Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ НЕДОИМОК

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Налоги являются важнейшей экономической категорией, представляют собой часть национального дохода и являются самым весомым (свыше 3/4 доходов бюджетов) источником покрытия государственных расходов.

Государство расходует суммы собранных налогов на национальную оборону, государственную безопасность, правоохранительную деятельность, другие важнейшие мероприятия и в основном из сумм собранных налогов финансирует (частично или полностью) образование, медицинское обслуживание, воспитание детей и ряд других направлений с целью сделать распределение жизненно важных благ более равномерным. Также государство использует налоги в качестве инструмента для регулирования экономики.

Основанием возникновения недоимок выступают как субъективные, так и объективные факторы. Субъективным факторам свойственны некоторые личные моменты, непосредственно связанные с налогоплательщиком (его налоговое сознание, чувство принадлежности к определенной социальной группе, налоговый менталитет, осознание справедливости налоговой системы, уровень образования).

Объективными факторами являются:

-       социально-исторические и политические обстоятельства, среди которых выделяется несогласованность действий политического руководства отдельных территориальных образований;

-       юридические и организационные,  как то,  величина налогового бремени,  способ налогообложения, профессиональная пригодность и организация налоговых органов, несовершенство законодательной базы и др.;

собственно экономические факторы.

В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов - это всегда полное или частичное неисполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов, возложенных на него в соответствии с действующим законодательством. Оно может осуществляться в форме искажения отчетности, предоставляемой в налоговые органы, ведения незарегистрированной хозяйственной деятельности, нарушения сроков уплаты, незаконного использования налоговых льгот и т.д. В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику.

Именно последняя группа представляет исследовательский интерес, поскольку в современных условиях именно уклонение от уплаты налогов является основной причиной появления и роста недоимок согласно исследованию, проведенному независимой консалтинговой группой «Бизнес-инфо». В Табл.1 представлены результаты недавнего исследования по выявлению причин возникновения недоимок.


Таблица 1  

Сравнительная характеристика причин возникновения недоимок (в процентах)


Причины возникновения недоимок

2011

2012

2013

наличие бартерных сделок

6

3

3

спад производства в экономике

11

6

5

низкая покупательная способность

9

7

4

несовершенство законодательства

 

15

 

17

 

23

высокая инфляция

8

9

5

нарастание платежного кризиса

12

10

4

уход от налогообложения

17

24

31

другие причины

22

24

25

 

Избежание налогообложения потенциально присутствует во всех фазах экономического развития, а некоторые изменения экономических условий лишь видоизменяют это явление.

Уклонение от уплаты налога возникло одновременно с появлением самого налогообложения. Как показывает история, многие народные волнения непосредственно или опосредованно были вызваны большим налоговым бременем. Поэтому отказ налогоплательщиков от уплаты налога и других сборов является контрмерой по отношению к такой фискальной политике государства.

-       Субъективные факторы.

Так, согласно некоторым исследованиям, решение налогоплательщика зависит не только от угрозы санкций и страха перед налоговой системой, но и от осознания того, насколько справедливо распределение налогового бремени, а также от поведения той социальной группы, к которой относится сам плательщик. Эти субъективные переживания можно усилить или свести на нет, если подвести их под публичные нормы или налоговый закон. То есть ответ на вопрос: примет ли уклонение от уплаты налогов в конкретный исторический период массовый характер или нет, зависит от того, насколько удачно и совершенно эти переживания будут восприняты и отражены законодательством.

-       Величина налогового бремени, экономическое положение налогоплательщика.

Также тесную связь с уклонением от уплаты налогов имеют экономические условия. Следует учитывать, что в основе налоговых отношений всегда лежит экономическое присвоение. Уклонение, в первую очередь, мотивируется настойчивым желанием плательщика нейтрализовать негативные последствия уплаты фискальных доходов, влияющих на его экономическую силу. Независимо от экономического сознания в отношении к фискальной системе для плательщика часто является определяющим его реальное материальное положение в обществе. С другой стороны, на это явление может оказывать влияние и общее экономическое положение страны.

В ситуации, когда налогоплательщик должен выполнить свои налоговые обязательства, он оценивает, смогут ли положительные моменты уклонения от уплаты налогов компенсировать неприятности, которые может повлечь за собой этот шаг.

Суть налога как элемента отношений между государством и налогоплательщиком (физическими и юридическими лицами) таит в себе первичные отношения экономического присвоения.

В отношении просроченной к взысканию недоимки необходимо отметить два обстоятельства. Во- первых, налоговый орган не вправе начислять пеню. Указанная точка зрения содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09. В обоснование своего мнения ВАС РФ отметил, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пеня не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не начисляется. Такую же позицию по данному вопросу занимает и Минфин России (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).

Во-вторых, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного другого налога. Если налоговым органом пропущен срок  для принудительного взыскания недоимки, то он обязан  по заявлению организации вернуть ей переплату, образовавшуюся по другому налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика во  внесудебном порядке, то он имеет право на  обращение в суд с  иском о взыскании указанной недоимки (ст. 47 НК РФ). Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таблица 2

 

Событие

Срок, установленный

налоговым законодательством

Дата

истечения срока

Выставление требования об уплате

налога

 

10 дней

 

14.02.2011

Получение организацией требования

об уплате налога

 

6 дней

 

22.02.2011

Срок уплаты недоимки, указанный в

требовании об уплате налога

 

8 дней

 

07.03.2011

Взыскание за счет денежных средств

 

 

Принятие решения о взыскании

недоимки за счет денежных средств

 

2 месяца

 

10.05.2011

Доведения решения до сведения

организации

 

6 дней

 

18.05.2011

Подача в суд заявления о взыскании

с организации недоимки за счет

 

6 месяцев

 

07.09.2011  

денежных средств в банке

Взыскание за счет иного имущества

 

 

Принятие решения о взыскании

недоимки за счет иного имущества

 

1 год

 

07.03.2012

Направление решения судебному

приставу-исполнителю

 

3 дня

 

13.03.2012

Подача в суд заявления о взыскании

с организации недоимки за счет иного имущества

 

2 года

 

07.03.2013

 

Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы:

-       во-первых, гораздо менее половины респондентов отмечают мотивирующее воздействие снижения налоговой нагрузки на снижение задолженности по налогам;

-       во-вторых, в наибольшей мере к погашению налоговой задолженности предприятия мотивируются при снижении нагрузки по НДС и ЕСН (налогам, которые относительно нейтральны к финансовому положению предприятий), по этой же причине «запирающий» эффект от погашения налоговой задолженности по отношению к другим «откликам» предприятий наиболее сильно проявляется при снижении нагрузки по НДС и ЕСН. Значительно более сдержанно респонденты оценили воздействие на погашение налоговой задолженности новаций по налогу на прибыль.

-       Уровень прожиточного минимума.

Явление уклонения от уплаты налогов обусловливается и реальным уровнем прожиточного минимума. Если налогоплательщик, регулярно осуществляя свою деятельность, не получает достаточно доходов, в определенных случаях (в зависимости от своих возможностей и знаний) он может переключиться на другие источники дохода, которые не поддаются какому-либо контролю, в том числе и финансовому.

Экономические причины, побуждающие налогоплательщика к уклонению, обусловлены тем, какое место он занимает в общественном разделении  труда. Вступая на рынок  в качестве монопольного субъекта, при определении цены на свою продукцию он имеет преимущество в возможности частично избежать налогового бремени, перекладывая его на других производителей.

-       Инфляция.

На уклонение от уплаты налогов особенно влияет рост инфляции. В условиях инфляции под действием инфляционной спирали номинально растут доходы экономики, растет и зарплата, независимо от производительности труда и увеличения реального валового продукта, что вызывает автоматический рост налогов. Субъекты налогообложения бессильны реально повлиять на увеличение налоговой нагрузки, хотя инфляция может двояко отразиться на их положении. Инфляционные процессы затрагивают и налогоплательщиков, которые в результате платят номинально столько же, а реально меньше  денег в виде налогов и налоговых штрафов.

 

Список литературы

1.     Козырин А.Н. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран // Налоговый вестник. 1998. - № 8. - С. 118-119

2.     Кузнецов Б.П.В поисках нового: опыт работы с крупными налогоплательщиками // Налоговый вестник.2000. - № 3.

3.     Склярова И. Налоговые недоимки как причина банкротства. В списке инициаторов банкротств уверенно лидируют фискальные органы // Учёт, налоги, право. 2000. - № 32.