Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

В данной статье рассматриваются вопросы актуальности применения логистических инструментов в сфере строительного производства.

Ключевые слова: материальный поток, специфика логистики, логистические системы

В последние 25-30 лет в системах материально-технического обеспечения производства, в том числе строительного, все чаще используются принципы логистики. Это связано с тем, что Логистика как направление хозяйственной деятельности – заключается в управлении материальными потоками от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими потоками информацией. Управление материальными потоками должно быть организовано таким образом, что бы эффективность была на достаточно высоком уровне.

Что образует материальный поток? Материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы [2]. Одной из многих отличительных особенностей строительного производства от других отраслей промышленности, как известно, является то, что строительство – самое материалоемкое производство [5]. В связи с этим актуальность логистики, практически не вызывает сомнений, так как она заключается в экономической      заинтересованности,     т.е.      снижении      издержек      и      тем      самым     повышении      уровня конкурентоспособности.

Практика применения логистики доказывает ее эффективность. В ряде работ опубликованы данные о ее результативности. По оценке зарубежных специалистов, комплексное внедрение логистики может обеспечить снижение уровня запасов на 30-50%, сократить время движения материалов на 25–45%; сократить повторные складские операции в 1,5–2,0 раза; сократить расходы на автоперевозки на 7–20%, на железнодорожные до 12% и сократить себестоимость 1 кв. м. готовой строительной продукции до 10 % [3].

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (Рисунок 1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения по логистической цепи материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя.

Существуют, так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления [2]:

Груз – нужный строительный материал. Качество – необходимого качества.

Количество – в необходимом количестве.

Время – должен быть доставлен в нужное время. Место – в нужное место.

Затраты – с минимальными затратами.

Специфика и новизна логистики состоит в использовании комплексного (системного) подхода к вопросам движения материальных ценностей [1]. При управлении обязательно должны учитываться все взаимосвязанные стороны, все факторы системы.

Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, таких как:

·   прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами;

·   определение необходимой мощности производства и транспорта;

·   организация распределения готовой продукции;

·           управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

·   моделирование функционирования логистических систем;

·   проектирование логистических систем;

·   планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;

·   согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Логистика, развиваясь на предприятиях разных отраслей  экономики, приобретает специфические отраслевые черты. В строительстве она имеет ряд особенностей.

В первую очередь следует отметить разнообразие форм и методов осуществления строительства в зависимости от функциональной принадлежности объекта строительства. К таким объектам относят заводы, фабрики, дороги, электростанции, порты, жилые дома и др. Следовательно применение логистики должно учитывать функциональное назначение объекта строительства.

Вторая особенность логистики в строительстве связана с тем, что строительная организация редко является

«хозяином» логистического процесса. Она  рассматривается как потребитель в логистических системах производителей и поставщиков строительных материалов и изделий. Эта особенность является следствием недостаточного внимания к возможностям, которые может предоставить логистика в области оптимизации затрат.

Третья особенность  логистики в строительстве — это широчайшие возможности для логистического аутсорсинга, в частности, в снабжении. Для строительной организации большая часть операций при выполнении логистических функций транспортировки, складирования, управления запасами и закупками является вспомогательными процессами. В соответствии с концепциями ключевых компетентностей и реинжиниринга предприятию необходимо установить наилучший источник конкурентного преимущества, сделав ключевые процессы как можно более эффективными, а неключевые — передать на аутсорсинг.

Развитие аутсорсинга в снабжении строительного предприятия может осуществляться двумя способами. Первый предусматривает выполнение части логистических функций самим предприятием, вторая часть передается на аутсорсинг. Например, строительная компания самостоятельно осуществляет операции закупок, имеет собственный склад материалов, на котором осуществляет управление запасами, но транспортировку передает транспортному предприятию. Возможно привлечение складского оператора, который организует ответственное хранение отдельных материалов. Другими словами, первый вариант аутсорсинга в строительстве — это частичное привлечение логистических операторов для выполнения отдельных логистических функций снабжения.

Второй вариант — это привлечение логистического провайдера, выполняющего комплексные логистические функции. Он осуществляет закупку материалов, взаимодействует с поставщиками, складирует часть материалов, организует многономенклатурную поставку материалов на строительные объекты в соответствии с планом-графиком строительных работ, управляет запасами материалов. Логистический провайдер организует и выполняет логистические процессы  так, чтобы общие  издержки в цепи поставок были оптимальными.

Конкурентные преимущества, создаваемые логистикой, становятся наиболее ощутимыми благодаря оптимизационным решениям, направленным на снижение логистических издержек, времени логистических циклов, повышение надежности функционирования цепей поставок. Схематично цепь поставок строительных материалов, включающая логистического провайдера, выполняющего комплекс логистических функций показана на Рисунок 2. Для оптимизации затрат в такой цепи поставок необходимы различные решения, которые принимаются как обслуживаемой строительной компанией, так и логистическим провайдером. В частности, от строительного предприятия требуются сформулированные требования по организации логистического обслуживания, которые определяются планами и графиками строительных работ, спецификацией, обусловленной строительной технологией, а также стоимостными, временными и качественными характеристиками ожидаемого сервиса. Остальные решения закреплены за логистическим провайдером.

За годы реформ строительная отрасль стала одной  из немногих динамично развивающихся отраслей экономики. Однако за этот же период произошла определенная дезинтеграция хозяйственных связей между всеми участниками строительного комплекса, сокращение числа крупных СМТ и ДСК, ухудшились условия для производственно-технологической комплектации строящихся объектов. В связи с чем можно сказать, что Россия имеет довольно низкий уровень развития логистики в строительстве. Это объясняется, в первую очередь низким уровнем логистики в целом по стране. Так, по данным Мирового банка, Россия занимает 99 место по развитию логистики среди 150 государств мира. Индекс логистики, на основе которого определялся рейтинг страны, учитывает время прохождения таможенных процедур, стоимость логистики (включая тарифы на грузовые перевозки),    степень    развитости    логистической    инфраструктуры     и     ряд     других     факторов. Так же логистика в строительном производстве используется крайне мало, по причине того что пока нет достаточно глубоких исследований в данной области, отсутствуют соответствующие методики. Учитывая, выгоды которые могут обеспечить логистические системы в строительстве, логично предположить, что ситуация изменится в лучшую сторону и работы в этом направлении будут наращиваться.

 

Список литературы

1.     Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2008.

2.     Инютина К.В., Квашнин Б.С., Суслов О.В. Основы логистики.- СПб.: Спб ГУЭФ, 2001.

3.     Николайчук В.Е., Кузнецов В.Г. Теория и практика управления материальными потоками (логистическая концепция). Монография. - Донецк: «КИТИС» 1999. - 413 с.

4.     Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием. - СПб: ДНТП общества \"Знание\", ИВЭСЭП, 2008.

5.     Хадонов З. М. Организация, планирование и управление строительным производством. Учебник для вузов.– Москва: «АСВ» 2010. – 559 с.