Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ В XXI ВЕКЕ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
05 марта 2016г.

Архитектурные направления рубежа ХХ-ХХI веков отражают тенденции развития общества и науки, и непосредственно связаны с развитием высокотехнологичных разработок, применением цифровых и компьютерных технологий, выявлением «архитектурно-конструктивного потенциала кинетических и бионических структур и их формообразующих возможностей» [8], применением информации как креативного инструмента, интерпретацией живой планеты, экологическим подходом.

На данном основании был выявлен блок архитектуры с поддержкой программного обеспечения: нелинейная, дигитальная, блоб-, параметрическая архитектуры. Компьютерная технология представляет собой неотъемлемый глобальный инструмент для проектирования.

Нелинейная архитектура берет свое начало в «сложной математической парадигме нелинейности» [4] и фрактальной геометрии Б.Мандельброта [7]. Согласно концепции нелинейности современный мир подобен «живому организму». Нелинейная архитектура «определена особой техникой моделирования архитектурной формы» [4], содержит в себе «новые динамические принципы формообразования» [4], представляет собой пластичную, криволинейную, интерпретированную природную форму, разработанную и рассчитанную компьютерными технологиями.

Дигитальная архитектура определяется двумя направлениями:

- применение компьютерного моделирования и программирования для проектирования и реализации фантастических архитектурных объектов, которые невозможно высчитать вручную [16];

- интерактивные архитектурные объекты, использующие в своем функционировании цифровые технологии (цифровые фасады, снимающие и передающие изображения). Запрограммированная оболочка взаимодействует с пользователем. Роль архитектора сводится к программированию процессов и воспроизведению внешнего вида среды обитания; определению  вариантов взаимодействия архитектуры  как «живого» организма и человека [16].

Г. Ревзин выделил характеристики форм дигитальной архитектуры: «криволинейность, случайность, редупликационная полицентричность, атектоничность, экстенсивное развитие, незавершенность» [9].

«Формы дигитальной архитектуры символизируют структуру мира как живого организма или космоса, существующего по законам живого организма» [10]. «Согласно теории Ч. Дженкса, появление и оправдание сложных оболочковых форм – это единственный выход развития архитектурной формы, поскольку он символизирует идею «срединного пути» архитектуры, движущейся между порядком и хаосом космоса и мира в целом» [302]. Параметрическая архитектура основана на математических расчетах с помощью компьютерных манипуляций, которые формируют объемно-пространственное решение посредством вариативного повторения изменяющихся элементов.

В направлении блоб-архитектуры (блобтектура, блобизм) объекты имеют интерпретированные природные формы - органические, амебо-образные, выпуклые, созданные посредством программного обеспечения (Г.Линн) [15].

Отдельным блоком в архитектуре конца ХХ - начале XXI веков располагается архитектура, позиционирующая в своей концепции экологичность и бионичность форм. Эти направления  находятся под влиянием биологических характеристик природного мира (внешней формы, качеств, естественных материалов) и «транслируют» неравнодушие к проблеме экологии. Природонаправленная архитектура в своей основе также имеет базу компьютерных и технических возможностей.

Экологическая архитектура (экоархитектура, зеленая архитектура) направлена на снижение отрицательного влияния архитектурных объектов на природную среду; минимизирование потребляемых ресурсов. Архитектурные объекты данного направления соответствуют зеленым стандартам [6].

Концепция био-тека (эко-тека, органи-тека) предусматривает интерпретирование и копирование «форм живой природы в архитектуре» [13]. Формы природы в архитектуре имеют разнообразные виды подражания: повторение форм «животных, людей или частей их тел, растений (зооморфизм, антропоморфизм, фитоморфизм); материалы, подобные природным структурам (пчелиные соты, пузыри, волокна, паутина)» [2]. Экологичность био-тека заключается в ресурсосбережении и автономности архитектурного объекта.

Биоморфная архитектура (биоморфизм) формируется на основе моделей форм природы или живых организмов [14]. По утверждению Алдерсей-Вилльямса в течение последних десятилетий использование биологической парадигмы в архитектуре возросло и «... в настоящее время становится очевидным, что развиваются новые берега биоморфизма, где значение выводится не из конкретных изображений, но из более общего намека на биологические процессы ...» [17, с.53].

Биотектура принимает во внимание «особенности окружающей среды, ландшафта местности и возможности использования природных строительных материалов данной местности» (М. Рейнольдс) [1]. Зеленые стандарты – «системы критериев и требований к объектам недвижимости, учитывающих социально- экономические, климатические, природные и др. условия» [5].

Арбоархитектура выращивает из  деревьев архитектурные  объекты; природа как живая архитектурная конструкция, автоматически запрограммирована на биотический круговорот. Данный подход демонстрирует «переход от арбоскульптуры к арбоархитектуре — науке, позволяющей создавать сравнительно высокие сооружения из живых деревьев» [11].

Биоурбанизм представляет собой «урбанистические результаты, достигнутые путем биологических аналогий» [12].

В соответствии с вышеуказанным, можно заключить, что блок архитектуры с поддержкой программного обеспечения не исключает, а дополняет блок природонаправленной архитектуры. Дигитальность и нелинейность могут обеспечивать баланс функционального внутреннего пространства, взаимосвязанности с природным контекстом, экологичности функционирования и интерпретации/имитации природных процессов. В настоящее время формирование пространства осуществляется в комплексном взаимодействии архитектуры, технологий и экологии, о чем свидетельствуют современные проекты. По мнению Ч. Дженкса здания Ф. Гери, П. Эйзенмана и Д. Либескинда предвещают новую парадигму в архитектуре; проекты Р. Колхааса, MVRDV, С.Калатрава, Coop Himmelb(l)au и Н. Фостера «балансируют на грани»; З. Хадид, Э. Мосс, группа Morphosis готовы к развитию новой философии; осваивают данную область группы ARM и LAB [3]. Современные проекты основываются на синтезе компьютерных возможностей и природной (экологической) направленности.



Список литературы

1.     Биотектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://greenevolution.ru/enc/wiki/biotektura/

2.     Био-тек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tranio.ru/traniopedia/glossary/bio-tech/

3.     Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре. Пер. с англ. А. Ложкин, С. Ситар // Проект international. – № 5.– 2005. – с. 98-111.

4.     Добрицына, И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.

5.     «Зелёные»        стандарты       в        строительстве        [Электронный        ресурс].        -        Режим        доступа: http://www.greenstand.ru/watch/stroy.html

6.     Зелёное строительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Зеленое строительство

7.     Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы. – М. : Наука. – 2005. – 158 с.

8.     Прогноз развития фундаментальных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительных наук до 2030 г.: реферативное изложение [Электронный ресурс] / колл. авт. В. А. Ильичев, Г. В. Есаулов и д.р. - Режим доступа: http://www.taby27.ru/lib/prognoz-fundamentalnyx-issledovanij-arxitektura- refer.html

9.     Ревзин, Г. Феномен пространства [Электронный ресурс] / Г. Ревзин // Проект Классика. - 2003. - VIII- MMIII. - Режим доступа: http://archi.ru/press/world/press_current.html?nid=159

10. Соколкова, Е. М. Дигитальная архитектура как метафора человеческого организма [Электронный ресурс]. / Е. М. Соколова. - Режим доступа: http://www.cvetoplastika.org.ru/home/nasi-stati/digitalnaa-arhitektura-kak- metafora-celoveceskogo-organizma

11. Шалаши              XXI              века              [Электронный              ресурс].              -              Режим               доступа: http://www.nestor.minsk.by/sn/2009/32/93206.html

12. Экологические вопросы архитектурной бионики и проблема гармонии архитектурно-природной среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cih.ru/ab/b85.html

13. Эко-тек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1208610

14. Biomorphism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Biomorphism

15. Blobitecture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Blobitecture

16. Digital architecture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_architecture

17. Gruber, Petra. Biomimetics in architecture. - Architecture of life and buildings, 2011. – 275 p.