Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 июня 2016г.

Любое государство стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни своих граждан, что возможно осуществить только за счет устойчивого экономического роста. Однако постоянный, экономический рост невозможен, так как он регулярно прерывается периодами экономической нестабильности и, крайней степенью нестабильности, кризисами. Однако не стоит считать, что кризис это явление с сугубо отрицательным характером.

Причины кризиса могут быть различными. Они бывают объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективными, отражающими ошибки в управлении, а также природными, характеризующими климатические явления, землетрясения и др. Так же причины кризиса подразделяют на внешние и внутренние. Внешние связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития и с развитием мировой экономики в целом, а так же с политической ситуацией в стране. Вторые – с рискованной стратегией маркетинга, недостатками в организации производства, внутренними конфликтами, несовершенством управления, инвестиционной и инновационной политикой.

В зависимости от вида кризиса, а так же его тяжести, государство проводит определенную политику, пользуясь различными методами регулирования. Направлены они непосредственно на смягчение кризисных ситуаций, стабилизацию экономических процессов. Бывают ситуации, когда государство начинает регулирование слишком поздно  или же не  эффективно, что  может стать причиной  возникновения новых кризисов, своеобразному «наслаиванию» одного кризиса на другой, как это было в 90-х годах прошлого века в России.

В кризисной ситуации, как правило, реальному сектору экономики нужна финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно оздоровить, и эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях –   от федерального до муниципального.

Если говорить о сегодняшнем положении российской экономики, то эксперты считают, что замедление экономического роста в России стало очевидным со второго квартала 2013 г. Летом 2014 г. речь уже шла о более серьезном процессе: стагнации экономики. Осенью же уже произошел обвал на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Возникла реальная угроза перерастания нестабильной ситуации в   полномасштабный финансовый кризис, угрожающий устойчивости, прежде всего, коммерческих банков. Банкротство их помогли предотвратить усилия ЦБ РФ и эффективная работа министерств экономического  блока. Вместе с тем

негативные факторы продолжают действовать и сейчас, они имеют не краткосрочный характер, а структурную долгосрочную природу. Выбор конкретных методов антикризисной финансовой политики в России в 2015 г. неизбежно определялся не только условиями экономического спада, обесценением национальной валюты и проблемами инфляции, но и внешнеполитическими рамками. События политического кризиса в Украине жестко определяли границы возможного  маневра. Непосредственное административное   вмешательство   в   ходе экономических процессов неминуемо нарастало. Так называемое ручное управление в условиях кризиса, практикуется уже на протяжении последних нескольких лет. С начала финансового кризиса 2008–2009 гг. и по настоящее время российская экономическая политика осуществляется на основе жесткого государственного контроля. Антикризисная программа Правительства РФ 7 учитывает опыт достаточно успешного преодоления финансового кризиса и реабилитация производства после спада в 2008–2009 гг. Однако ситуация сегодня и шесть лет назад существенно отличаются, и эти различия в значительной степени осложняют применение проверенных методов борьбы с кризисом.

Укажем на факторы, отличающие кризис 2008-2009 гг. от нынешнего. Предыдущий кризис начался на фоне периода устойчивого роста инвестиций в российской экономике. Однако экономика не преодолела долгосрочных застарелых проблем – низкой производительности труда при растущих затратах на производство и неизбежной низкой конкурентоспособности российского бизнеса. В период е 2013–2015 гг. наблюдался постепенный и все усиливающийся спад инвестиционной активности. Хотя и в сегодняшней ситуации, и во время предыдущего кризиса банки и фирмы оказались отрезанными от финансовых ресурсов мирового рынка, последствия этого разные. В 2009–2010 гг. пауза оказалась недолгой, работа по привлечению заемных средств и инвестиций быстро принесла хорошие результаты. В текущий момент оценки риска работы с российскими заемщиками или приобретения активов оцениваются очень высоко.

Снижение цен на нефть имеет структурную природу. На протяжении последних 10–15 лет в наиболее развитых экономиках осуществлялась масштабная работа, направленная на повышение  эффективности использования углеводородного топлива, его замещения на возобновляемые источники   энергии. Без восстановления глобального экономического роста спрос на углеводородное энергетическое сырье не может возрасти снова. Ведущие производители не   хотят   сворачивать   добычу,    опасаясь   потерять долю на соответствующем рынке.

Уже на первой стадии реализации антикризисной программы в центре внимания властей находится проблема стабилизации институтов финансовой системы. Следующая фаза – период снижения волатильности рынков (ценных бумаг, валюты, банковских кредитов). Однако стабилизация российских рынков также является лишь краткосрочной целью антикризисных мер. Балансировка цен на финансовых рынках и рынках экспортных товаров необходима, пусть на уровне гораздо более низком. Но она ни в коей мере не является гарантией решения актуальных экономических проблем в дальнейшем.

  

5     План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году / http://government.ru/docs/16639.


На фоне ускоренной девальвации национальной валюты особое внимание российских властей   к финансовому состоянию банковской системы выглядит оправданным. Банковские институты играют роль передаточного механизма как положительных, так и негативных импульсов по всей экономике страны. Угроза стабильности банков потенциально опасна паникой среди населения (набеги вкладчиков на банки с целью изъятия сбережений).

Предшествующие кризисы 1990-х и 2008-2009 гг. имели сильное внешнее воздействие. Буря на фондовых и валютных рынках в Азии осенью 1997 года была очевидной предпосылкой российских проблем. А уже в 2008 году прямая связь нашего кризиса с мировой финансовой катастрофой была очевидной. В настоящее время развитие экономики развитых стран набирает темп, фондовые рынки штурмуют рекорды, центральные банки рассматривают перспективу повышения ставок.

По прогнозам, в глобальной экономике очередные сложности могут появиться ближе к 2017-2019 годам, что означает: подъему российской экономики остальной мир никак не сможет поспособствовать, если таковой начнется.

Государство предпринимает меры для преодоления кризиса. Выражается это, прежде всего, в политике импортозамещения, которая активно воплощается в жизнь с 2015 года. Так как западные санкции значительно ограничивают возможности экспорта, да и в целом сильно осложняют связи с Европой, Россия взяла курс на налаживание отношений с Азией. Основным документом, который дает направление выхода из кризиса является Антикризисный план МЭР. В нем обозначены первоочередные задачи, выполнив которые, возможно смягчение сложившейся ситуации и последующий выход из нее. Документ предусматривает приватизацию государственных компаний, меры по улучшению судебной и правоохранительной системы, ослабление контроля в отношении бизнеса, а также повышение предсказуемости законодателей.8 Объемы финансирования еще не определены, однако точные суммы должны быть известны после доклада чиновников по итогам в конце первого квартала 2016г. На данный момент заявленные суммы следующие: расходы на реализацию плана объемом 380 млрд. руб. (из них 310 млрд. руб. – на поддержку регионов), источники финансирования – специальный антикризисный фонд правительства (210 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (ФНБ; из него возьмут 40 млрд. руб.), запрос Минсельхоза на развитие импортозамещения (23 млрд. руб.) и Минздрава на борьбу со СПИДом (19,5 млрд. руб.).9

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государство принимает непосредственное участие в смягчении влияния кризиса на экономику страны и социальную жизнь населения. Поддержка местных производителей и экспортная ориентация на восток — это основные направления нынешней экономической политики в условиях западных санкций и эмбарго. Мне кажется, что восточные страны очень важные стратегические партнеры, а особенно КНР, потому что экономика этой страны является одной из самых сильных экономик мира. Экономика многих стран этого региона отличается быстрым развитием и потому имеют огромный потенциал.

6   24СМИ - медийный новостной сайт. «Выход из  кризиса. Новая ставка правительства России» Р.Кулинич http://24smi.org/news/34959- antikrizisnyj-plan-minekonomrazvit_spect_ek.html

7 Lenta.ru «Объем антикризисного плана раздулся на 20 процентов» https://lenta.ru/news/2016/02/18/moremoney4economy/ 

Список литературы

1.     Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе рыночных отношений в России/ Р.Р. Дохина: Академия управления "ТИБСИ":2009

2.     Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие \ С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская; под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской. - М.: КНОРУС, 2009. - с. 29-32.

3.     Правительство России, официальный сайт http://government.ru/

4.     Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 2005. С. 79.

5.     24СМИ - медийный новостной сайт.

6.     Lenta.ru