Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРИОД ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Образовательная Программа ДОО формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объѐм, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно- педагогические условия образовательного процесса. Программа ДОО включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды[8].

Развивающая образовательная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей реализуемую посредством организации ситуативно-временного, гибкого, легко трансформируемого образовательного и предметно-развивающего пространства ДОО; организации социально- ориентированных вариативных форм сотрудничества субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, администрации и пр.); обеспечения палитры видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам их развития. Образовательный процесс - фактор гарантии качества образования, содержательно организованное взаимодействие субъектов, обеспечивающее реализацию целей педагогической деятельности взрослых, результатом которой является развитие личности и индивидуальности ребѐнка, способного к активной созидательной жизнедеятельности. Процесс введения ФГОС ДО в практику дошкольного образования носит инновационный характер, опосредующий сложный путь модернизации всего образовательного пространства дошкольной Организации с использованием возможностей моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса.

«Необходимой составной частью проектирования любой инновационной деятельности является моделирование. У.Р.Эшби писал, что моделирование как метод исследования – это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов, относительно которых имеются принципиально неполные знания. Именно моделирование позволяет наладить стабильное функционирование системы в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений»[7].Процессы моделирования и проектирования любых направлений развития образовательных учреждений определяют один из современных аспектов управления их деятельностью. Модель – образ какого – либо объекта (процесса, явления), используемый в качестве его заместителя. Модель – (образец, прообраз) – заместитель изучаемого объекта, система элементов – знаков, воспроизводящая свойства оригинала. Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. «Mодель» (от лат. Modulus – мера) - образец, позволяющий выявить (раскрыть) характеристики соразмерности элементов и специфику их взаимосвязей в целостной системе, определяющей сущность изучаемого или прогнозируемого объекта. Т.е. «модель» можно толковать как опредмеченный в материальном предмете (изображении, описании, схеме и пр.), идеальный образ изучаемой или прогнозируемой системы. Тогда процесс моделирования, это целенаправленный анализ и поиск соразмерности элементов в изучаемой или прогнозируемой системе, специфики их связей, взаимовлияния и взаимозависимости; определение меры истинности в понимании их внешних и скрытых характеристик; изучение потенциальных свойств функционирования и развития системы в целом’’[3,5].

Использование моделирования на разных уровнях структурирования современного образовательного пространства ДОО опосредует возможность выбора моделей разного вида.

1.      Концептуальная модель. Представляет собой обобщѐнную модель объекта, процесса, явления и пр., которую необходимо апробировать (реализовать) для получения поставленной цели. Основу концептуальной модели определяет совокупность идей (концептуальных положений, понятий) выраженных в форме знакового отображения структурных компонентов (элементов) модели. Концептуальная модель позволяет обозначить системообразующий элемент моделируемого явления; обозначить прогнозируемый результат, выделить своеобразие различных структурных (подструктурных) элементов системы, характер их связей; смоделировать приоритетные направления достижения цели.

2.      Концептуально – технологическая модель. Представляет собой модель-схему организационной структуры и процесса осуществления намеченных изменений. Назначение концептуально – технологической модели – построение нового варианта стратегии и определение тактических характеристик (задач, средств, направлений реализации) какого – либо проектируемого процесса.

3.      Технологическая модель. Представляет собой структурно-организованные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности (область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, реальные средства, результат, представленный измеряемыми показателями). Назначение – ясная формулировка целей, задач (например, предмета и объекта инновационной деятельности); определение приоритетных направлений предполагаемой деятельности, ресурсного обеспечения, оптимальных средств достижения цели; осмысление их целесообразности и соразмерности по отношению к задачам, конкретизация ожидаемого результата.

4.      Содержательная модель. Цель модели – определение оптимального варианта содержательного компонента проектируемой системы, его объѐм, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (например, тематическая матрица образовательной информации, блок – схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.).

5.      Управленческая или функциональная модель. Позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между субъектами инновационной деятельности, функциональные характеристики моделируемой системы [3, 4].

Как показывает анализ практики ДОУ Пермского края сложность взаимодействия, взаимопроникновения структурных составляющих вариативных педагогических систем требует моделирования процессов их оптимальной, соразмерной интеграции и построения такой модели управления, которая смогла бы обеспечить реализацию современных подходов, условия и максимальные  возможности осуществления образовательных процессов инновационного и развивающего  характера. Примеры моделирования целевой, содержательной и организационной частей образовательных программ (из материалов инновационной практики ДОУ Пермского края).

1.      Концептуальная модель(1990), созданная на основе изучения научной публикации «Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания» (Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б., 1989) и концепции личности Мерлина В.С. (1988), определившая стратегию реализации ряда инновационных проектов ОЭР в ДОУ Пермского края, не потерявшая своей актуальности по сегодняшний день.




1.        Концептуально-технологическая модель организации образовательного процесса ДОУ в течение неде- ли и одного дня, подтвердившая свою адаптационную гибкость и универсальность в области конструирования образовательного процесса в рамках «технологии блочно-тематического планирования». Модель реализована в условиях «образовательной системы М. Монтессори» (школа № 57, г. Пермь, 1998 г.); в рамках реализации общеобразовательных и коррекционных программ ДОУ № 252, 404, 327 - Пермь; № 21, 8 - Добрянка; № 10 - Губаха; № 38 – Краснокамск; ДОУ ст. Менделеево и № 5 с. Карагай Пермского края (1990-2014 г.)

Концептуально-технологическая модель организации образовательного процесса в течение недели и одного дня Тема недели ….

(определяется в соответствии с календарным планом тематических проектов на год)

 

Презентация темы дня, объектов и способов их познания осуществляется утром, в процессе содеятельности «в круге». «Круг» - форма коммуникативно-познавательного взаимодействия детей и педагога. На протяжении пяти дней недели меняются целевые ориентиры круга, его содержание и характер проведения(в рамках темы недели).

Примерные целевые ориентиры «круга» на протяжении недели, опосредующие разностороннее развитие личности и индивидуальности дошкольника

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Произвольно-волевой:

волевое усилие, произвольность поведения, познание

Сенсорно-

познавательный:

Социально-личностный:

социализация, субъективизация отношения, конструктивные коммуникации в разных видах содеятельности, речь

Эмоционально-

образный: практика переживания - деятельности, эмоциональный интеллект, художественное творчество, креативность Приоритеты образовательных областей: художественно- эстетическое, речь, социальная коммуникация, познание,

Рефлексивный:

практика продуктивной деятельности, решения проблемных ситуаций, субъективно- оценочных высказываний, умозаключений Приоритеты образовательных областей: речь,

Приоритеты

образовательных областей: познание, коммуникация, физ. культура, здоровье

Культура

чувственного познания, сенсорное развитие, интеллект, речь Приоритеты образовательных областей: познание, речь, коммуникации, здоровье

Приоритеты

образовательных областей: социальная коммуникация, речь, познание, физ. культура, здоровье

художественное

и интеллектуальное творчество,

физ. культура,

кругозор

- самостоятельная индивидуальная и\или подгрупповая деятельность, содеятельность с педагогом; формы взаимодействия: сотворчество, сопереживание, содеятельность, диалоги, полилоги, игры и пр.; практика продуктивных видов деятельности и вариативно-динамичных коммуникаций.

Условия для самостоятельного применения знаний в художественно-эстетических, продуктивных видах деятельности; ребѐнок – субъект в выборе деятельности, способов, форм выражения личностного, субъективно- оценочного отношения к предмету (области) познания в авторском продукте.

 

игры – имитации

и музыкально- пластические импровизации

рисование

лепка

аппликация

творческое

рассказывани е

художественный

труд и конструирование

театрализованная

и сюжетно-ролевая игры

 

Результат дня

1.      Практика обогащения компетенций детей в области познавательно-речевой, социально- коммуникативной, игровой, продуктивной, художественно-эстетической деятельности.

2.      Продукт самостоятельной творческой деятельности детей – образ темы познания в рисунках, пластическом или аппликативном изображении, музыкально-пластической импровизации, творческом рассказе и пр.

 Результат недели

Природосообразный целостный образ темы (и\или предмета познания), артикулированный в результатах познавательной, речевой, художественно-творческой и\или созидательно-продуктивной, оценочно-рефлексивной видах деятельности детей.

 

Толкование модели. Тема недели определена в «календарной сетке недельных тематических проектов на год». Выбор совокупности средств реализации недельных тематических проектов подчинѐн единой концептуально-технологической модели, в рамках которой отдельный проект опосредует освоение ребѐнком содержательного обобщения, наполненного конкретным содержанием и формирование природосообразного (относительно целостного) образа темы познания. Концептуально обоснованная и спланированная система недельных тематических проектов обеспечивает возможность формирования актуальной возрасту, субъективно - ценностной картины окружающей действительности; определяет особенности и условия содействия становлению базиса культуры личности дошкольников; развитие социально-ориентированных и смыслообразующих мотивов познавательной и других видов деятельностной активности. Содержание «недельного тематического проекта» по сути, является планом образовательной содеятельности педагога с детьми в течение каждого дня недели. Содеятельность начинается утром в форме организации «круга» - коммуникативно-познавательного взаимодействия, где дети совершенствуют опыт использования разных вариантов приветствия, тактильных контактов (соразмерных ситуации); обогащают практику переживаний чувства «защищѐнности», единения всех участников круга, единоприродности с миром природы, людей и т.п. В «круге» осуществляется презентация объектов познания (в рамках темы недели и задач дня), вариативных способов познания - путей «открытия детьми новых знаний». На протяжении пяти дней недели, в рамках одной темы, меняются целевые ориентиры «круга». Соответственно меняются содержание и приѐмы его проведения, что опосредует разноаспектное знакомство детей с предметом познания; ежедневное обновление развивающей среды; выбор и структурирование содержания образовательного взаимодействия; особенности организации самостоятельной деятельности детей; включение всех субъектов образовательного процесса в «СО - БЫТИЕ» недели – «углубление детей в тему» (область) познания.

По дням недели определяются приоритеты образовательного взаимодействия – «целевые ориентиры дня». Понедельник - произвольно-волевой. Приоритет интеграции линий развития: произвольность поведения, социализация, познание, речь, физическое развитие, здоровье. Вторник - сенсорно-познавательный. Приоритет: сенсорно-чувственное познание, речь, коммуникация, безопасность, здоровье. Среда - социально-личностный. Приоритет: социализация, речь, коммуникация, познание, чтение литературы, труд. Четверг - эмоционально- образный. Приоритет: художественно-эстетическое (искусство, музыка, чтение литературы, художественное творчество), речь, коммуникация, физическое развитие. Пятница – рефлексивный. Приоритет: речь, интеллект, социальная коммуникация, художественное творчество, кругозор.

Первая половина дня. Утро - «Круг»(коммуникативно-познавательное взаимодействие в рамках темы), далее – самостоятельная работа детей в ежедневно обновляемой предметно-развивающей среде. Цель: актуализация, субъективизация презентованных и освоенных знаний, выработка индивидуального стиля в доступных видах деятельности, практика умений применить знания в самостоятельной и совместной игровой (или практической) деятельности. Самостоятельная индивидуальная и\или подгрупповая содеятельность с участием педагога, где приоритет отдан познавательно-игровому характеру взаимодействия. Далее, непосредственно образовательная содеятельность с педагогом: развитие речи, математических представлений, физическая культура, музыкальное развитие. Цель первой половины дня – условия развития индивидуальности.

Прогулка-содеятельность с педагогом, физическое развитие, наблюдения, проблемно-поисковые ситуации, опытно-экспериментальная деятельность, самостоятельные игры по интересам детей и пр.

Вторая половина дня. Образовательное взаимодействие с детьми в организованной среде. Содеятельность с педагогом, самостоятельная, индивидуальная, подгрупповая деятельность, где реализуется право детей (с учѐтом интересов и предпочтений)применить знания в практике продуктивной деятельности; выразить субъективно- ценностное, личностное  отношение  к предмету  познания. Приоритет отдан социально -  коммуникативному характеру взаимодействия; продуктивным видам самостоятельной деятельности и\или содеятельности с педагогом; обогащению практики сотворчества, сопереживания, коммуникаций (диалоги, полилоги, игры, и пр.). Дошкольник в праве самостоятельно определить способы и формы выражения субъективно-оценочного отношения в процессе коммуникаций и продуктах самостоятельной деятельности, выступая как личность и субъект в художественно-творческих видах деятельности (музыкально-пластические импровизации, игры- имитации, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, изобразительные виды деятельности, творческое рассказывание, художественное конструирование, труд и т.п.). Цель второй половины дня – условия формирования личности.

3.          Концептуальная модель модернизации педагогического процесса МДОУ № 21 г. Добрянка(из материалов инновационного проекта «Модернизация педагогического процесса средствами технологии блочно- тематического планированиям» 2005 г.)


Обобщая многолетний опыт инновационной работы по конструированию целостного образовательного пространства ДОУ посредством интеграции возможностей моделирования, проектирования, блочно-тематического планирования, можно говорить не только о целесообразности, но и необходимости введения обозначенных видов педагогической деятельности в широкую практику. Работа специалиста дошкольного образования в обозначенном направлении, обеспечивает обогащение общепрофессиональных и специальных компетенций, способностей педагогов к системному, предметному, культуросообразному профессионально-педагогическому мышлению.

 

Список литературы

1.      Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., и др. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания. //Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

2.      Грибанова М.В. Использование Монтессори-педагогики в практике современной образовательной системы. /М.В.Грибанова//Детство в контексте культуры и образования: Материалы Х Междунар. конференции «Ребѐнок в современном мире. Культура и детство». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 600 с. (с.531-535).

3.      Грибанова М.В. Моделирование в образовании./М.В.Грибанова//Философия образования и мир детства: Материалы Х1 Междунар.конф. «Ребѐнок в современном мире. Государство и дети». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – 822 с. (с.630-635).

4.      Грибанова М.В. Моделирование и проектирование воспитательно-образовательной работы в контексте принципов и форм технологии блочно-тематического планирования /М.В.Грибанова//Материалы региональной юбилейной научно-практической конференции г. Чайковский, 14-15 декабря 2005/ Чайковский 2005. – 163 с.(с. 94-108).

5.      Грибанова М.В.Оптимизация педагогического процесса в современных условиях функционирования МДОУ. /М.В.Грибанова//Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования: материалы региональной научно-практической конференции. (Добрянка, 24 февраля 2010)/ Добрянка 2010.- 144 с. (С. 10-16).

6.      Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь: ПГПИ, 1988.- 80 с.

7.      Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах.-М.:АПКи ПРО, 2002.-112 с.

8.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».