05 марта 2016г.
Конструкция современных гидромеханических передач (ГМП) включает: гидротрансформатор, гидравлический насос, как правило шестеренчатый или лопастной, механическую передачу, представленную планетарным механизмом Равиньо, Симпсона, Уилсона или Лепелетье, фрикционную передачу, систему клапанов и гидропоршней, а также электронную систему управления коробкой передач.
Значительные осевые силы, малая площадь контакта и высокие удельные нагрузки, большое количество прецизионных пар трения (сталь-сталь, сталь – металлокерамика, сталь – фрикционная бумага и т.д), высокие температуры (в момент включения фрикционной передач 250-400 ), различные виды трения (граничное, жидкостное и эластогидродинамическое), возникающие при работе ГМП предъявляют высокие требования к противозадирным и противоизносным свойствам масел.
Смазывающую способность, оценивают экспериментальным путем на машинах трения, при этом во время сравнения смазывающих свойств масел особое значение приобретает идентичность геометрических, химических и физических параметров образцов пары трения. В качестве испытательного оборудования используется демонстрационная машина трения по методу Тимкена с парой трения «неподвижный ролик-вращающееся кольцо», где в трении и износе участвуют ролик и наружная обойма реального подшипника качения. [1]
Порядок испытания следующий: в масляную ванну заливается испытуемый смазочный материал. Собирается пара трения из обоймы на вале электромотора и ролика так, что обойма оказывается погруженной в смазочный материал ванны. Посредством рычажной системы и грузов пару трения можно нагрузить как постоянной силой, так и ступенчато увеличивать ее.
Перед каждым новым испытанием ванну необходимо освободить от отработавшего смазочного масла, обезжирить и просушить, ролик заменить на новый, а поверхность обоймы обработать мелкозернистой шлифовальной бумагой. [1]
Для испытаний были отобраны образцы масел для автоматических трансмиссий следующих производителей: BMW, Shell, Toyota, Mobil, Kia, Castrol, Ford.
Оценка противозадирных свойств производится путем ступенчатого нагружения, при постоянной угловой скорости 2800 об/мин. Нагрузка увеличивается до появления первых признаков заедания (резкий свистящий звук, неустойчивое вращение, иногда дымление смазочного материала). После чего работа машины прерывается. Показателем противозадирных свойств является пр – предельная нагрузка заедания: большее значение соответствует лучшим противозадирным свойствам. Результаты испытаний представлены в виде гистограммы (Рисунок 1)
Для оценки противоизносных свойств были отобраны 8 роликов (Рисунок 2), идентичных по геометрическим параметрам и измерены их массы . Каждый ролик получил порядковый номер, и работал с определенной маркой
масла.
Испытания смазочного материала проводились при постоянной нагрузке 1 кг и угловой
скорости 2800 об/мин. Цикл испытаний составляет 3 минуты, при этом через каждую
минуту определялась температура масла в картере (
. По истечению
испытаний фиксировалась масса каждого
ролика ( ) и
определялась разница масс (Δm= - ). Чем меньше показатель Δm, тем лучше противоизносные свойства масла.
Результаты испытаний представлены в Табл.1 и на Рисунок
3
Таблица 1 Значения основных параметров при испытаниях
Название и
марка масла
|
мпература масла в
картере перед началом испытаний,
|
емпература масла в артере, после 1
мин испытаний,
|
емпература масла в артере, после 2
мин испытаний,
|
емпература масла в артере, после 3
мин испытаний,
|
Масса до испытания , г
|
Масса после испытания г
|
Bvw (Dextron 3)
|
24,6
|
38,3
|
42
|
49
|
13,4739
|
13,4678
|
Shell Spirax S4
HDX
|
24,1
|
35,9
|
41,1
|
45,7
|
13,9028
|
13,8993
|
Shell (Dextron 3)
|
24,4
|
46,8
|
40,5
|
41,6
|
12,6654
|
12,6453
|
Toyta ATF
WS
|
24,2
|
31,1
|
35,1
|
39,9
|
13,3781
|
13,3745
|
Mobil Multi-Vehicle ATF
|
23,6
|
32,4
|
41,6
|
51,3
|
12,0652
|
12,0622
|
ia ultra ATFSP-IV RR (8 speed)
|
23
|
46,1
|
47
|
44,3
|
13,9423
|
13,9350
|
Castrol
|
23,8
|
33,4
|
45,7
|
47,1
|
12,2151
|
12,2020
|
Ford
|
23,8
|
33,9
|
46,3
|
50,4
|
13,8757
|
13,8656
|
|
|
Список литературы
1. Захаров Н.С Исследование противозадирных свойств всесезонных моторных и трансмиссионных масел [Текст] / Н.С. Захаров, Р.А. Зиганшин,
А.В. Зиганшина // Транспортные и транспортно-технологические системы. – 2015.
– С. 108 – 112.