Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (АСУ БЭМ ОПО)

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

Согласно Федерального закона № 116-ФЗ [6] утверждены новые «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» [7], которые устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к заключениям экспертизы и квалификационные требования к экспертам в области промышленной безопасности. Изменения повлекли отмену многих нормативных документов по экспертизе промышленной безопасности [7]. Вводятся новые инструменты обеспечения промышленной безопасности - обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОПО) и система управления промышленной безопасности (СУПБ). Вводятся поправки по лицензированию деятельности проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) и требованиям предъявляемым к экспертам. В настоящее время на территории РФ действует не менее 3000 экспертных организаций, которые выполняют ежегодно свыше 350000 экспертиз. Очевидно изменения требуют разработки новой модели рынка по экспертизе промышленной безопасности. Использование только действующей финасовой модели может привести к низкому качеству экспертных работ и как следствие росту аварийных ситуаций и объема причиняемого вреда.

Современным решением актуальных проблем является развитие рынка интеллектуальной собственности (ИС) в том числе в промышленной безопасности [2]. Последние изменения правил проведения экспертизы промышленной безопасности, позволяют закреплять авторские права за исполнителями экспертиз.  Согласно приказа Ростехнадзора № 266 [4] к экспертам (авторам) предъявляются следующие квалификационные требования (см. Табл.1):

Таблица 1

 

 

 

 

Категория экспертов

 

 

 

Образование

 

 

 

Стаж работы, лет

 

Знание нормативных правовых документов

Знание методов неразруша- ющего и разрушаю- щего контроля

 

Опыт проведения экспертиз, шт.

 

 

 

 

Количество публикаций

1 категория

Высшее

10

+

+

15

10*

2 категория

Высшее

7

+

+

10

10*

3 категория

Высшее

5

+

+

-

5*

*Данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень.

 

Основными интеграторами информации в промышленной безопасности являются различные нормативно- технические базы: «Консультант-плюс», «Строй-консультант», «Кодекс», «Техэксперт», «NormaCS», ИПС «Мимоза», «1C:Предприятие 8» и др.; программо-методические комплексы: ЗАО «Нанософт», ООО «НТП Трубопровод», «ЛИРА-САПР», «ЛОГОС», «ДАНКО», «НИМФА» и др. Результатом использования данных продуктов являются электронные математические модели, новые базы знаний и методические комплексы документов. Работа с электронными моделями предполагает использование мощных технических решений по обработке и хранению информации, а также систем от несанкционированного доступа. В связи с вышесказанным, мы считаем, что разработка автоматизированных систем управления электронными моделями опасных производственных объектов и рабочих мест эксперта промышленной безопасности (АРМ-ЭПБ) является актуальной задачей.

В общем виде АСУ БЭМ ОПО представляет собой многоуровневую систему, сочетающую функции программно-расчетного и организационно-экономического управления, включая коммерческий учет и сбыт интеллектуальной собственности.

Основная цель создания АСУ БЭМ ОПО разработать и реализовать автоматизированную технологию учета электронных моделей ОПО, заключений экспертиз промышленной безопасности и проектной документации компенсирующих мероприятий, разработать модель технологической цепочки сбора, обработки и доставки информации специалистам в области промышленной безопасности, представить информацию в форме, удобной для оперативного и долговременного анализа и подготовки сложных аналитических отчетов. В конечном итоге, данная работа направлена на повышение экономической эффективности работ по экспертизе промышленной безопасности и создание конкурентных преимуществ.

Достижение такой цели возможно путем решения следующих задач:

-создание электронных моделей ОПО и заключений ЭПБ;

-формализация и регламентация процедур и функций АСУ БЭМ ОПО, разработка инструкций для пользователей;

-формирование единого для процессов планирования, контроля, расчета и анализа хранилища данных АСУ БЭМ ОПО;

-автоматизация рутинных и повторяющихся процедур АСУ БЭМ ОПО (например, сбора, расчета и консолидации информации);

-предоставление средств разностороннего анализа по проведению экспертизы, плановых показателей и фактической оперативной информации для поддержки принятия решений по управлению информацией;

-интеграция задач  по экспертизе  промышленной безопасности с задачами смежных структурных подразделений, функционирующих в едином информационном пространстве;

-осуществление мониторинга принятых решений по выполнению компенсирующих мероприятий указанных в заключениях ЭПБ;

-повышение эффективности информационного обеспечения процессов выработки и принятия управленческих решений в области текущего функционирования и перспективного развития ОПО на основании результатов статистической, аналитической и иной обработки объективных данных о техническом состоянии ОПО;

-разработка мер для повышения надежности ОПО и минимизации возможности возникновения аварийных ситуаций на основе их моделирования с разработкой противоаварийных мер в области технического оснащения;

-создание информационной платформы для координации действий и согласование интересов основных участников процесса экспертизы (эксплуатирующих организаций, администрации  и надзорных органов, существующих и будущих экспертных организаций, инвесторов и т.д.).

Создание полнофункциональной АСУ БЭМ ОПО предусматривает законченное решение для подразделений экспертных и эксплуатирующих организаций, информационно и технологически совместимое с разработками, существующими в настоящее время. Развитие АСУ БЭМ ОПО должно обеспечить эффективную эксплуатацию ОПО и управление промышленной безопасностью, материальными (нематериальными), трудовыми ресурсами на всех уровнях системы управления.

Электронная модель для обеспечения сохранности, вложенных в разработку и развитие системы средств должна обладать высокой степенью масштабируемости при минимальных временных и финансовых затратах по следующим направлениям: добавление новых АРМ пользователей; расширение прикладных функций; модернизация программного обеспечения; наращивание объема хранимых данных; наращивание вычислительных мощностей; увеличение скорости обмена данными.

Электронная модель должна обладать развитыми технологическими средствами интеграции с другими прикладными системами и базами данных.

Программное обеспечение АСУ БЭМ ОПО должно иметь средства защиты информации от несанкционированного доступа в соответствии с руководящими документами [5].

АСУ БЭМ ОПО должна учитывать общие требования к информационной безопасности, определенные национальным стандартом [1]. Эти требования направлены на обеспечение доступности, целостности, конфиденциальности информации в информационных системах и направлены на безопасность процессов получения, обработки и хранения данных, в том числе и разграничение уровней доступа пользователей к БД и функциям программного обеспечения, для чего должно быть организовано:

-разграничение прав доступа к данным в соответствии с должностными инструкциями пользователей;

-разграничение прав доступа к функциям системы в соответствии с должностными инструкциями пользователей;

-резервное копирование данных;

-взаимодействие с системами защиты данных от несанкционированного доступа и непреднамеренного разрушения.

При выборе общесистемных программных средств необходимо опираться на принципы совместимости, стандартизации и эффективности:

-Принцип совместимости заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами в соответствии с установленными правилами.

-Принцип стандартизации заключается в том, что при создании систем должны быть рационально применены типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.

-Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АСУ БЭМ ОПО и конечными результатами, получаемыми вследствие автоматизации процессов.

Разработка АСУ БЭМ ОПО процесс дорогостоящий и требующий использование операций с нематериальными активами, в том числе находящихся на государственном балансе. Поэтому для разработки данной системы требуется использование элементов частно-государственного партнерства.

 

Список литературы

1.     ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности.

2.     «Интеллектуальная собственность в обеспечении промышленной безопасности. Новый подход к проведению экспертизы промышленной безопасности»  II Международная научно-практическая конференция «Вопросы технических наук: новые подходы в решении актуальных проблем» (г. Казань), ИЦРОН, 2015 г.

3.     Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности. Утверждена решением Коллегии федеральной службы по  экологическому,  технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 26.09.2011 г.

4.     Приказ Ростехнадзора № 266 от 03.07.2015 г. «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

5.     РД «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации». Гостехкомиссия при Президенте РФ.

6.     Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

7.     Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14.11.2013 г. № 538.