22 февраля 2016г.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года отмечается необходимость приоритетного развития опорной транспортной сети, которая выполняет особую роль в обеспечении территориальной целостности России. В состав транспортной сети входят транспортные пункты, где производится погрузка-разгрузка грузов, стыковка разных видов транспорта. Поэтому необходимо создавать мощные специализированные логистические пункты, в которых происходит согласованная работа по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
Отсюда вытекает потребность в анализе существующего уровня транспортного обслуживания Северного региона, организации мультимодальной транспортной системы и методов его управления, исследовании особенностей доставки грузов в Северные регионы Российской Федерации с учётом взаимодействия всех транспортных звеньев и разных видов транспорта, в определение потребного количества транспортных средств в зависимости от выбранной схемы доставки и оценки эффективности доставки грузов потребителям [8].
Многие исследователи [3, 5, 6] отмечают, что наиболее слабым звеном в технологическом процессе доставки грузов является перевалочный пункт (терминал). Здесь имеют место значительные сверхнормативные простои подвижного состава, потери груза, не нормированное время на погрузку и разгрузку груза, слабое взаимодействие разных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского, авиационного и трубопроводного).
Наиболее глубоко исследованы вопросы повышения эффективности доставки грузов речным транспортом и функционирования транспортных терминалов. Существует большой ряд прикладных методов, широко используемых на практике. Например, в решение задачи оптимизации параметров транспортных терминалов и доставки грузов существенный вклад внёс профессор Мостовой И.Ф. На основе анализа результатов расчётов, определил, что максимальная вместимость причальных перевалочных складов используется при соотношении между пропускной способностью и грузооборотом, равном 0,25 – 0,33. В работе [4] рассмотрены вопросы оптимизации параметров терминала, разработана методика для обслуживания автомобильного транспорта.
Автором работы дан анализ современного состояния мультимодальных железнодорожно-водных перевозок в восточных районах страны, изучены и проанализированы маршруты перевозок грузов в мультимодальном железнодорожно-водном сообщении на территории России, определены объемы перевозимых грузов. Автором предложен вариант для мультимодальных систем перевозок грузов, на уровне планирования, решать задачу распределения грузопотоков по перевалочным портам в бассейнах рек с учетом их развития, с применением экономико-математической модели.
Условие (1.1) обозначает по варианту
работ (m) обязательное удовлетворение потребителей (Вj) в перевозках грузов (Хn) при использовании наличного количества транспортных средств
( Мк) (1.2) и ограничении на пропускную способность пунктов перевалки DП (1.3) с учетом выделенных для развития флота и портов капитальных вложений (Кобщ). Представленная модель ориентирована на использование в качестве
критерия оптимальности (1.6)
минимум приведённых на доставку
грузов от поставщика до потребителя.
Мультимодальные транспортные системы
невозможны без перевалки
грузов, эффективней была бы прямая перевалка, но не все терминалы и склады имеют возможности для этого. Разработаны теоретические основы функционирования
терминальных систем перевозок
грузов, в частности
рассматривались
проблемы размещения терминалов в конкретно взятом регионе.
Разработана модель, которая
даёт возможность рассмотреть проблему с учётом множества факторов, влияющих на размещение современных терминальных комплексов [8].
Внедрение логистических принципов в организацию и управление работы терминальных систем играет немаловажную роль, были разработаны принципы
логистики для управления работы
терминальных систем и вообще технология управления такой системой.
В структуре предложенной
системы управления терминальными перевозками можно выделить
три основные подсистемы управления: подвозом-развозом грузов в зоне деятельности терминала, временным хранением и переработкой грузов на терминале и межтерминальными перевозками [1, 2].
В экономико-математической модели, учитываются все возможные варианты (схемы) доставки каждого рода груза от пункта производства или пунктов перевалки до пункта потребления; каждый из вариантов (схемы) дифференцирован по участвующим в нем видам транспорта; каждый из вариантов (схемы) доставки также предусматривает различные порты как первичной, так и вторичной
перевалки грузов в пунктах стыковки
смежных видов транспорта.
На основе исследования системных закономерностей функционирования и развития мультимодальных региональных
транспортных систем, разработано теоретическое обоснование механизмов взаимодействия и межсистемной интеграции в многоуровневых мультимодальных региональных транспортных системах и разработаны методологические принципы их согласованного функционирования [7].
Список литературы
1.
Беляев В.М. Транспортировка в цепях поставок.
Учебное пособие.
М.:РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011
2. Беляев В.М. Терминальные системы перевозок
грузов автомобильным транспортом. – М.: Транспорт, 1987, стр. 288.
3. Валеев В.А. Совершенствование завоза грузов в Арктические районы Северо-Востока России речным транспортом: Дис. … канд. техн. наук. - Новосибирск, 2003.
4. Мостовой И.Ф. Совершенствования системы завоза грузов в районы Крайнего
Севера: Дис. … докт. техн. наук. – Н. Новгород, 1992.
5. Синицын Г.Я. Совершенствование технологического взаимодействия транспортных звеньев придоставке грузов на притоки
магистральных рек: Дис. … канд. техн. наук. - Новосибирск, 2002.
6. Сергеева Т.С. Оптимизация транспортного обслуживания региона
(на примере завоза грузов в республику Саха (Якутия)): Дис. … канд.
техн. наук. – Н. Новгород, 2004.
7. Филиппова Н.А., Беляев В.М. Комплекс
мероприятий, направленных на повышение
эффективности перевозки
грузов для районов Севера / Н.А. Филиппова, В.М. Беляев // Грузовое и пассажирское автохозяйство, 2010. - № 9. с. 38-41.
8. Филиппова Н.А., Беляев
В.М. Теоретическое исследование факторов, влияющих на процесс доставки
в условиях севра / Н.А. Филиппова, В.М. Беляев // Грузовое и пассажирское автохозяйство, 2010. - № 10. с. 82-84.