Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

Перевод экономики предприятий на инновационный путь развития является сегодня одним из основных приоритетов государственной политики. Кардинальная технологическая модернизация предприятий требует не только эффективного использования имеющегося научно – инновационного потенциала, но и формирования мощного механизма обеспечения экологических проблем. Обострение этих проблем связано с о стремлением производителей к получению максимальной прибыли и сокращению сроков оборота капитала при отсутствии у предприятий стимулов по использованию ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Сокращаются финансовые возможности предприятий и снижается уровень государственной поддержки реализации природоохранных мероприятий из-за отсутствия эффективного правового и экономического механизмов природопользования[1].

   Кроме проблем внутригосударственного характера обострение экологических проблем связано с проблемами глобализации и необходимостью определения концептуальных основ дальнейших направлений эколого-экономического развития на уровне предприятия. В результате проблемы государственного управления эколого-экономическим развития становятся одной из приоритетных задач. В современных условиях предусматриваются различные варианты их решения с точки зрения методов государственного регулирования и современных подходов с точки зрения усиливающихся процессов глобализации и необходимости применения инновационных решений проблем экологии с точки зрения первостепенного значения интересов социума.

Проблемы, связанные с необходимостью сокращения уровня загрязнений окружающей среды могут быть решены с помощью реализации принципа платности самими предприятиями, который осуществляется с одной стороны введением платежей за загрязнения, а с другой стороны ужесточением природоохранных нормативов. Введение платежей призвано принудить промышленные предприятия производить природоохранные затраты для экономии средств платежей за загрязнения, снижая остаточные выбросы, что имеет цель принуждения к вложению средств в охрану природы. Такой подход предполагает, что промышленное предприятие в данном случае оплачивает только затраты предотвращения, а вторая затратная составляющая – оплата остаточных выбросов не должна возникать[2].

Возможно, в стратегической перспективе образованные руководители будут полностью обеспечивать оплату расходов на улучшение существующих природоохранных технологий не по принуждению, а по собственному внутреннему убеждению. Однако при существующих рыночных отношениях представляется необходимым применение всех возможных мер государственного принуждения с ужесточением норм административного и уголовного воздействия в рассматриваемой сфере.

Рассмотрим другой подход к обеспечению решения экологической проблемы, когда оплата расходов на природоохранные мероприятия производится организациями внешней среды. В этом случае платят общественные группы, государство и общество в целом, желающие улучшить состояние окружающей среды. Реализацией этого принципа становится вложение средств физических и юридических лиц, во многих случаях это средства бюджетных организаций.

Наиболее эффективным вариантом решения данной проблемы может быть введение специализированных налогов на охрану окружающей среды. В современных условиях, когда развитие промышленных инноваций постоянно напоминает о необходимости смены техногенного типа на устойчивый, на практике сочетаются все возможные подходы. При этом возникает необходимость установления жестких природоохранных нормативов и одновременной государственной помощи промышленным предприятиям[3].

Особенности российской экономики, на наш взгляд, требуют дополнительного участия государства в улучшении состояния окружающей среды и общей эколого-социальной ситуации, в том числе необходимости прямого финансирования на федеральном и региональном уровне на конкурсной основе производственных и других эколого-социальных проектов, имеющих необходимую экологическую составляющую. Современные условия, диктующие необходимость перехода к устойчивому типу экологического развития, предполагают стабилизацию эколого-социальной ситуации и определяют необходимость пересмотра подходов к принципам и методам государственного регулирования социальных экологических процессов. Они требуют обязательной качественной социальной направленности и инновационных подходов, учитывающих интересы современного промышленного производства.

Исследования показали, что необходимо учитывать накопленный в этой сфере международный опыт. Так, введение системы налоговых льгот, при которых предприятие не получает прямой поддержки из бюджета, но государство при этом отказывается от получения части налогов в пользу природоохранных затрат. Таким образом, разработка концепций систем экологического управления становится приоритетной задачей, решаемой в рамках разработки и осуществления государственной политики на международном, федеральном и региональном уровнях, а также на уровне экологического управления на предприятии. Это можно сделать посредством актуализации правовых норм во  всей системе регулирования, основанной  в том  числе на разрабатываемой системе стандартов различных уровней.

В связи с необходимостью повышения качества окружающей среды актуальными являются деятельность международной организации по cтандартизации ISO, образование технического комитета ИСО/ТК 207 по направлению «Экологическое управление» и разработка комплекса стандартов ISO 14000 по управлению охраной окружающей среды на основании британского стандарта BS 7750. В настоящее время разработаны более пятнадцати стандартов по экологическому управлению на предприятии[4].

Система экологических стандартов ориентирована на введение определенных экологических процедур, осуществление мер по их строгому соблюдению, подготовке пакетов документов и назначение лиц, ответственных   за определенные области экологической деятельности. В частности,   стандарт ISO 14001 включает требования к системам экологического менеджмента и предусматривает необходимые элементы системы; стандарт ISO 14004 содержит указания по применению принципов управления, систем и методов охраны окружающей среды; стандарт ISO 14050:2002 содержит словарь терминов в области охраны окружающей среды, а стандарт ISO 14031:2001 определяет систему оценки экономической эффективности.

Экологическое управление на промышленном предприятии предлагается осуществлять на следующих уровнях, на которых обеспечивается уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду:

·               первый, когда уменьшение вредных воздействий на окружающую среду должно осуществляться через административный ресурс;

·               второй, на котором создаются      и осуществляются экологические мероприятия специалистами предприятия;

·               третий, создающий обслуживающие системы природоохранных мероприятий.

Российский ГОСТ Р 14.13-2007 «Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых интегральным воздействием в процессе хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду на стадии производственного экологического контроля, включая методы предотвращения выбросов загрязнений в атмосферу, сбросов в водную среду или на почву[5].

Для промышленных предприятий экологическими приоритетами должны стать:

·               создание комплекса законодательных актов органов государственного  управления и контроля по экологическим вопросам;

·               экологический мониторинг территорий;

·               научно-исследовательские работы по экологическим проблемам;

·               уровень экологического образования и пропаганды;

·               экологические программы и проекты.

Реструктуризация системы экологического управления на промышленных  предприятиях, а также актуализация систем и механизмов природопользования в рамках нового этапа интеграции Российской Федерации в международное сообщество позволит учитывать требования природоохранного законодательства. Экологическая политика, документально оформленная и определяемая высшим руководством предприятия, соответствующая действующему природоохранному законодательству и воздействию предприятия на окружающую среду, позволяет предотвратить ее загрязнения.

 

Список литературы

1.       Суходоев Д.В., Ресурсный потенциал региона. В сборнике «Инновационная экономика ХХ1 века. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2013.- 655с.

2.       Стожарова Т.В. Оценка современного состояния системы управления инвестиционными проектами с учетом экологических факторов на промышленных предприятиях региона / Т.В.Стожарова // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник.2010. №36.

3.       Суходоева Л.Ф. Формирование организационного потенциала промышленных предприятий мегаполиса.– Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012-492с.

4.       http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/management-standards/iso14000.htm

5.       http://snipov.net/c_4702_snip_115553.html