Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к увеличению строительства автозаправочных станций (АЗС).

АЗС представляют собой комплекс зданий с оборудованием, предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных транспортных средств. В связи со своим основным назначением АЗС обычно располагаются как можно удобнее для потребителей и как можно ближе к ним. Это либо автодороги с большими автомобильными потоками, либо места какого-либо другого скопления автомобилей, чтобы уменьшить, по возможности, расстояние, которое необходимо преодолевать автотранспорту до автозаправочной станции. Специфической особенностью АЗС является размещение технологического оборудования на открытых площадках. При проектировании АЗС необходимо учитывать требования нормативной литературы по противопожарной защиты и очистки поверхностных стоков с территории станции.

Проектная документация на АЗС расположенная в РТ разработана на основании: заявки и задания на проектирование объекта, выданного заказчиком; технических условий, выданных Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал». Задачей проекта является: обеспечение питьевой водой обслуживающего персонала АЗС, располагающегося в здании операторной; сбор и очистка дождевых стоков; пожаротушение сооружений АЗС; сбор и утилизация бытовых стоков.

На территории проектируемой АЗС выполнены инженерно-геологические изыскания и пробурены три скважины. Территория, прилегающая к площадке строительства, застроена большей частью промышленными зданиями, насыщена подземными коммуникациями различного назначения.

Питьевая вода на автозаправочной станции требуется для здания операторной с постоянным пребыванием людей. Питьевая вода должна отвечать требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов - СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Все проектируемые площадки в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации оснащаются первичными средствами пожаротушения, предназначенными для ликвидации пожара в начальной стадии [1]. Расчет первичных средств пожаротушения производится в соответствии с ППБ 01-2003 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

На проектируемой АЗС стоки образуются от дождей и таяния снега. Для сбора и очистки атмосферных осадков запроектирована система дождевой канализации и локальные очистные сооружения. Бытовые стоки образуются от санитарных приборов здания АЗС и по проектируемой сети бытовой канализации отводятся в существующий коллектор.

Данным проектом предусматривается сбор, аккумулирование и очистка поверхностных стоков с территории АЗС. Для предотвращения растекания загрязнённого дождевого стока на прилегающую территорию и автодорогу проектом предусматривается ряд мероприятий, а именно: территория по периметру обрамляется бордюрным камнем; на въезде предусматриваются повышенные, пологие участки дороги высотой 200мм, а на выезде – дождеприёмный лоток; сливная площадка для автоцистерн ограждена бордюрным камнем, а на въезде и выезде устраиваются пандусы высотой 150 мм.

Во время слива жидкого топлива из автоцистерн в подземные резервуары возможен аварийный разлив нефтепродукта. Для сбора проливов, а так же для сбора атмосферных осадков с площадки предусматривается приямок, оборудованный одним отводящими трубопроводом и камера переключения, оборудованная двумя отводящими трубопроводами. На концах трубопроводов монтируются запорные устройства - шаровые краны. По одному из трубопроводов отводится нефтепродукт в резервуар в случае аварийного разлива. По другому трубопроводу отводятся атмосферные осадки в сеть канализации. Запорное устройство на технологическом трубопроводе постоянно закрыто и открывается только при сливе топлива из автоцистерны. А запорное устройство на сети дождевой канализации постоянно открыто и закрывается при сливе топлива в подземные резервуары.

Островки с топливораздаточными колонками топлива располагаются под навесом. Здесь происходят все основные операции по заправке автомобилей топливом и возможны случайные незначительные проливы нефтепродукта. В сухое время года эти проливы ликвидируются связыванием песком с дальнейшей передачей смеси на асфальтобетонный завод. В дождливое время проливы загрязняют дождевой сток.

Атмосферные осадки с территории АЗС по спланированной поверхности стекают к дождеприёмным лоткам и колодцу, и далее по подземной сети канализации поступают на локальную очистную установку. Основными загрязнениями, содержащимися в дождевом стоке с территории АЗС, являются крупнодисперсные примеси и нефтепродукты, сорбированные главным образом на взвешенных веществах. Средние концентрации загрязнения основных примесей в стоке дождевых вод с территории приняты согласно приложению к ВСН 01-89 в количестве: взвешенные вещества – 500 мг/л; нефтепродукты – 30 мг/л; БПКполн         – 30 мг/л.

 Дождевые стоки с территории АЗС поступают в колодец сборник, который обеспечивает подачу расчетного значения расхода на очистную установку.   После колодца сборника сток                    насосом подается на локальную очистную  установку «БЛ-3», разработанную ООО «БИОКОМПАКТ» г. Дмитров. Установка представляет собой металлическую ёмкость, разделённую на три отсека. Первый отсек - это тонкослойный отстойника, где происходит очистка стоков от крупных частиц взвешенных веществ и нефтепродуктов. Окончательная очистка стоков происходит во втором и третьем отсеках, где расположены фильтры грубой и тонкой очистки. Концентрация загрязнений в очищенной воде составляет – нефтепродуктов до 0,05 мг/л, взвешенных веществ – до 3,0 мг/л.            Производительность   установки    –    3,0    л/сек.    Очищенная   вода  отводится     в проектируемый сборник. Очищенная вода используется на полив территории и газонов. Для этих целей используется погружной насос марки ГНОМ 25-20. Излишки воды вывозятся специализированным автотранспортом согласно  В конце сезона дождей необходимо            производить            зачистку          установки    передвижным    специализированным автотранспортом.

Определение количества дождевых стоков с территории АЗС ведется по методу предельных интенсивностей, т.е. по максимальному количеству осадков, выпавших в городе согласно рекомендациям СП 32.13330-2012.

Эксплуатацию автозаправочной станции необходимо производить в соответствии с требованиями ППБ 01-2003 «Правила пожарной безопасности в РФ». Пожарная безопасность АЗС обеспечивается комплексом проектных решений направленных на предупреждение пожара и взрыва, а также созданием условий, обеспечивающих успешное тушение пожара и эвакуацию людей.

В соответствии с требованиями норм пожарной безопасности (НПБ 111-98*), в проект заложены следующие, обязательные для исполнения, мероприятия: устройство пожарной сигнализации; оснащение топливозаправочных колонок кранами с автоматическим отключением подачи топлива при номинальном наполнении топливного бака транспортного средства; оборудование резервуаров для хранения жидкого топлива системой автоматизации, сигнализирующей (звук, свет) персоналу АЗС о достижении 90% заполнения резервуара и автоматическое прекращение наполнения при достижении 95% его объёма; устройство аварийных подземных резервуаров для слива жидкого топлива с площадок для АЦ, оборудование самих площадок отбортовкой и пандусом высотой не менее 150 мм; оборудование станции системами молниезащиты и заземления.

Всё технологическое оборудование запроектировано с учётом категорий производства, а также надлежащей степени огнестойкости. Все здания и сооружения запроектированы с учетом категории производства, а так же надлежащей степени огнестойкости и в соответствии СП 10.13130 - 2009 «Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130-2013 «Противопожарные нормы» и СНиП 21-01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Тушение возникшего пожара на АЗС предусматривается передвижной пожарной техникой. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение здания АЗС составляет 10 л/с. Забор воды для локализации очага возгорания предусматривается от существующих пожарных гидрантов, Продолжительность тушения пожара согласно СП 8.1313-2009 принимается 3 часа.

Согласно ППБ 01-03, каждый островок с топливораздаточной колонкой оборудуется комплектом огнетушителей для тушения загорания заправляемых автомобилей и оборудования.

Два передвижных воздушно-пенных огнетушителя емкостью 100 литров марки ОВП-100.01 и два передвижных порошковых огнетушителя марки ОП-50 в зимний период хранятся в здании АЗС в помещении инвентарной. Кроме того, возле каждой топливозаправочной колонки устанавливается ящик с песком емкостью 1.0 м3.

На территории АЗС размещаются щиты с противопожарным инвентарем. Для ликвидации очагов возгорания в здании АЗС предусматриваются ручные огнетушители

Список литературы 

1. Муглиев Б.И., Хисамеева Л.Р. Система водоснабжения и пожаротушения топливозаправочного комплекса / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теория и практика приоритетных научных исследований» - Часть 4. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С.88-89.