Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2018г.

В статье представлен кластерный подход к системе здравоохранения. Автором рассмотрены теоретические аспекты кластера. Система здравоохранения выделена в отдельный институт, включающая в себя основные элементы. Приведены примеры внедрения кластерного подхода на региональном уровне, а также рассмотрен характер развития системы здравоохранения в Российской Федерации при помощи кластерного подхода.

Ключевые слова. Здравоохранение, кластер, кластерный подход, здоровье населения, система здравоохранения.

В Российской Федерации управление здравоохранением осуществляется на двух уровнях – на общегосударственном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Одной из важнейших функций государства является функция охраны здоровья населения страны.

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»1 существует перечень полномочий в вопросах охраны здоровья граждан. В данной статье рассмотрим некоторые из них. К ведению высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан относится:

1.     установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан;

2.     разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения;

3.     защита прав и свобод человека в области охраны здоровья; охрана семьи, отцовства, материнства и детства;

4.     управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

5.     определение доли расходов на здравоохранение при формировании государственного бюджета;

6.     охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

7.     координация деятельности органов государственной власти и управления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

8.     установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

9.     разработка и реализация мер, направленных на спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях;

10.        принятие и изменение федеральных законов в области здравоохранения и контроль за их исполнением.

Необходимо отметить, что система здравоохранения – это сложный институт. Он включает в себя основные элементы, которые присущи институциональным структурам, а именно, цель, набор функций, система управления и т.д. Кроме этого, система здравоохранения производит медицинские услуги, которые имеют свою фактически сложившуюся, а не фактически оплачиваемую стоимость.2 Важнейшей задачей управления отечественным здравоохранением становится эффективное и экономное использование ограниченных финансовых, материальных и других ресурсов в условиях выраженной конкуренции за обладание ими.

Для повышения управляемости системой здравоохранения в федеральных округах Российской Федерации были созданы координационные советы по здравоохранению (рис.1).





Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Переходя к кластерному подходу, стоит отметить, что в экономической теории имеется очень большое количество определений кластера, являющегося основой кластерной теории экономического развития. Так, кластерный подход в экономике представляет собой взаимодействие нескольких направлений. К таким направлениям можно отнести локальную индустриальную специализацию, пространственную экономическую агломерацию и региональное развитие, а также положения стратегического и венчурного менеджмента.

Принято считать, что понятие «кластер» в экономической науке ввел Майкл Портер. Под кластером он понимает группу географически взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании). Вместе и те, и другие действуют в определенной сфере и дополняют друг друга.

Кластерный подход изучал и применял также Е. Дахмен с целью выявления взаимосвязей крупных шведских многонациональных корпораций. По мнению Е. Дахмена, кластеры формируются в «блоках развития», а основой развития конкурентного успеха является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом. Развитие должно происходить поэтапно, или по «вертикали действий» в пределах одной отрасли, связанной с другими отраслями, что обеспечит возможность поглощения конкурентных преимуществ.3

В системе здравоохранения использование кластерного подхода весьма необходимо. Это обусловлено усиливающейся децентрализацией управления практической медициной, системами подготовки медицинских кадров и научных исследований. Основой развития здравоохранения как кластера, в большинстве становится комплексная структура, в которую входят научные сотрудники, представители медицинского образования и медицинской практики, органы власти, представители бизнеса.

Так как представители медицинской практики входят в комплексную структуру развития здравоохранения как кластера, обратимся к официальной статистике РФ. По данным Росстата в 2016 году численность медицинских работников, а именно врачей, составляет 680,9 тыс. человек, что на 7,9 тыс. больше по сравнению с 2015 годом (673,0 тыс).8

Сравнивая 2014 и 2015 годы, следует отметить, что в 2015 году численность врачей резко сократилась с 709,4 до 673,0 тысячи человек. Как видно на графике, в целом за последние десять лет за данным показателем значительных скачков не наблюдалось.





В регионах Российской Федерации в системе здравоохранения кластеры формируются при наличии высокотехнологичного медицинского центра или медицинского университета. Охват кластера может территориально варьироваться как от одного города, либо региона, так и до целой страны или нескольких стран, граничащих друг с другом.4

Например, отметим опыт Тверской области. Министерством здравоохранения Тверской области в ноябре 2015 года было принято решение о развитии кластерного подхода в управлении системой здравоохранения.5 Данный подход был принят для улучшения качества оказываемой медицинской помощи, совершенствования диспансеризации, снижения смертности. Также в целях увеличения показателей рождаемости, привлечения высококвалифицированных медицинских кадров, устранения неравенства в распределение материально-технических ресурсов в наиболее проблемных точках, к которым относятся малонаселенные муниципальные образования.

По их мнению, данная система позволит достичь единых стандартов качества оказания медицинской помощи. На втором же уровне сконцентрировать основную часть медицинской помощи и необходимые ресурсы. Предлагаемая система имеет особое значение для областных центров, которые станут кураторами районов первого звена.

Развитие системы здравоохранения в областных центрах позволит снизить время доставки пациента в медицинское учреждение и оказать ему наиболее качественную помощь на втором уровне. Главная задача кластеризации – обеспечить выездную работу с населением по всем специализированным направлениям медицинской помощи, что сделает медицинскую помощь узких специалистов более доступной для сельского населения. Для этого по каждой районной больнице второго уровня будет определен конкретный перечень медицинских услуг и порядок маршрутизации между субъектами медицинской помощи муниципальных образований.

Разные действующие лица вовлекаются в кластерные инициативы различными способами, стимулами. Их возможности, роли могут изменяться в зависимости от национального контекста, а так же периода жизненного цикла кластера.6 Например, все большее внимание уделялось роли медицинских учреждений. Медицинские учреждения важны не только из-за их естественной миссии в здравоохранении, медицине и исследованиях, но также из-за их способности служить узлами для предпринимательского и научно-промышленного взаимодействия.

Характер развития российского здравоохранения как целостной системы предполагает единую государственную политику с учетом региональных особенностей. В этом будет проявляться гарантия получения максимального эффекта от использования ресурсов здравоохранения, гарантия обеспечения конституционных прав людей на охрану здоровья, улучшения здоровья нации.7

Таким образом, справедливо утверждать, что развитие потенциального кластера требует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышении эффективности экономики территориально. В некоторых случаях эффективное развитие кластера требует незначительных усилий, в других – требует реализации масштабных проектов.

Ещё одним немаловажным фактором является локализация основных участников кластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера – кооперации, обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом.

Мы считаем, что создание кластеров в системе здравоохранение весьма перспективно, так как они способствуют при объединении органов власти, бизнеса, науки увеличить уровень предоставления медицинских услуг. На сегодняшний день это является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности здравоохранения в России.

 

1 Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

2 Сунгатов Р. Ш. Управление системой здравоохранения в единой информационной среде // Экономика и управление. 2007. № 5. С. 64-67.

3 Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 520с.

4   Лагутова Н.М. Кластерный подход в управлении системой здравоохранения в регионе // Новый университет. 2012. № 3(13). С.31-34.

5 Кластерный подход в управлении системой здравоохранения в регионе. Министерство здравоохранения тверской       области.       URL:        http://www.minzdravtver.ru/ministerstvo/novosti/455-klasternyj-podkhod-v- upravlenii-sistemoj-zdravookhraneniya-v-regione.html

6 Юрьева О.В. Кластеры профессиональной компетенции: модели максимальной эффективности работы государственных служащих // Власть. -2015.- № 9.-С. 67-72.

7 Камашева А.В. Анализ показателей общественного здоровья и факторов, на них влияющих // Казанский экономический вестник - 2015. -№5 (19) с. 16-20.

8 Численность медицинских кадров. Здравоохранение. Федеральная служба государственной статистики.URL:       http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#