Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Рыбинск
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Образование занимает одно из главных мест в системе ценностей человека. В настоящее время рынок образовательных услуг высших учебных заведений имеет большое разнообразие. В современном обществе во всех сферах деятельности увеличивается потребность в образованных и профессионально компетентных специалистах. Уровень образования оказывает непосредственное влияние на карьерный рост и уровень заработной платы. Таким образом, на рынке образовательных услуг обостряется конкуренция между высшими учебными заведениями за привлечение потенциальных абитуриентов.

На данный момент в сфере образовательных услуг проводится большое количество маркетинговых исследований для повышения эффективности работы высших учебных заведений. Маркетинговые исследования, приводящиеся в ВУЗах, в основном заключаются в анализе рынка и определении тенденций его развития, а так же в выявлении факторов и наблюдении за постоянно меняющимися факторами рынка [1].


Авторами статьи методами математической статистики был выполнен анализ демографических, экономических и политических факторов, влияющих на развитие образовательного рынка и его потенциальных потребителей,

Спрос на образовательные услуги ВУЗов напрямую зависит от ряда факторов, которые были определены с помощью метода экспертных оценок:

-       количество выпускников школ;

-       процент выпускников школ, уезжающие в другие города;

-       уровень рождаемости (оказывает влияние спустя 16-17 лет);

-       количество иногородних студентов, обучающихся в ВУЗе;

-       средний бал по ЕГЭ;

-       уровень заработной платы.

 

Числовые значения данных факторов могут являться входными параметрами для получения прогнозных данных с использованием различных методов прогнозирования.

Существуют разные мнения по поводу классификации методов прогнозирования [2, 3]. Общая классификация методов и моделей прогнозирования представлена на рисунке 1:




Для решения задачи  прогнозирования спроса на образовательные услуги в ВУЗах авторами статьи было решено использовать следующие модели: линейная регрессионная модель [4, 5], модель временного тренда [6] и нейросетевая модель обратного распространения [7, 8].

После определения набора факторов и прогнозирования была спроектирована и разработана система  прогнозирования  количества  поступающих выбора методов автоматизированная в  высшее  учебное заведение. Данная система представляет собой инструмент для хранения и обработки статистических данных.

Для составления прогнозных данных в автоматизированной системе предусмотрена возможность задания параметров моделирования:

-       модели   (регрессионная  модель,   модель   временного   тренда   и нейросетевая модель обратного распространения);

-       факторы (приведены выше);

-       критерий составления прогноза (специальность, факультет, весь ВУЗ)

-       период прогноза (краткосрочный, среднесрочный);

-       период основания прогноза.

 

На примере входных данных РГАТУ им. П. А. Соловьева был проведен среднесрочный прогноз с учетом всех факторов в разрезе ВУЗа на 2013-2015 учебные годы. В таблице 1 представлены полученные в результате моделирования значения количества поступающих и реальные цифры приема в высшее учебное заведение на 2013-2015 учебные года.

 

 

Таблица 1 – Результаты прогнозирования

Прогноз

2013 год

2014 год

2015 год

Регрессионная модель

433

427

405

Модель временного тренда

405

423

406

Нейросетевая модель обратного

 

распространения

413

428

409

Фактические результаты

424

434

398

 

 

Определить адекватности модели экспериментальным данным можно при помощи определения средней ошибки и оценки критерия Фишера [9, 10]. Полученные результаты оценки средней ошибки (таблица 2) у всех трех моделей находятся в пределах 3%, а так же полученные оценки критерия Фишера  при a = 0,1 (таблица  3)   не   превышают  табличные  значения, следовательно, можно сделать вывод, что все модели являются адекватными к экспериментальным данным с точностью более 90%. Однако, следует заметить, что наибольшая точность получается при составлении краткосрочных прогнозов.


Таблица 2 – Оценка средней ошибки

Ошибка за каждый год

Средняя

 

ошибка модели

2013 год

2014 год

2015 год

Регрессионная модель

2,12%

1,61%

1,75%

1,83%

Модель временного тренда

4,49%

2,52%

2,01%

3,00%

Нейросетевая модель

 

обратного распространения

2,59%

1,38%

2,76%

2,24%

Таблица 3 – Оценка критерия Фишера

Оценка F-критерия за год

2013 год

2014 год

2015 год

Регрессионная модель

6,564

7,746

9,263

Модель временного тренда

6,485

7,821

9,742

Нейросетевая модель обратного распространения

6,553

7,793

9,809

Таким образом, разработанная система предоставляет возможность хранения и обработки статистические данные с целью прогнозирования количества абитуриентов, поступающих в ВУЗ.

 

 

Список литературы

 

 

1.                Долгова А.В. Методика проведения маркетинговых исследований регионального рынка образовательных услуг // Пространство экономики: Экономический вестник – 2008. – № 2(2). – С. 318 – 321.

2.                Бурдо А.И., Тихонов Э.Е. К вопросу систематизации методов и алгоритмов прогнозирования // Материалы межрегиональной конференции «Студенческая наука – экономике научно-технического прогресса» / СевКав ГТУ. – Ставрополь, 2001. – С. 33 – 34.

3.                Артеменко М. В., Бабков А. С. Классификация методов прогнозирования поведения систем // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 67 – 72.

4.                Каширина И.Б. Экономико-математическая модель прогнозирования спроса на образовательные услуги / И.Б. Каширина, В.Г. Мысник // Моделирование систем. – 2002. – № 2(4). – С. 46 – 53.

5.                Недошивин С. В. Линейный множественный регрессионный анализ // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2014. – № 7. – С. 38 – 52.

6.                Прозорова М. Л., Кузнецов В. Б. Моделирование тенденции временного ряда // Вестник. – 2014. – № 3(15). – С. 91 – 95.

7.                Уоссермен Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика: пер. с англ. Ю.А.Зуева, В.А.Точенова, 1992. – 184 с.

8.                Саймон Хайкин Нейронные сети полный курс, 2-е изд.: пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 1104 с.

9.                Тузенко О. А., Кухарь В. В., Балалаева Е. Ю., Дубинина А. В. Исследование математических моделей в планировании эксперимента методом сравнительного анализа // Вестник Национального технического университета, Харьковский политехнический институт. Серия: Информатика и моделирование. – 2013. – № 39(1012). – С. 182 – 188.

10.           Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. [Электронный ресурс] – URL: http://www.statsoft.ru/home/textbook/modules/sttable.html