02 сентября 2017г.
Эффективность использования новой техники, чаще всего оценивается ее производительностью. С целью определения эффективности использования трактора класса 1,4 с дополнительным ведущим мостом и меняющимся сцепным весом в условиях Амурской области были проведены сравнительные хозяйственные испытания экспериментального машинно-тракторного агрегата (МТА) при проведении предпосевных сельскохозяйственных работ в реальных условиях эксплуатации. При сравнении в качестве энергетического средства был принят серийный вариант трактора класса 1,4 с колесной формулой 4К2. На экспериментальный трактор установлено гидравлическое устройство для перераспределения сцепного веса и дополнительный ведущий мост [3]. Сравнение было выполнено методом сплошного хронометража всего рабочего времени.
Основной целью проведения хронометражных хозяйственных испытаний является нахождение параметров, характеризующих эффективность работы МТА. К ним относятся:
- производительность в час времени движения;
- производительность в час чистого рабочего времени;
- средняя скорость движения;
- расход топлива на единицу обработанной площади [1,2].
Обработка полученных данных проводилась на основании общепринятых методик [4,5]. Производительность в час чистого рабочего времени
Сравнительные хозяйственные испытания были проведены на таких сельскохозяйственных операциях, как сплошная культивация, прикатывание, боронование. Полученные данные приведены в таблицах 1-3
Таблица 1
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на бороновании
Показатели
|
Состав
МТА
(МТЗ-80+БЗСС-1.0 (15 шт.))
|
Серийный
|
Экспериментальный
|
Длина гона,
м
|
920
|
920
|
Ширина захвата,
м
|
конструктивная
|
15,00
|
15,00
|
рабочая
|
14,91
|
14,92
|
Скорость
движения, м/с
|
2,52
|
3,16
|
Производительность, га/ч
|
в час времени движения
|
6,29
|
7,87
|
в час основного рабочего
времени
|
6,57
|
8,14
|
Коэффициент
использования времени движения
|
0,88
|
0,86
|
Коэффициент
использования времени смены
|
0,84
|
0,80
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га
|
1,58
|
1,38
|
Таблица 2
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на прикатывании
Показатели
|
Состав
МТА
(МТЗ-80+3ККШ-6 (2 шт.))
|
Серийный
|
Экспериментальный
|
Длина гона,
м
|
914
|
914
|
Скорость
движения, м/с
|
2,46
|
3,11
|
Производительность, га/ч
|
в час времени движения
|
4,33
|
5,47
|
в час основного рабочего времени
|
4,70
|
5,94
|
Коэффициент
использования времени движения
|
0,87
|
0,85
|
Коэффициент
использования времени смены
|
0,85
|
0,81
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га
|
1,75
|
1,56
|
Таблица 3
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний на сплошной культивации
Показатели
|
Состав МТА (МТЗ-80+КПС-4)
|
Серийный
|
Экспериментальный
|
Длина гона,
м
|
930
|
930
|
Ширина захвата,
м
|
конструктивная
|
4,00
|
4,00
|
рабочая
|
3,98
|
3,98
|
Скорость
движения, м/с
|
2,30
|
2,94
|
Производительность, га/ч
|
в час времени движения
|
1,71
|
2,17
|
в час основного рабочего
времени
|
1,80
|
2,29
|
Коэффициент
использования времени движения
|
0,85
|
0,83
|
Коэффициент использования времени смены
|
0,83
|
0,85
|
Расход топлива на единицу обработанной площади, кг/га
|
4,56
|
4,21
|
Анализ таблицы 3 показывает, что использование трактора МТЗ-80 с дополнительным ведущим мостом и устройством для перераспределения сцепного веса при прикатывании позволило повысить производительность МТА в
час основного рабочего
времени на 23,8% и снизить расход топлива на
единицу обработанной площади на 14,4% по сравнению с трактором МТЗ-80, работающим в серийном варианте. Аналогичные результаты получены при сплошной культивации и бороновании. Так, при сплошной культивации увеличение производительности в час основного времени у трактора с дополнительным ведущим мостом составило 27,2%, и при этом снижение расхода топлива на единицу обработанной площади составило 12,1%. Использование трактора МТЗ-80 с дополнительным мостом при бороновании позволило повысить производительность в час основного рабочего времени на 27,1% и снизить расход топлива на единицу обработанной площади на 8,3%.
Результаты сравнительных хозяйственных испытаний показали, что использование трактора класса 1,4 с дополнительным ведущим мостом и устройством для перераспределения сцепного веса позволило повысить производительность в час основного рабочего
времени и снизить расход топлива на единицу обработанной площади по сравнению с серийным трактором на прикатывании, сплошной культивации и бороновании.
Список литературы
1. Кузнецов Е.Е.,
Щитов С.В., Худовец В.И. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: Монография. ДальГАУ-Благовещенск, 2013. - 153 с.
2. Кузнецов Е.Е. Дополнительные догружающие устройства в ходовой системе тракторов // Сельский механизатор. – 2015, № 10. - С.9-11.
3. Устройство-цилиндро-прижимной механизм для распределения собственной нагрузки с передней оси колесного трактора на дополнительно установленный движитель/ Кузнецов Е.Е., Щитов С.В.// Пат. на на изобретение № 2480343 Рос. Федерация заявитель и патентообладатель Дальневосточный гос. агр. университет. заявл.
01.11.2011, зарегистрирована 01.11.2011, опубл. 27.04.2013, Бюл.№ 12. - 10 с.
4. Щитов С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис.докт.техн.наук:05.20.01: защищена 20.05.09/Щитов Сергей Васильевич; ДальГАУ-Благовещенск,2009. - 325 с.
5. Щитов С.В., Кузнецов Е.Е., Поликутина Е.С. Влияние перераспределения сцепного веса между мостами трактора на ширину захвата, буксование и производительность машинно-тракторного агрегата // АгроЭкоИнфо. – 2017, №1. http://agroecoinfo.narod.ru/journal/STATYI/2017/1/st_106.doc.