Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯПОНИИ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

CREATIVE HUMAN CAPITAL IN JAPAN

1 Kasayeva T.V., 2 Dokuz N.V.

 

(1 Candidate of Economics, Associate Professor of Economics, Management and Finances Department, 2 Dokuz N.V.)

 

Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russian Federation

 

Аннотация: В статье рассматривается креативный человеческий капитал представляющий собой главный фактор развития японской экономики в послевоенное время. Показано, что Японии удалось создать достаточно эффективные механизмы формирования человеческого капитала, с акцентировав государственные расходы в социальной сфере – системе образования и здравоохранения.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика Японии, образование, здравоохранение, экономический рост, экономическое развитие, конкуренция.

Abstract: The article considers creative human capital, which is the main factor in the development of the Japanese economy in the postwar period. It is shown that Japan managed to create sufficiently effective mechanisms for the formation of human capital, expanding public spending in the social sphere - the education and health system.

Keywords:  Human  capital,  Japanese  economy,  education,  health,  economic  growth,  economic development, competition.

В современных условиях человек является одним из основных экономических ресурсов. Теории устойчивого развития общества и концепция национального богатства базируются на признании человека движущей силой общественного развития. В рыночной экономике человек, выполняя многообразные экономические функции, является носителем производительных сил общества. [1] В структуре производительных сил различают способность к труду и способность к потреблению. Человек, обладая совокупностью разнообразных сил и способностей, представляет собой фактор экономического роста. Вследствие этого концепция человеческого капитала занимает важное место в теории экономического роста. [2]

В начале XXI века в экономике ведущих стран мира произошли столь значительные изменения, что можно говорить о формировании основ новой экономики – экономики знаний. Специфика экономики, основанной на знаниях, приводит экономическую мысль к новому пониманию позиции человека в общественном производстве. Он, как и прежде, остается единственным активным началом в общественной производительной комбинации, однако теперь является не просто субъектом производительного труда, но выступает в качестве актора, носителя способностей к творческому труду, к производству знаний, обладающего широким кругом разнообразных потребностей. [4, C.25].

Одним из условий повышения конкурентоспособности экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации, как фактора социально-экономического развития на национальном, региональном и транснациональном уровне возрастает. Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – центральное значение в достижении экономического успеха, как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденции к большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования в том числе к обучению. [3, с.55].

По итогам исследования различных подходов к толкованию понятия «человеческий капитал», обобщив и критически оценив наиболее достоверные научные взгляды экономистов, согласимся со следующим определением «человеческого капитала – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов.  Причем,  эффективное функционирование человеческого капитала представляется возможным лишь при  условии осуществления социальных инвестиций со стороны человека (семьи), бизнеса, государства направленных, с одной стороны, на формирование и воспроизводство человеческого капитала, а, с другой стороны, на обеспечение высокого качества жизни, вследствие чего про- исходит приращение человеческого капитала и повышение эффективности функционирования уже существующего человеческого капитала в интересах общества и личности» [5]

Рассмотрев теоретические аспекты, представляется логичным перейти к изучению особенностей креативного человеческого капитала в Японии. Эта дальневосточная страна расположена на архипелаге, состоящем из нескольких относительно больших и множества мелких островов. Такое географическое положение предопределило центральную проблему японской экономики, связанную с дефицитом земли и других природных ресурсов. Решая эту проблему Япония в XIX – начале XX века вынуждена была пойти по пути милитаризации и колониального империализма, однако потерпев поражение во Второй Мировой войне, она лишилась каких-либо возможностей экстенсивного развития. В этом смысле бурный рост наукоёмких ресурсов, включая технологии и человеческий капитал, наблюдаемый там во второй половине прошлого века был не столько возможностью, сколько безальтернативной необходимостью. Стране удалось решить крайне сложную задачу, поэтому рассмотрение и анализ полученного ею опыта имеет особую пользу.

Как и в любой развитой стране центральным ядром системы формирования человеческого капитала является образовательная система. В Японии она выглядит следующим образом. Среднее образование подразделяется на 3 уровня: начальную, среднюю и старшую школы. Высшие учебные заведения делятся на четыре группы – университеты, профессиональные колледжи, высшие школы специальной подготовки и организации последипломного обучения. Обязательными являются начальная и средняя школы, которые как правило бесплатны для учеников. Однако практически все продолжают обучение и в старшей школе, в ВУЗах затем продолжает учиться примерно  половина выпускников [2]. В общей сложности для прохождения всех уровней образования Японцу понадобится 18 лет, (в России аналогичный период составляет 15 лет, в США, Германии и Франции – 16, в Китае – 14 [11])  но в процессе  обучения в зависимости от интеллектуальных способностей ученика выявляется уровень его профпригодности. В зависимости от результатов экзаменов ученик получает представление о возможностях продолжения своего обучения.

Для государства поддержание такой мощной образовательной системы обычно требуют значительных затрат. Однако, в 2006-2012 годах, Япония тратила на образование не так уж много - примерно 3,8% ВВП (Россия – 4,1%, Германия – 5,1%, США и Великобритания – 5,6%, Франция – 5,9%) [9]. Однако результаты этих вложений со всей очевидностью их  оправдывают. Процент охвата населения высшим образованием постоянно и стабильно растёт: если среди поколения 60-летних имеется 35% имеющих диплом, то для 50-летних это уже более 45%, для 40-летних – почти 55% и, наконец, в возрасте около 30 лет процент населения с высшим образованием достигает 60 [8]. Среди других стран Япония находится на лидирующих позициях, существенно уступая лишь Канаде, где процент населения с высшим образованием составляет 53,6 [8].

Вторым, помимо образования, крылом в системе формирования человеческого капитала является здравоохранение. Здесь Япония тоже демонстрирует высочайший уровень: доказательством этому является самая высокая продолжительность жизни - 83 года [7], при этом почти половина людей, достигших 110- летнего возраста, сегодня живёт в Японии. Финансовой основой японского здравоохранения является обязательное медицинское страхование, на которое японцы тратят около 4% своих доходов, однако значительная часть затрат на систему здравоохранения обеспечивается государством и работодателями частного сектора. При получении медицинской помощи страховка покрывает 70% расходов работающего населения и 90% для социально незащищённых слоев. Также к преимуществам японской системы здравоохранения можно отнести быстроту скорой помощи, достаточно большое количество врачей на душу населения (177 на 100000) и, главное, - практически идеальную техническую оснащённость и организационную составляющую больниц [10].

Говоря о креативности человеческого капитала в Японии необходимо учитывать культурные особенности и специфический менталитет населения этой страны, который очень необычен и непривычен для нас. Помимо прочего, этот менталитет привёл к возникновению  уникальной системы управления, которая до последнего времени рассматривалась как самая эффективная из существующих в мире.

Главная причина успешности и высокой эффективности японской системы менеджмента связана именно со способностью максимально использовать человеческий фактор, и именно характерные качества представителей японской нации позволяют такой системе функционировать. Например, у Японцев очень развито чувство долга, они очень терпеливы, дисциплинированы и пунктуальны. Они способны много работать и выполняют свою работу с максимальной эффективностью. Если японец закончил работу, то вполне вероятно, что он вместо того, чтобы идти домой, будет помогать коллегам. Японцы преданы компании, в которой они работают. Они убеждены в том, что если их работа будет высокого качества, то и предприятие будет функционировать отлично, а это приведет к росту заработной платы или выплате премии.

Ещё одним преимуществом, позволяющим раскрывать креативные компоненты человеческого капитала является низкая дифференциация доходов. Разница в зарплате начальника и его подчинённых не сильно различается. Это с одной стороны снижает остроту взаимоотношений в трудовом коллективе, а с другой - даёт заинтересованность для полной самоотдачи в рабочее время. За счёт этого децильный коэффициент имущественного расслоения составляет в Японии по данным ООН всего 4,5 раза (в 2009 году), в то время как во Франции он составлял – 9,1; в Великобритании – 13,8; в США – 15,9; в Китае – 21,6 [12].

Однако, несмотря на все достижения, связанные с развитием человеческого капитала, в последние 20- 30 лет японская экономика испытывает различные проблемы и уже не может показывать тех темпов роста, которые она демонстрировали в 1970-80-х годах. Одной из причин этого стал рост конкуренции на мировых рынках, в том числе и высокотехнологичной продукции. В новых условиях японская экономика, обладая преимуществами по основным показателям развития человеческого капитала уже не может развиваться также быстро, как например, Китай.

В условиях глобализации мировой экономики особую роль занимает конкуренция на рынке труда, которая мотивирует работников накапливать новые знания. Ситуация в Японии обостряется ещё и в связи с ухудшившимися демографическими тенденциями. Стране остро необходим экономический рост и прогресс, дальнейший рост производительности труда, который является ключом к долгосрочному экономическому росту и повышению уровня жизни. Поэтому для увеличения экономического потенциала, Японии необходимо увеличить рождаемость в стране, так как иначе, в ближайшем будущем может развиться уже другая проблема с экономическим застоем в развитии страны.

При анализе процессов формирования креативного человеческого капитала, так или иначе прослеживается тенденция роста зависимости компаний от работников, чей профессионализм, высокая ответственность, креативное мышление, способствуют разработке и воплощению новых, творческих идей. Формирование интеллектуального человеческого капитала  основано на поиске способов эффективного использования знаний и информации. Открытость экономики для чего-то нового, а также большая ориентация на будущее представителей креативного класса влекут за собой увеличение научно- технического прогресса, а также способствуют всестороннему развитию общества. Человеческий капитал в ограниченной природными ресурсами экономике Японии всегда будет играть основную роль, а уровень его эффективности демонстрируется долговременным экономическим ростом.

Список литературы

1.        Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Глушко И.В., Городова Т.В., Курушина Е.В., Минакова И.В., Бурдейный А.А., Политова И.П., Фокина О.А., Шмакова М.В., Кузнецова Ю.А. Проблемы социально-экономического развития общества St. Louis, 2013

2.        Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. - 167с.

3.        Касаева, Т.В., Бондарская, Т.А. Креативный  человеческий  капитал как  движущая  силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (130). – С. 51-56.

4.        Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала// В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 22-25.

5.        Политэкономические императивы воспроизводства индивидуального человеческого капитала. Касаева Т.В. автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01 / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2014.

6.        Human capital contribution into innovation progress: world experience Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 626-629.

7.        Human      Development      Report      2015:      Work      for      Human      Development.      URL:http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf (дата обращения: 01.05.2017)

8.        Organisation            for            Economic            Co-operation            and            Development URL:https://data.oecd.org/eduatt/adult-education-level.htm#indicator-chart (дата обращения: 01.05.2017)

9.        Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/content/expenditure-education-public-gdp (дата обращения: 01.05.2017)

10.      Шаховский           К.П.           Организация           здравоохранения           в     Японии.          URL:http://www.mednovosti.by/news.aspx?id=303 (дата обращения: 11.05.2017)

11.      Продолжительность обучения в странах мира (от начального до высшего образования). URL:http://www.yestravel.ru/world/people/school_life_expectancy/ (дата обращения: 11.05.2017)

12.     Human Development Report 2009. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/269/hdr_2009_en_complete.pdf      (дата         обращения: 11.05.2017)

Bibliographic list

 

1.                        Burnjasheva L.A., Gazgireeva L.H., Glushko I.V., Gorodova T.V., Kurushina E.V., Minakova I.V., Burdejnyj A.A., Politova I.P., Fokina O.A., Shmakova M.V., Kuznecova Ju.A. Problemy social'no- jekonomicheskogo razvitija obshhestva St. Louis, 2013

 2.                        Kasaeva T.V. Problemy i osobennosti funkcionirovanija chelovecheskogo kapitala v uslovijah formirovanija innovacionnoj jekonomiki. Krasnodar: Izd-vo JuIM, 2011. – 167 p.

 3.                        Kasaeva, T.V., Bondarskaja, T.A. Kreativnyj chelovecheskij kapital kak dvizhushhaja sily sovremennoj jekonomiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. – 2014. – № 2 (130). – P. 51-56.

 4.                        Kasaeva T.V., Kasaev A.Ju. Jekonomika jeffektivnogo chelovecheskogo kapitala// V sbornike: Razvitie jekonomiki i menedzhmenta v sovremennom mire Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh, 2015. P. 22-25.

5.                        POLITJEKONOMICHESKIE IMPERATIVY VOSPROIZVODSTVA  INDIVIDUAL''NOGO CHELOVECHESKOGO KAPITALA. Kasaeva T.V. avtoreferat dis. ... doktora jekonomicheskih nauk : 08.00.01 / Tambovskij gosudarstvennyj universitet im. G.R. Derzhavina. Tambov, 2014.

6.                        HUMAN CAPITAL CONTRIBUTION INTO INNOVATION PROGRESS:   WORLD EXPERIENCE Kasaeva T.V., Kiseleva N.N., Rud N.Y. Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11. P. 626-629.

7.                        Human Development Report 2015: Work for Human Development. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf (date of the application: 01.05.2017)

8.                        Organisation           for            Economic           Co-operation           and           Development URL: https://data.oecd.org/eduatt/adult-education-level.htm#indicator-chart (date of the application: 01.05.2017)

9.                        Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/content/expenditure-education-public- gdp (date of the application: 01.05.2017)

10.                       Shahovskij K.P. Organizacija zdravoohranenija v Japonii. URL: http://www.mednovosti.by/news.aspx?id=303 (date of the application: 11.05.2017)

11.                       Prodolzhitel'nost' obuchenija v stranah mira (ot nachal'nogo do vysshego obrazovanija). URL: http://www.yestravel.ru/world/people/school_life_expectancy/ (date of the application: 11.05.2017)

12.                       Human Development Report 2009. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/269/hdr_2009_en_complete.pdf (date of the  application: 11.05.2017)