Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АРКТИКЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
23 июня 2016г.

В последнее время наблюдается устойчивый рост интереса к Арктическому региону со стороны мирового сообщества. Являясь исторически оправданной сферой геополитических интересов основных региональных игроков: России, США, Канады, Дании и Норвегии. Арктика привлекла внимание и других государств, находящихся далеко от этого региона (Китая, Японии, Южной Кореи), а также некоторых международных организаций (НАТО, ООН). Что касается России, осваивающей полярный регион порядка восьми столетий, Арктика и по сей день является неотъемлемой частью геополитического пространства.

Самой спорной, а с экономической точки зрения высокопотенциальной территорией, в настоящее время, является континентальный шельф. Предметом соперничества в двадцать первом веке стали природные ресурсы Арктики. Так специалист в области геополитики и международных отношений, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, Л. Г. Ивашов отмечает, что яркая нехватка энергоресурсов на фоне активного созревания восточных экономик и наращивания энергопотребления государствами Западной Европы, Латинской Америки, исламского мира, ввергает в противостояние не только отдельные страны, но и цивилизации. В связи с этим логичной реакцией является превентивное (опережающее) освоение Россией шельфовой зоны и исторических земель Арктики.

В 2014 году на заседании Совета Безопасности «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике», Владимиром Путиным замечено, что в Арктике «сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный». Согласно принятому плану «Развитие Арктики 2020» основными национальными интересами являются:

–      применение Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, гарантирующей решение задач социально-экономического развития страны;

–      сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

–      охрана уникальных экологических систем Арктики;

–      использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

Тем не менее, несмотря на несомненную судьбоносность Арктических территорий для России, социально- экономическая, демографическая и экологическая ситуация в данном регионе является весьма непростой. Гражданская и военная инфраструктуры, используемые для реализации ключевых возможностей региона в таких сферах, как использование его природных богатств и формирование международной транспортной сети, не отвечают ни настоящим, ни, тем более, будущим потребностям.

Настоящие реалии таковы, что перед Россией стоит ряд неоднозначных проблем, решив которые страна сможет отстоять свои геополитические интересы в Арктическом регионе.

Проблема: Исследование и освоение Арктики согласно национальным и мировым тенденциям, проведение в связи с этим необходимых фундаментальных и прикладных научных изысканий.

Вариант решения: Проведение экспедиций подобных экспедиции 2014 года на северный полюс, в ходе которой ученым удалось доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева — продолжение континентального шельфа России. В российской заявке в ООН указывается, что перечисленные районы океанического дна являются «естественными компонентами материковой окраины».

Проблема: Действенного ввода и эксплуатации Северного морского пути по принципу национальной объединенной транспортной системы Российской Федерации в Арктике и регионах крайнего севера

Вариант решения: Данная проблема сегодня актуальна как никогда, т.к. разрешить ее можно в рамках реализации проекта Нового Шелкового пути, при активном участии наших китайских партнёров. Если ввести Северный морской путь в постоянную эксплуатацию и обеспечить по нему круглогодичную навигацию, то это колоссально удешевит доставку коммерческих грузов между Европой, Азией и Америкой

Проблема: Разработка сырьевой базы Арктической зоны РФ для удовлетворения потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического возобновляемого и не возобновляемого сырья.

Вариант решения: Арктика, в чьих недрах сокрыты огромные природные богатства, от рационального использования которых зависит будущее многих поколений, представляет собой некоторое подобие кладовой, скрытой до времен ресурсного голодания. Согласно опубликованным прогнозам в Арктике находятся 90 млрд. баррелей нефти, 47,3 трлн. куб. м. газа. Однако это трудно извлекаемые запасы и для их разработки необходимы новейшие технологии, постоянные инвестиционные потоки и благоприятный климат на сырьевых рынках. Сегодня добыча чистейшей арктической нефти убыточна, т.к. сумма издержек составляет порядка 35 - 45 $ за баррель.

Естественно, под влиянием обозначенных процессов в условиях интенсивного использования ресурсов начнет набирать обороты процесс трансформации сырьевой экономики в инновационную экономику. То есть развитие современной нефтегазоперерабатывающей промышленности в условиях крайнего севера, результатами которой будет продукция глубокой переработки с большой долей добавленной стоимости, а не сырьё, станет точкой опоры для кардинальных изменений в принципах всей нефтегазоперерабатывающей отрасли страны.

Проблема: Установление надежного оперативного режима в Арктической зоне РФ, охватывая основание и обслуживание требуемого боевого потенциала воинских формирований (сил) общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск (в основном пограничных органов и органов быстрого реагирования) в данном регионе.

Вариант решения: В 2014 году на заседании государственной комиссии по Арктике предложен и уже воплощается комплекс мер по освоению зоны Арктики, а точнее за короткий промежуток времени была создана и успешно функционирует многозадачная военная база, восстанавливается ряд заполярных аэродромов и базы на Новосибирских островах. Но и не стоит также забывать об обеспечении комплексной безопасности в Арктике, говоря о которой на заседании Совета Безопасности В. Путин отметил: «Объекты нефти-газодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надёжно защищены от террористов и иных потенциальных угроз».

Проблема: Обеспечения защиты природной среды Арктики, устранения губительных для уникальной биосистемы Арктики результатов хозяйственной деятельности в условиях повышающейся экономической инициативности и глобальных трансформаций климата.

Вариант решения: России еще предстоит разработать и реализовать комплекс мер по «глобальной уборке» Арктике. В противном случае экологическая катастрофа неминуема. Арктика — экологически очень уязвимый регион. Там гусеничный след от вездехода остается на десятилетия и не зарастает, что говорить о химических и ядерных захоронениях советского прошлого. К тому же, уникальная природа может способствовать развитию региона, экологический туризм способен принести немалые инвестиции.

Проблема: Многостороннего взаимовыгодного сотрудничества со странами региона на основе международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация.

Вариант решения: Многие эксперты сходятся во мнении, что для должного обеспечения безопасности своих арктических интересов, в данный момент России стоит сохранить формат взаимодействия в рамках Арктического Совета и продвигать идею создания органа, который бы координировал деятельность государств в арктическом регионе и гарантировал соблюдение международного права.

Все эти и многие другие проблемы предстоит решать в рамках Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, учрежденной в 2015 году, руководителем которой стал Вице-премьер Дмитрий Рогозин.

По мнению членов комиссии, арктическая территория не может развиваться равномерно, следовательно, логичнее осваивать территорию так называемыми "очагами". Предлагается выделить восемь основных опорных точек - по одной в каждом северном субъекте страны. Такой подход обеспечит комплексное развитие и создаст навигационную общую сеть между регионами.

Однако пока нет закона об Арктике, многие насущные предметные вопросы остаются подвешенными. Закон об арктической территории уже включен в план работы правительства на 2016 год. Основная трудность, по словам экспертов, заключается в том, что этот закон требует существенных финансовых преференций и экономического сопровождения.

Член центра стратегических оценок и прогнозов А. А. Пупкова, выдвигает идею создания единого управленческого центра, основным направлением деятельности которого стало бы комплексное осуществление государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года, а также разделение северных территорий, включая шельфы, между субъектами для вовлечения экономик субъектов в освоение Арктики.

 

Список литературы

1.     Банько Ю. А «Арктический шельф: борьба только начинается». 2015 год.

2.     Воронков  Л.С.  «Интересы  России  в  Арктике.  Российский  совет  по  международным  делам». http://russiancouncil.ru. 2014 г.

3.     Коныше В.Н. «Арктический вызов России»; источник: http://mir-politika.ru; 2015 год.

4.     Лукин Ю.Ф. «Великий передел Арктики». Архангельск, 2015 год.

5.     Пупкова А.А. «Геополитические интересы России в Арктике». 2014 год.