Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН ДТП

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

На территории нашей страны на всех уровнях пытаются активно противостоять дорожно-транспортным происшествиям, которые ежедневно уносят жизни одних и калечат судьбы другим. В последнее время еженедельно по федеральным средствам массовой информации мы узнаём об очередной автокатастрофе, унесшей жизни людей. Данный факт не может не тревожить, ведь безопасность на дорогах оставляет желать лучшего.

При дорожно-транспортном происшествии, для определения причины данного происшествия необходимо произвести тщательное расследование, нужно воссоздать всю картину случившегося по деталям и установить факторы, способствующие возникновению и развитию дорожно-транспортного происшествия.

Обычно несколько наложившихся друг на друга в один момент независимых фактора приводят к трагическим последствиям. И определение реальных причин дорожно-транспортного происшествия, это достаточно сложная и нелёгкая задача. Периодически с экранов телевизоров или иных средств массовой информации мы слышим такой термин как «не справился с управлением». Но что конкретно привело к дорожно- транспортному происшествию при  такой формулировке не особенно понятно. И при  таком подходе, стоит ожидать повторение трагедии спустя некоторое время, только уже с другими участниками, но при схожих обстоятельствах.

Дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом расследует следственные отделы системы МВД России. В ходе расследования автокатастроф всплывает  множество технических аспектов из области автотехники, которые следователи, проводящие расследование не могут, ввиду отсутствия технического образования данной направленности, адекватно интерпретировать. Для разъяснения данных обстоятельств и раскрытия всех технических моментов произошедшего проводится автотехническая экспертиза. Также в ходе её проведения проводится анализ действий водителя на соответствие  требованиям пунктов Правил дорожного движения.

Заключение эксперта по собранным материалам по делу, дополненное сопутствующими обстоятельствами происшествия ложится в основу обвинительного и оправдательного заключения.

Зачастую к трагедии приводят действия не только одного из участников происшествия, а обоюдное несоблюдение водителями требований Правил дорожного движения.

В общем случае, с технической точки зрения, условием возникновения дорожно-транспортного происшествия являются действия одного из его участников, который создаёт другим опасность для дальнейшего движения без изменения параметров их перемещения. Таковыми могут являться как действия пешехода так и действия водителей транспортных средств. Стоит отметить что данное обстоятельство не всегда является достаточным условием для дорожно-транспортного происшествия. Участнику дорожного движения, которому создаётся опасность для движения, требования Правил дорожного движения регламентируют принять соответствующие меры для предотвращения происшествия.

Для наибольшего раскрытия сути вышеизложенного рассмотрим конкретную дорожно-транспортную ситуацию и проанализируем возможные действия водителей, на соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения (Рисунок 1).



На представленной выше ситуации автомобиль оранжевого цвета (далее автомобиль №1) не имеет право преимущественного проезда. Зачастую на перекрёстках с интенсивным движением водители вынуждены искать момент, когда транспортные средства, движущиеся по главной дороге, находятся на достаточном удалении и пересекать перекрёсток, не создавая последним помех для их движения. В ситуации, когда водитель автомобиля

№1, подъехав к пересечению проезжих частей (перекрёстку), обнаружил голубой автомобиль (далее автомобиль

№2), оценив расстояние до последнего, и учитывая что скорость его движения ограничена максимально разрешённой в городской черте 60 км/ч, приходит к выводу что проедет перекрёсток и не создаст помех автомобилю №2 начинает проезд перекрёстка. Если водитель автомобиля №2 движется не с максимально допустимой на данном  участке проезжей части скоростью движения ограниченной 60 км/ч, а скорость его движения составляет, к примеру, 100 км/ч (что достаточно нередко происходит в городских условиях на территории России), то и перекрёстку автомобиль №2 подъедет гораздо раньше. И выходит, что траектории движения данных автомобилей пересекаются, что в реальных условиях означает возникновение дорожно- транспортного происшествия.

Согласно требований Правил дорожного движения, а именно требования пункта 10.1 абзац 2, водитель автомобиля №2 при возникновении опасности для движения должен, не смотря на то что он движется по главной дороге, снизить скорость вплоть до полной остановки транспортного средства, для предотвращения дорожно- транспортного происшествия.

При расследовании причины данного дорожно-транспортного происшествия, на первый взгляд вина водителя автомобиля №1 кажется очевидной, причём не только прибывшим на место сотрудникам полиции, но и очевидцам и невольным свидетелям происшествия. Хотя при тщательном разборе специалистами, ситуация становиться не такая уж и очевидная.

Водителю, которому создаётся опасность для движения, необходимо рассчитать техническую возможность предотвратить происшествие. Все технические аспекты происшествия тщательно исследуются экспертом автотехником и получают своё отражение в автотехнической экспертизе, которая является основным доказательством по имевшему место дорожно-транспортному происшествию. Обстоятельства, не требующие специальных технических познаний из области автотехники, оцениваются органом проводящим дознание по делу самостоятельно. К ним можно отнести наличие или отсутствие какого-либо опьянения у участников происшествия и водительского удостоверения и т.д.

При расчёте  технической возможности,  наиболее значимыми показателями являются скорость  и замедление транспортного средства. Именно они вносят наиболее ощутимый вклад в наличие или отсутствие технической возможности предотвратить происшествие. Непосредственно на замедление транспортного средства оказывают влияние тип и состояние дорожного покрытия, загрузка транспортного средства, и его конструктивные особенности, а также ряд других факторов, которые появляются в зависимости от конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Эксперт при наличии технической возможности рассчитывает значение скорости транспортного средства. Значение замедления выбирается из соответствующих утверждённых табличных значений, в которых учитывается влияние коэффициента сцепления (состояние и тип дорожного покрытия) и загрузка транспортного средства.

Максимальное значение замедление транспортного средства на основе данной таблицы составляет 6,8 м/с2. Данное значение замедление достигают автомобили категории N1 и M1 при отсутствии загрузки, на сухом асфальтовом покрытии. Другими словами, в сухую погоду, на ровной дороге и когда в салоне автомобиля находится только водитель и груз в багажном отделении автомобиля отсутствует, замедление транспортного средства максимально.

Вернёмся к описанной выше ситуации. Условно примем что скорость автомобиля установили равной 95 км/ч. Данные расчеты, возможно произвести экспертным путём с достаточной объективностью при наличии соответствующей следовой информации или наличии видеозаписи происшествия (что в последнее время наиболее актуально). И с момента возникновения опасности для движения для движения до столкновения прошло 4 секунды.

Тогда при расчёте технической возможности избежать столкновения водителем автомобиля №2 получим следующие результаты: Остановочное время автомобиля рассчитаем по формуле:


где: t1 – время реакции водителя, с: 1,2;

t2 – время запаздывания срабатывания тормозного привода, с: 0,1;

t3  – время нарастания замедления, c: 0,35;

Vа  – скорость движения ТС, км/ч: 95 - действительная; 60 – максимально допустимая;

jа  – установившееся замедление ТС, м/с2 : 6,8.

Сведём полученные результаты в таблицу №1:


Таблица 1




Варианты

J, ( м / с2 )

T3 , с

Va , км/ч

Тo , с

Время             с МВО6

Техническая возможность

1

6,8

0,35

60

3,9

4

располагал

2

6,8

0,35

95

5,36

4

не располагал

Из приведённых выше расчётов видно, что водитель автомобиля №2 располагал технической возможностью предотвратить происшествие при движении с максимально разрешённой скоростью движения в городе (60 км/ч). Однако поскольку скорость транспортного средства была превышена, то избежать столкновения не удалось. Следовательно, именно действия водителя автомобиля №2, в частности превышение им установленного скоростного режима, явились достаточными условиями для возникновения дорожно- транспортного происшествия.

Стоит отметить, что зачастую скорость транспортного средства определяют по следам юза (торможения). В таком случае значение замедления автомобиля напрямую зависит от значения его замедления. И неточности при его выборе приведут при подсчётах к искажённым параметрам движения транспортного средства и, следовательно, могут исказить имевшую в действительности ситуацию.

В итоге основным из главных параметров автотехнической экспертизы, а в некоторых случаях и выводах эксперта, при расследовании дорожно-транспортных происшествий является замедление автомобиля. Имеющиеся табличные значения не соответствуют современным реалиям. Так как не учитываются, очевидно влияющие на замедление автомобиля параметры: температура окружающей среды, сезонность резины автомобиля. Имеющаяся классификация подвижного состава по категориям, утверждённая в прошлом веке также не выдерживает всякой критики. Даже в автомобильных правах появились подкатегории. И все эти, вроде бы незначительные неточности, в совокупности при наложении друг на друга всё дальше отдаляют органы дознания от реальных причин происшествия и установления истинных виновников. Невозможным становится внести коррективы на особо аварийных участках дорог, для повышения безопасности дорожно-транспортной инфраструктуры.

 5 МВО – момент возникновения опасности для движения.

Список литературы

1.     Китайгородский Е. А. Исследование процессов торможения автомобилей зарубежного и отечественного производства. – М.: 2005.

2.     Комаров Ю.Я., Клепик Н.К., Кирейчев В.А., Тихомиров С.И. «К вопросу о достоверности выводов автотехнической экспертизы» Адвокатская практика. 2013 №4.

 3.     Правила дорожного движения со всеми последними изменениями в правилах и штрафах 2015. – Москва : Эксмо, 2015. – 96 с.

4.     Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств ч.1 под редакцией Ю.Д. Дильдина, В.В. Мартынова., 2010г.

5.     Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах: учебное пособие для вузов / Ю.Я. Комаров, С.В. Ганзин, Р.А. Жирков и др.; Под общей редакцией Ю.Я. Комарова и Н.К. Клепика. - М.: Горячая линия - Телеком, - 2012. - 290 с.