Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

В настоящее время одним из наиболее активно развивающихся направлений электронного обучения считаются MOOC – Massive Open Online Courses – массовые открытые онлайн-курсы [1]. По определению Википедии МООC представляет собой обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, традиционные учебные пособия и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей.

Первый МООC в современном понимании появился в 2011 году [2], когда профессор C. Трун опубликовал курс, посвящённый искусственному интеллекту, на который подписалось 160 тысяч слушателей. До конца курса дошло 20 тысяч, а максимальную оценку получили только 364 слушателя. Успех курса позволил привлечь инвестиции, в том числе от ведущих университетов США, и привёл к созданию стартапа Udacity, в настоящее время число его подписчиков превышает 400 тысяч человек. В том же году была основана Coursera, наиболее известная в настоящее в настоящее платформа для публикации MOOC. Coursera взаимодействует с миллионами слушателей из 190 стран по всему миру и предлагает более 600 курсов. Следующей платформой по числу слушателей является EdX [3] с более чем двумя миллионами слушателей и 200 курсами. Следует отметить, что EdХ представляет собой свободно распространяемую программную систему, написанную наPython. Список наиболее известных зарубежных платформ MOOC представлен в [4]. В России первой претендующей на позицию платформы MOOC организацией являлся Интуит – Национальный открытый университет, предлагающий почти 600 курсов [5]. На платформе Лекториум публикуются интересные курсы видеолекций, посвящённые в основном информационным технологиям [6]. Число российских платформ МООС постоянно увеличивается [7, 8]. В апреле 2015 года открыта Национальная платформа открытого образования – совместный проект МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО [9].

Пример первого МООС как в капле воды отражает всю ситуацию с ними. Во-первых, платформа МООС должна быть способна поддерживать очень большое количество пользователей (сотни тысяч), иметь сети доставки контента (CDN) для обеспечения работы слушателей по всему миру. Во-вторых, стоимость MOOC весьма высока, предполагает создание профессионального контента, написание для каждого курса специального программного обеспечения для лабораторных работ, практических занятий, проверки знаний, отслеживания действий слушателей и обеспечения минимального участия преподавателей при работе с большими контингентами слушателей. Таким образом, покрытие образовательных программ с помощьюсMOOC не под силу отдельным вузам. Более того, ряд экспертов [1] cчитают, что платформы MOOC приведут к революционным изменениям на рынке высшего образования, не оставив на нем места для небольших вузов, проводящих учебный процесс на языках, отличных от английского. В-третьих, имеющиеся в настоящее времясMOOC в основном ориентированы на дополнительное образование и предполагают высокую мотивацию слушателей.

Перечисленные факторы ставят под сомнение возможность использования платформ MOOC для поддержки   регулярного   учебного   процесса   в   вузах.   В   связи   с   этим   в    [10]    введён термин Small Private Online Courses(SPOC) – небольшие частные онлайн-курсы. Данный термин представляет собой антоним MOOC и предназначен для использования небольшими группами слушателей. Основными требованиями к SPOCявляются: низкая трудоёмкость создания контента и его применения в учебном процессе, возможность его разработки силами преподавателей, ведущих курсы, использования как в локальном варианте, так и через Интернет. Предложенная в [10] концепция платформы для SPOC реализована в виде одноименной системы на базе языка программирования Python и веб-каркасов Django и Bootstrap. Система SPOC позволяет собирать электронно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам из разнородных фрагментов, включая собственные видеосюжеты, клипы, опубликованные на YouTube, изображения в форматах jpeg, gif, png, документы в форматах pdf и html, небольшие расчётные приложения – апплеты [11]. Необходимость сборки ЭУМК из большого числа фрагментов обусловлена следующими факторами. ЭУМК содержат большое число документов, включая программы дисциплин, варианты заданий, контрольных, методических указаний, разделов учебных пособий. Если содержательная часть реализуется в виде видео, а это, как показывает опыт, существенно сокращает трудоёмкость разработки ЭУМК, то данная технология порождает большое количество видеосюжетов. Длительность видеосюжетов не должна превышать 10 минут, что обусловлено рассеянием внимания слушателей, кроме того короткие сюжеты существенно легче разрабатывать, редактировать, компилировать. Кроме того, политика таких видеохостингов, как YouTube и Vimeo, затрудняет публикацию длинных видеосюжетов. Преподаватели, ориентированные на академический час, испытывают неудобство от такой перестройки структуры логических единиц курса, однако, по отзывам студентов, такие преобразования необходимы. Таким образом, ЭУМК представляет собой набор сотен разнородных фрагментов контента, которые нужно организовать и представить слушателям в виде, удобном для работы.

В системе SPOC для публикации ЭУМК преподавателю достаточно создать электронную таблицу Excel, каждая строка которой представляет собой описание фрагмента содержимого, включающее тип фрагмента, его адрес, наименование, описание, ключевые слова и теги, используемые при организации информации и её поиске. Электронная таблица загружается системой, на её основе в автоматическом режиме формируются иерархические оглавления и плейлисты, а также элементы пользовательского интерфейса, необходимые для навигации и поиска. Система SPOC функционирует          под          управлением          операционных         систем Windows и Linux.

Под Windowsимеются два варианта установки: переносимый, когда с системой можно работать с внешнего жёсткого диска или флеш-накопителя, и локальный, когда на компьютере  требуется установить дистрибутив Python Anacondaи веб-каркас Django. Производственное окружение системы для обслуживания пользователей, работающих в корпоративной сети вуза или через Интернет, реализуется под Linux на связке веб- сервера nginx, сервера приложений gunicorn и веб-каркаса Django. Такая связка позволяет при необходимости осуществлять стриминг видео и горизонтальное масштабирование системы.

 

Список литературы

1.     Pomerol J.-С., Epelboin Y., Thoury С. MOOCs. Design, Use and Business Model. – ISTE Ltd., JohnWiley & Sons, London, 2015, pp 130.

2.     Cormier D., Siemens.G., Through the open door: open courses as research, learning and engagement. EDUCAUSE Review, v.54, #4, pp30-39, 2010.

3.     Gilbert M.A. edX E-Learning Course Development. PACT Publishing. – Birningham, UK, 2015, pp 425.

4.     http://4brain.ru/blog/список-популярных-МООК-платформ/ – список наиболее популярных зарубежных платформ MOOK.

5.     http://www.intuit.ru/ – Национальный открытый университет.

6.     https://www.lektorium.tv/ – Лекториум – платформа для размещения обучающего видео в виде курсов лекций или отдельных занятий.

7.     http://universarium.org/ – УНИВЕРСАРИУМ – открытая система электронного образования.

8.     http://theoryandpractice.ru/ – платформа для размещения в основном платных курсов.

9.     https://openedu.ru/ –Национальная платформа открытого образования. Мы создаем онлайн образование в России. (МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО)

10. Fox F. From MOOCs to SPOCs. Communications of ACM, vol.56, #12, pp.38-40, 2013.

11. Сутченков А.А., Тихонов А.И. Апплеты – платформа оперативной разработки и публикации расчетных приложений и электронных образовательных ресурсов. Труды международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2014 (Москва, 15-16 апреля 2014 г.) – М.: Издательство МЭИ, 2014, с.473-476