Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ КАК ОСНОВА ЕЕ КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    На сегодняшний день общество стоит на пороге постиндустриального развития. Ключевую роль занимают накопление информации, развитие технологий, компьютеризация. Такому положению дел способствовали международная интеграция, глобализация, ускорение темпов жизни и передачи информации. Чтобы жить в ногу со временем необходимо развиваться и развивать технологии. Необходимы инновационные открытия и достижения основанные на новом опыте, дающие принципиально новые результаты.

   Инновации — это новейшие технологии, а так же деятельность связанная с вливанием денежных средств в экономику для обеспечения смены технологий.1 На основе инноваций сегодня происходит самое уверенное развитие лидирующих стран.

     Для перехода экономики на инновационный путь развития необходимо повышение инновационной активности бизнеса. «За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию компаний к инновациям и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при наличии отдельных улучшений сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в этой сфере. К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся следующие проблемы:

Ø недостаточное качество бизнес-среды, неконкурентоспособный инвестиционный климат, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки;

Ø сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;

Ø взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, которое пока не носит достаточно регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий;

Ø недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, в частности ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, а также на формирование и развитие научно-производственных партнерств;

Ø издержки небольших компаний на  получение прямой государственной поддержки при реализации инновационных проектов, вместе с тем ограниченные возможности федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление поддержки по множеству некрупных проектов. До настоящего времени такого рода проблемы в некоторой мере решались в том числе предоставлением поддержки в рамках соответствующих региональных программ. В настоящее время отсутствует значимый прогресс в реализации различных механизмов поддержки инновационной деятельности предприятий с помощью отраслевых бизнес-ассоциаций».2

    «Для формирования инновационной среды в стране, за последние 10 лет при  поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры.

    В частности, количество федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием к концу 2010 года достигло 63 единиц, в них сконцентрировано около 2100 единиц оборудования, стоимость которого составляет более 15 млрд. рублей. В 2005 - 2010 годах было создано более 100 центров трансфера технологий. В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действует более 140 инновационно-технологических центров и технопарков. В рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" с 2006 по 2010 год выделены средства на создание 8 технопарков в 7 субъектах Российской Федерации, из которых 6 технопарков уже функционирует. До 2014 года запланировано выделение средств на создание 4 технопарков. Осуществляются меры государственной поддержки развития территорий с высоким научно-техническим потенциалом, включая наукограды Российской Федерации».3

 

1 http://enc-dic.com/economic/Innovacija-5435.html

2 http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

   Основными составляющими инновационной инфраструктуры являются: инновационный центр, бизнес- инкубатор, технопарк, наукоград, технополис и т.д. на данный момент в России наибольшее распространение получили технопарки и бизнес-инкубаторы.

   Технопарк - специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты: подъездные пути, средства транспорта, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы объединить на одной территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ (научно-исследовательский институт), преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

    Бизнес-инкубатор - это структура, которая специализируется на создании благоприятных условий для поддержания эффективной деятельности небольших фирм.

   «Основными направлениями развития инновационной инфраструктуры являются следующие:

Ø поддержка распространения рыночных моделей формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры;

Ø обеспечение дополнительной поддержки технико-внедренческих особых экономических зон и совершенствование регулирования их создания и функционирования;

Ø обеспечение дополнительной поддержки наукоградов и других обособленных территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал и совершенствование регулирования их создания и функционирования;

Ø обеспечение целенаправленной поддержки совершенствованию деятельности объектов инновационной инфраструктуры;

Ø формирование инновационного центра "Сколково"»4.

   Формирование инновационного центра "Сколково" обеспечит создание среды, благоприятной для инновационной деятельности. На его территории будет сосредоточен большой исследовательский, научный и инновационный потенциал, необходимый для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований.

   Государство делает шаги в сторону создания инфраструктуры для развития и внедрения инноваций. Так, уже запущен многообещающий проект «Инновационный центр «Сколково» - научно-технологический комплекс по созданию  и коммерциализации новых технологий. В развитых  регионах страны создают технопарковые структуры, такие как: Наукоград Кольцово и технопарк новосибирского Академгородка, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес- инкубатор», Агропарк в Татарстане - первый в России и т.д.

   Однако стоит отметить, что настоящие проекты рассчитаны на перспективу и для того, чтобы добиться необходимых результатов требуются определенное время и немалые финансовые вложения.

   В принятой страной стратегии выделяются три ключевых направления.

   Первое и наиболее важное направление - развитие человеческого капитала. Наличие высококвалифицированных кадров на сегодняшний день является одним из основных факторов успеха в рамках глобальной конкуренции. Приоритетом становится развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров. Даная стратегия предусматривает стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.

   Так же было принято решение о повышении инновационной активности бизнеса. Высокого показателя активности бизнеса предполагают достичь в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. При этом, одна из ключевых целей стратегии - сделать инновационное развитие одним из основных приоритетов деятельности компаний.

    Особое внимание в стратегии уделено  содействию выходу российских компаний  на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.

   И третье направление - продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

   Одновременно государство должно само становиться все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.

    Инструменты развития и поддержки инноваций будут выстроены в единую цепочку для того, чтобы обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях, от стадии идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок.

   Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии учитываются при разработке концепций и программ социально-экономического развития России, а также государственных программ Российской Федерации и планов их реализации.

   «Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, композитных материалов, разработке и применении нанотехнологий, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека и животных, программного обеспечения, а также в атомной и водородной энергетике, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других сфер деятельности»5.

Список литературы

1.     Боркова Е.А., Савостин Д.А. Государственная поддержка инновационной активности малого бизнеса. В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции г. Воронеж, 2014г. С. 9-12.

2.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации// Федеральная антимонопольная служба. – 2015. [электронный  ресурс] — Режим доступа. — URL: file:///C:/Users/EliteBook/Downloads/Dokl_konkur_12_08_2014_big.pdf  [стр.  35].

3.     Распоряжение  Правительства   от    8 декабря   2011 года №2227-р. (http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm)