Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ «АВТОТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ»

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

В настоящее время одной из важных проблем предприятий сферы «Автотехобслуживание» в области управления закупками запасных частей и материалов является выбор поставщиков. Учитывая, что на современном рынке автомобильных компонентов представлен широкий ассортимент продукции, предлагаемый отечественными и зарубежными производителями, то перед руководством организации-потребителя возникает проблема выбора наиболее подходящего поставщика.

Как известно, в состав любого предприятия входит отдел закупок, в обязанности которого, помимо осуществления торговых операций, включается оценка деятельности поставщиков по определенным критериям. Данный набор оценочных параметров может содержать как универсальные, так и узконаправленные критерии.

В связи с этим в настоящей статье предлагается выполнить литературный обзор, целью которого является раскрытие вопроса оценки предприятиями сферы «Автотехобслуживание» поставщиков запасных частей и материалов, а также определить наиболее предпочтительные критерии.

Поскольку дилерские центры, наряду с средними и большими СТОА, совмещают функции продажи АТС и комплектующих к ним с процессами ТО и ТР, как в гарантийный период, так и во время эксплуатации автомобиля, то вопросы качественного снабжения запасными частями и материалами с целью максимального удовлетворения требований клиента (выполнение базового принципа менеджмента качества «Ориентация на потребителя») являются крайне важными и актуальными.

Это объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков автокомпонентов, но главным образом тем, что поставщик должен стать надежным партнером предприятия сферы «Автотехобслуживание». Поэтому руководством организации должна быть разработана методика оценки компаний, занимающихся снабжением запасными частями и материалами, на основе определенных действий.

Необходимо отметить, что предприятия ведут активную работу, связанную с решением данного вопроса. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор наиболее приемлемых. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако, как отмечается в [2], [3], [5], [7], [8],часто компании-потребители ограничиваются оценкой цены и качества поставляемой продукции. В отдельных случаях анализируется надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам выполнения работ, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. [4]:

Также организациями-потребителями применяются следующие методы оценки поставщиков продукции -   метод рейтинговых оценок. Метод заключается в том, что предприятие определяет перечень основных критериев, по которым будет проводиться оценка поставщиков. Каждый критерий имеет свой удельный вес, который зависит от его «важности». Затем анализируются поставщики. Для этого показателям присваивается оценка по 10-ти бальной шкале, после чего определенный балл умножается на удельный вес анализируемого критерия. Полученные данные складываются, за счет чего рассчитывается рейтинг, по которому выбирается поставщик;

-   метод оценки затрат. Данный метод предусматривает сравнение предполагаемых доходов и расходов, по итогам которого выбирается наиболее прибыльный вариант. Метод имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что для анализа необходим большой объем информации, а это занимает много времени, которое не всегда есть для принятия решения;

-    метод доминирующих характеристик. Суть этого метода состоит в том, что предприятие выбирает для себя критерий, который является наиболее важным, и уже по нему анализируются предложения поставщиков. Это существенно экономит время, но игнорирование других, пусть и не таких важных, показателей снижают эффективность анализа;

-    метод категорий предпочтения - шкала выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном[1], критерии которой расположены в порядке приоритета. По сути это неформальный подход к выбору поставщика, состоящий в том, что сотрудник организации для анализа обобщает данные, полученные от «профильных» подразделений. Преимущество этого метода заключается в проведении анализа не только полной, но и компетентной информации, которая основана на опыте сотрудничества с тем или иным поставщиком. Набор критериев рассматриваемого метода используется большинством зарубежных фирм- производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков. Не подходит этот метод только в том случае, когда с поставщиком предприятие еще не работало.

Данный способ  оценки поставщиков может найти широкое  применение и среди предприятий сферы «Автотехобслуживание». Однако, критерии этого метода, изложенные в [1], носят обобщенный характер и необходимо произвести их более узконаправленную корректировку в зависимости от сферы деятельности организации-потребителя.

Используя рекомендации по оценке поставщиков запасных частей и материалов, изложенные в [6] и [7], произведем корректировку критериев метода категорий предпочтений.

1.                        Качество продукции:

-   качество продукции при входном контроле;

-   качество продукции в процессе эксплуатации АТС.

2.                        Своевременность поставок:

-   соблюдение графика поставок;

-   своевременность допоставки продукции взамен несоответствующей чертежам, спецификации и т.д.;

-   наличие сопроводительной документации о соответствии требованиям конструкторской документации.

3.                        Цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);

4.                        Обслуживание:

-   оперативность реакции на рекламации.

5.                        Оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора).

6.                        Наличие системы менеджмента качества, сертифицированной по стандарту ISO 9001:2011 или ISOTS 16949:2009.

Предприятия сферы «Автотехобслуживание» могут использовать представленные критерии как для анализа потенциальных поставщиков, так и для разработки собственной методики их оценки.

 

Список литературы

1.     Важдаев А.Н., Самарова Ю.А. Территориальный подход к выбору поставщиков услуг и оборудования для экономических субъектов на примере вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4[Электронный ресурс]URL: www.science-education.ru/98-4781 (дата обращения: 08.08.2014).

2.     Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений.– 2-е изд.– М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. – 228 с.

3.     Критерии выбора поставщика [Электронный ресурс]. URL: http://logistic-forum.lv/upravlenie- zakupkami/kriterii-vibora-postavshika(дата обращения 26.05.2013).

4.     Метод выбора поставщика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.virtualvis.com/metod-vyibora- postavschika.html(дата обращения 26.05.2013).

5.     Решение Крок для автоматизации дилерских центров [Электронный ресурс]. URL: http://library.croc.ru/document/3605/(дата обращения 26.05.2013).

6.     СТО ИСМ 7.4-4.4.6-07-2010. Интегрированная система менеджмента качества и экологического менеджмента. Закупки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazanorgsintez.ru/index.php?page=content&id=8218(дата   обращения   08.08.2014).

7.     СТП 11-03 – 2001. Оценка поставщиков запасных частей и вспомогательной оснастки. [Электронный ресурс]. URL: http://nhs.tatneft.ru/upload/files/нхс/1.pdf (дата обращения 08.08.2014).

8.     Шиндина Т. А. К вопросу о способах снижения риска на начальной стадии жизненного цикла продукции / Т. А. Шиндина, К. В. Штепа // Наука ЮУрГУ. Секции экономики, управления и права: материалы 63-й науч. конф. / отв. за вып. С. Д. Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т.- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– Т. 3.– С. 237-240.