию регионального рынка труда очень важное значение приобретает типологизация территорий (регионов страны), в зависимости от складывающихся проблемных областей на рынках труда, что позволяет классифицировать общестрановое пространство политики в области занятости на группы регионов отличающихся по состоянию объектов, подвергаемых регулированию. В экономической науке можно встретить разные варианты подобной классификации [2, 9, 10]. Например, Заславский И.Е. предлагает выделять ассиметричные, равновесные и диверсифицированные рынки труда [3].

    Многие ученые и практики предпочитают градацию регионов России на пять-шесть региональных рынков труда [8]. Однако, даже в пределах одной группы, эти рынки могут значительно различаться, поэтому классификация носит обобщенный характер, а рекомендации для каждой группы рынка труда – лишь основные комплексные мероприятия по развитию последних.

1.   Регионы с индустриальной и постиндустриальной структурами занятости (4 региона). Ситуация на этих региональных рынках труда благоприятная, уровень безработицы – ниже среднего показателя по стране.

2.    Регионы части Восточной Сибири, Севера и Дальнего Востока, а также Калининградская область (12 регионов). Эти территории отличаются повышенной долей добывающих отраслей и строительства в структуре региональной экономики, более высоким, чем в среднем по стране, уровнем безработицы, высоким уровнем вакантности рабочих мест.

3.    Республики Северного Кавказа, Юга Сибири и Поволжья (11 регионов). Структура занятости в этих регионах значительно дифференцирована: от индустриальной до аграрной. Для этой группы рынков труда характерны следующие характеристики: высокий уровень безработицы, низкий уровень вакантности рабочих мест, пониженная экономическая активность населения, самый высокий уровень занятости в «теневом» секторе.

4.    Регионы России, которые характеризуются преобладанием кризисных отраслей. Рынкам труда таких регионов свойственны: повышенный уровень безработицы, низкая вакантность рабочих мест, но значительно высокий потенциал спроса на трудовую деятельность.

5.     Аграрно-индустриальные регионы Центра и южной части страны. Они отличаются сознательным сохранением избытка рабочей силы и, следовательно, низким уровнем безработицы.

6.    Тюменская, Кемеровская, Томская области, Республика Саха и Красноярский край (5 регионов). Эти регионы отличаются низкими показателями безработицы, неполной занятостью, что связано с преобладанием в их отраслевой структуре хозяйствующих субъектов добывающей промышленности.

    Рассмотренные выше способы группировки регионов по складывающимся на них типам рынков труда следует дополнить классификацией по уровню ресурсной обеспеченности политики в области занятости. Необходимость типологизации российских регионов по такому критерию определяется тем обстоятельством, что разработка и внедрение тех или  иных мероприятий по регулированию процесса занятости населения определяется не только складывающейся ситуацией на рынке труда, но также и существующими возможностями их финансового обеспечения.

    Учитывая тот факт, что ресурсное обеспечение государственной политики на рынке труда возлагается, прежде всего, на фонды занятости, целесообразно в качестве критерия рассматриваемой классификации взять величину разницы между доходами и расходами бюджета фонда. С этой позиций регионы можно разделить на три основные группы:

-   со стабильным превышением доходной части бюджета над расходной;

-   с балансированием на грани возможной нехватки финансовых ресурсов;

-   с постоянным превышением расходной части фонда занятости над доходной.

   Рассмотренная типологизация российских регионов, применяемая параллельно с прочими классификациями, позволит решить две важные задачи. Во-первых, определить регионы с недостаточной степенью использования внутрирегионального потенциала регулирования (при одновременном достаточном уровне финансовых ресурсов и кризисной ситуации на рынке труда), что позволяет судить о низкой организационно-управленческой поддержке политики в сфере занятости, низком качестве работы территориальных служб занятости.

    Во-вторых, это позволит определить регионы с проблемной ситуацией в области финансирования требуемых мероприятий на рынке труда. В таких регионах политику занятости необходимо строить на основе прямых федеральных программ, финансируемых из государственного бюджета, в активном сочетании с программами местного уровня. Вопрос о размерах финансовой помощи таким регионам необходимо решать на основе научно-обоснованных критериев оценки как прямых, так и косвенных расходов, а также определении истинных причин сложившейся неблагоприятной ситуации. Помощь органов федерального уровня потребуется в случаях запланированных многозатратных мероприятий, с которыми местные бюджеты справиться самостоятельно не смогут.

    Далее проведем сравнительный анализ текущего состояния социально-экономического положения регионов ЮФО в 2012-2013 гг.; текущего состояния региональных рынков труда областей, входящих в ЮФО и согласно предложенной выше классификации относящиеся к третьей группе. Анализ и оценку текущего состояния рынков труда Южной части Российской Федерации нельзя проводить без учета их тесной взаимозависимости и взаимосвязи на разных территориях и в отрыве от национального рынка в целом, а также без учета его изменений в динамике.

   Регионы Южного Федерального округа обладают различным потенциалом – социально-экономическим, административным, трудовым и др., а также значительно отличаются друг от друга по природным, экологическим, территориальным, инфраструктурным возможностям и прочим факторам.

    Бюджетная обеспеченность субъектов ЮФО в 2010-2013гг. до и после распределения дотаций с целью оптимального выравнивания бюджетной обеспеченности приведена в Табл.2.


Таблица 2 Бюджетная обеспеченность субъектов ЮФО в 2010-2013 годах

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

До распре- деления ФФПР

После распре- деления ФФПР

До распре- деления ФФПР

После распре- деления ФФПР

До распре- деления ФФПР

После распре- деления ФФПР

До распре- деления ФФПР

После распре- деления ФФПР

Республика Адыгея

0,352

0,660

0,390

0,662

0,389

0,609

0,366

0,581

Республика Калмыкия

0,412

0,667

0,420

0,666

0,354

0,597

0,326

0,572

Краснодарский край

0,782

0,830

0,743

0,799

0,749

0,777

0,728

0,741

Астраханская область

0,738

0,796

0,722

0,782

0,643

0,676

0,594

0,617

Волгоградская область

0,795

0,841

0,784

0,831

0,692

0,721

0,650

0,666

Ростовская область

0,611

0,698

0,612

0,696

0,579

0,635

0,565

0,611

Источник: Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.09.11 №1538-р

   Представленные в Табл.2 показатели бюджетной обеспеченности субъектов ЮФО свидетельствуют, что большинство регионов не обладает достаточными средствами для реализации возложенных  на эти регионы расходных полномочий. Согласно классификации, рассмотренной выше, регионы ЮФО следует отнести к группе регионов с хроническим превышением расходов над доходами бюджета фонда занятости.

    Это означает, что на органы управления регионами ЮФО возлагается усложненная задача по управлению региональным рынком труда, а именно, способность эффективно управлять последним в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

     Анализ социально-экономических показателей развития субъектов РФ, входящих в состав ЮФО, по сравнению с показателями консервативного сценария реализации Стратегии социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года в целом показал положительную динамику социально-экономического развития округа (Табл.3).


Таблица 3 Социально-экономические показатели развития субъектов РФ, входящих в состав ЮФО по сравнению с показателями консервативного сценария реализации Стратегии социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года

№ п/п

Наименование показателя

Темп роста

Среднегодовой темп

Фактическое значение, по

данным Росстата (процентов)

2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответствии со Стратегией (процентов)

2013 год

к 2009 году

Фактическое значение, по

данным Росстата (процентов) 2011 год

к 2009 году

Прогнозное значение в соответстви

и со Стратегией (процентов) 2013 год

к 2009 году

Республика Адыгея

1.

ВРП

110,2

106,4

104,8

104,1

2.

Реальные доходы населения

115,8

115

107,7

108,1

3.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

84

102,9

95,4

109,8

4.

Индекс промышленного производства

132,5

120,6

109,8

103,6

Республика Калмыкия

5.

ВРП

98,5

108

99,3

103,4

6.

Реальные доходы населения

104,3

115

102,2

108,6

7.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

129

146,2

111,1

110

8.

Индекс промышленного производства

97,1

120,4

137,1

Краснодарский край

9.

ВРП

114,3

111,4

106,9

105,9

10.

Реальные доходы населения

118,2

113,2

108,9

103,4

11.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

130,6

133,4

109,5

106

12.

Индекс промышленного производства

125,2

112,9

107,7

Астраханская область

13.

ВРП

110,1

143,5

105

106,9

14.

Реальные доходы населения

107

120,1

103,5

106,1

15.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

113

117,1

104,8

104,3

16.

Индекс промышленного производства

170

154,9

119,4

118

Волгоградская область

17.

ВРП

107,1

121,9

103,5

105,7

18.

Реальные доходы населения

98,9

114,7

99,7

103,9

19.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

125,2

97,6

108,4

109,2

20.

Индекс промышленного производства

114,2

114

104,5

103,5

Ростовская область

21.

ВРП

113,6

120

106,6

106,2

22.

Реальные доходы населения

107

123,7

103,5

106,4

23.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

финансирования

84,6

115,3

96

105,8

24.

Индекс промышленного производства

141,3

128,6

108,2

112,3


Источник: Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.09.11 №1538-р

   Таким образом, очевидно, что основные показатели социально-экономического развития регионов ЮФО в основном достигли целевых значений Стратегии социально-экономического развития субъектов РФ, входящих в состав ЮФО, и в дальнейшем будут иметь тенденцию к возрастанию.

   Если проанализировать показатели состояния региональных рынков труда по ЮФО, то численность экономически активного населения22 в 2010 году составила 7,0 млн. чел. (50,7% общей численности населения ЮФО), в 2011 году – 7,0 млн. чел. (50,9%), а в 2012 году – 7,0 млн. чел. (50,2%). В 2010 году не были заняты, но активно искали работу 534,0 тыс. чел. (7,7% общей численности экономически активного населения), в 2011 году – 489,7 тыс. чел. (7,0%), в 2012 году – 438,5 тыс. чел. (6,3%).

     В государственных службах занятости населения в качестве безработных зарегистрировано на конец 2010 г. – 99,2 тыс. чел. (1,4% экономически активного населения), на конец 2011 г. – 87,1 тыс. чел. (1,2%), на конец 2012 г. – 68,8 тыс. чел. (1,0%).

    При этом ситуация в округе сложилась хуже, чем в целом по стране: в 2010 г. количество безработных составило 5544 тыс. чел. (7,3% общей численности экономически активного населения), в 2011 г. – 4922 тыс. чел. (6,5%), в 2012 г. – 4131 тыс. чел. (5,5%). В государственных учреждениях службы занятости населения ЮФО в качестве безработных зарегистрировано 1589 тыс. чел. (2,1%), 1286 тыс. чел. (1,7%) и 1065 тыс. чел. (1,4%).

   Среди субъектов ЮФО самая высокая доля той части безработных, которая ищет работу более одного года, в общей численности безработных, в 2010 году зафиксирована в Республике Калмыкия (47,2%), а также Республике Адыгея (38,4%). Самый низкий процент пришелся на Ростовскую область (23,3%). В 2011 году негативные тенденции возросли, так в четырех из шести субъектов ЮФО доля той части безработных, которая ищет работу более года в общей численности безработных, превысила 30% и только в Краснодарском крае (25,6%) и Астраханской области (27,8%) осталась относительно низкой.

    На территории ЮФО на данный момент реализуются 24 государственные программы (общий объем планируемого финансирования до 2020 года составит около 393 млрд. руб.). Проанализировав перечень этих программ, отметим, что программы, прямым образом связанные с развитием регионарных рынков труда, отсутствуют. Следует выделить только три программы23, которые косвенным образом окажут влияние на развитие рынков труда в ЮФО.

    В перечне приоритетных инвестиционных проектов в ЮФО24 перечислены приоритетные инвестиционные проекты, находящиеся в разной степени готовности, на период с 2006 по 2021 год. Каждый из этих проектов позволяет в будущем создать дополнительные рабочие места в регионах ЮФО (Табл.4).

 

  

21    По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости

22     Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 03.12.02г. №858); федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.12.10г. №1050); федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 11.01.06г. №7)

23 Утвержден Председателем Правительства РФ 30.08.11. № 4447п-П16

Таблица 4 Количество создаваемых рабочих мест в регионах ЮФО в результате реализации приоритетных инвестиционных проектов на период с 2006 по 2021 год

 

 

Количество проектов

Количество создаваемых рабочих мест

Высокая степень готовности проекта

Средняя степень готовности проекта

Низкая степень готовности проекта

 

Итого

Республика Адыгея

3

-

2330

600

2930

Республика Калмыкия

3

-

397

-

397

Краснодарский край

5

415

2873

400

3688

Астраханская область

3

-

1800

4350

6150

Волгоградская область

4

1842

800

1080

3722

Ростовская область

5

1272

2130

260

3662


Источник: авторск., составлено по: Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.09.11 №1538-р

   Анализ Табл.4 показал, что наибольшее количество рабочих мест будет предоставлено в Астраханской области (6150 мест), однако проектов с высокой степенью готовности в области нет. По этому показателю лидирует Волгоградская область (1842 места). Следует также выделить создание рабочих мест в Краснодарском крае, где отмечен самый высокий уровень предоставляемых рабочих мест на среднесрочную перспективу (2873 места).

    Рассматривая показатели социально-экономического развития регионов ЮФО, а также показатели, касающиеся состояния рынков труда, следует выделить Краснодарский край, Ростовскую область и Волгоградскую область, как регионы с более высоким уровнем регионального потенциала в целом и, как следствие, положительными значениями показателей развития рынков труда.

    Также из данных статистического анализа очевидны ключевые конкурентные преимущества рынков труда регионов Южного Федерального округа. К ним следует отнести:

-       достаточно высокая миграционная привлекательность регионов (прежде всего характерна для Краснодарского края) для экономически активной части населения из других регионов РФ;

-    относительно низкий уровень стоимости региональной рабочей силы;

-      наличие на территории ЮФО ряда крупных, развитых и успешно развивающихся кластеров с перспективами роста в различных отраслях и секторах экономики, позволяющих обеспечивать рабочую силу трудовой деятельностью.

    Вместе с тем на устойчивое развитие рынка труда Южного федерального округа и его регионов значительное влияние (прежде всего на краткосрочную и среднесрочную перспективу) также оказывают факторы, препятствующие стабильному социально-экономическому росту. В качестве основных из них следует выделить:

-    достаточно низкий уровень производительности труда в большинстве основных отраслей и секторах региональной экономики;

-    сохраняющийся дисбаланс между профессионально-квалификационным составом трудовых ресурсов и долгосрочными целями (приоритетами) развития ЮФО;

-     значительные межрегиональные (межмуниципальные) отличия по степени социально-экономической активности, а также уровню и качеству жизни населения;

-   низкий уровень интеграции академической и вузовской науки;

-    динамично развивающаяся в количественном выражении, но отстающая по качеству знаний система ВПО;

-    старение научных и педагогических кадров, замедленные темпы по модернизации системы высшего и среднего профессионального образования, которые ведут к исчерпанию конкурентных преимуществ по качеству человеческих ресурсов и прочим компонентам социально-экономического регионального потенциала.

   В качестве приоритетных направлений развития рынков труда ЮФО и регионального кадрового потенциала в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года выделены:

-    планирование развития регионального рынка труда, баланс между спросом и предложением рабочей силы в региональном отношении, создание дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест, улучшение условий трудовой деятельности, учитывая реализацию крупномасштабных инвестиционных макрорегиональных и региональных проектов;

-       формирование институциональной системы устойчивого развития регионального рынка труда; акцентирование внимания на сектор негосударственных организаций, занятых рекрутингом; создание сети частных специальных кадровых агентств, специализирующихся на подборе кадров; развитие аутсорсинга;

-    проведение активной работы по замещению гражданами ЮФО рабочих мест, на которые планируется привлечь в ближайшей перспективе иностранных работников;

-      организация процесса непрерывного приобретения дополнительных профессиональных знаний и навыков, предоставление полного комплекса образовательных услуг по разнопрофильным специальностям и направлениям населению ЮФО, особенно технического характера;

-   усиление принципов социального партнерства, выступающего основой создания благоприятных условий трудовой деятельности и улучшения уровня жизни населения;

-    установка оптимального размера квот на выдачу иностранцам РВП и приглашений на въезд в нашу страны в целях осуществления постоянной или временной трудовой деятельности иностранными гражданами с учетом демографической ситуации в ЮФО и возможностей по их обустройству.

    Предложенные направления будут способствовать снижению уровня общей безработицы в ЮФО до 3,1% к 2020 году, снижению уровня зарегистрированной безработицы до 0,6%, а также росту количества занятого населения, имеющего профессиональное образование, в общей численности занятых – до 70% [6].

   Безусловно предложенные мероприятия для регионов ЮФО по развитию рынков труда носят эффективный и комплексный характер. Для каждого региона определены ключевые прогнозные индикаторы развития по основным социально-экономическим показателям в разрезе консервативного и инновационного сценария. Однако, на наш взгляд, эти сценарии должны обязательным образом проецироваться на разработку подобных сценариев для каждого отдельного региона в рамках региональных стратегий развития.

    В условиях достижения общественного согласия, преодоления разногласий между обществом и государством (региональными властями и органами местного самоуправления), увеличения заинтересованности последних в наличии «здорового» населения с созданием требуемых условий для получения образования, обеспечения здоровья гражданам, предоставления социальных гарантий и услуг надлежащего уровня качество населения регионов начнет значительно улучшаться. В безопасной и благоприятной среде жизнедеятельности активизируется репродуктивное поведение граждан. Повысится их мотивация к профессиональному росту и развитию личности, что, в свою очередь, снизит уровень социальных и психологических заболеваний, повысит показатели человеческого (и интеллектуального, в частности) капитала, а также социально-экономического потенциала региона в  целом. Данные процессы, направленные на развитие жизнедеятельности населения  и рынков труда, будут отражать улучшение динамики показателей и индикаторов воспроизводства региональных человеческих ресурсов. С целью контроля результатов политики воспроизводства человеческого капитала следует использовать статистические данные, экспертные и социологические опросы, маркетинговый инструментарий, способные осуществлять обратную связь между органами государственной власти и населением, выступающим потребителем услуг государства в виде проводимых стратегических действий в области управления человеческими ресурсами.

Список литературы

1.     Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление. 1999. №5.

2.     Бутс Б., Дробышевский С., Кочеткова О. и др. Типология российских регионов / Ред. Н. Главацкая. – М.: 2002. – С.124-132.

3.     Заславский И.Е. К новой парадигме рынка труда / И.Е. Заславский // Вопросы экономики. 1998. №2. – С. 83-95.

4.     Евлоев, М.Т. Управление сферой трудовых отношений и роль современной региональной системы служб занятости [Текст] / М.Т. Евлоев. – Ростова-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2011.

5.     Меры по реализации демографической политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ktzn.volganet.ru/folder_10/folder_ 21/index.html

6.     Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.11г. №1538-р.

7.     Официальный сайт Государственной инспекции труда в Волгоградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://git34.rostrud.ru

8.     Регулирование           регионального          рынка        труда        [Электронный           ресурс].         –       Режим                                   доступа: http://redreferat.ru/Regulirovanie-regional_nogo-rinka-truda-art1869.html

9.     Трейвиш       А.И.,  Нефедова     Т.Г.  Экономическое  пространство  России:     проблемы  регионального рассмотрения // Россия и СНГ: дезинтегрированные и интегрированные процессы. – М.: 1995. – С.46-47.

10. Heidenreich M. The Changing System of European Cities and Regions [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sozialstruktur.uni-oldenburg.de/dokumente/    regionew.pdf