Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Смещение требований к профессиональной подготовке будущих педагогов с явно выраженной ориентацией на формирование личностной позиции в педагогической деятельности определяется новым Федеральным государственным образовательным стандартом. Изменения, происходящие с личностью учителя начальных классов в ходе ее вхождения в профессию как субъекта деятельности, несомненно, представляют собой важный аспект личностного и профессионального развития в процессе обучения в вузе.

Такое взаимодействие требует от педагога умения организовывать продуктивный диалог. Использование диалоговых форм взаимодействия в учебно-познавательной деятельности студентов приобретает особую значимость и в связи с тем, что опыт диалоговой культуры будущие учителя будут реализовывать в своей профессиональной деятельности. Значимо успешность образовательного процесса определяет личность учителя в начальной школе. Так как в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения в деятельности. Учителю начальных классов необходим такой уровень профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отношением к себе и к ученикам как субъектам деятельности.

Опыт диалогового общения, культура ведения диалога приобретается будущими педагогами в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе. Сотрудничество и диалог в учебном процессе обеспечивает личностно-смысловое развитие субъектов взаимодействия, где задействуются механизмы саморазвития, самореализации, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления личности. Человек включается в диалоговое взаимодействие с миром культуры, науки, профессии, практики познания другого человека.

На современном этапе развития общества диалог не потерял своей актуальности. Современные исследователи /1,2,3/ базируют свои способы организации диалога на следующих позициях:

1.      Диалог может быть реализован только при наличии диалогических отношений, т.е. несовпадающих смысловых позициях по некоторому поводу;

2.      Диалог – это такая форма субъект-субъектного взаимодействия, при которой различные смысловые позиции развиваются разными говорящими (внешний диалог) или одним говорящим (внутренний диалог). Соответственно монолог можно характеризовать наличием одной смысловой позиции, даже если ее развивают несколько участников;

3.      Условия диалога – наличие некоторых объективных суждений о предмете диалога в единстве с оценочным суждением.

Учебный диалог представляет собой особую форму субъект-субъектного взаимодействия в учебно-

познавательной деятельности, предполагающую столкновение взглядов, оценок, идей, позиций, активное эмоциональное общение, стремление к сотрудничеству в решении учебных и творческих задач, способствующую развитию творческого мышления, личностных качеств студента.

Высокий уровень диалогового взаимодействия способствует продуктивному, личностно- профессиональному развитию, заставляющего студента активно мыслить, извлекать необходимую научную информацию из разных источников, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Однако, потребность в диалоговом взаимодействии, реализуется далеко не всегда, в силу как объективных причин (экономических, социокультурных и т.д.) так и субъективных (нежелание перестроить привычные способы общения, нравственная и практическая неготовность к иному типу отношений и т.д.). Поэтому требуется создание специальных условий, которые стимулировали бы студентов к истинно диалогическим, человеческим отношениям.

Основное назначение диалоговой технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения студенты ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов /1/.

Реализация диалогового взаимодействия предполагает использование таких элементов как: 1) выявление готовности студентов к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск волнующих студентов вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников диалога, их возможных ролей и условий их принятия; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников; 7) оценка смысла и значения поступившей информации; 8) формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

Одним из универсальных показателей личностно-профессионального развития студентов в логике исследования была готовность к диалогу. Наличие данного показателя предполагало принятие ими диалога как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, соблюдения некоторых правил,  удержание в сознании цели диалога. Исследование готовности студентов к диалогу осуществлялось на основе выделенных критериев: наличие умения анализировать проблему; обосновывать свою точку зрения; соотносить свою точку зрения с  мнением других; принимать  эмоциональное состояние собеседника; регулировать себя в  процессе взаимодействия с позиции соблюдения нравственных норм и правил. Были выявлены студенты, формально участвующие в диалоге (49%); категорично не принимающие иное мнение (18%); терпимые по отношению к мнению окружающих (33%).

На основе полученных результатов организация диалогового взаимодействия в ходе эксперимента предполагала ряд стадий.

Прогностический этап. Моделирование педагогом общения с группой, при котором планировалось осуществление коммуникативной деятельности с учетом поставленных целей и задач; общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории.

Начальный этап диалога. Важными элементами этого этапа являлись - конкретизация спланированной модели общения; уточнения условий и структуры предстоящего общения; осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Управление диалоговым общением. Данный этап предполагал использование психологически обоснованных приемов общения: риторических вопросов,  ярких примеров, ситуаций размышлений, наличие логики в изучаемых фактах, формулирование проблемы и анализ способов еѐ решения, выражение собственной точки зрения  в контексте иных, сопоставление различных мнений, выделение различных  причинно - следственных связей, логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения, формулирование выводов о значимости и перспективности диалога и т.д.

Данные приемы способствовали коллективному поиску, обеспечивали мотивацию изучения дисциплины и установлению целесообразной системы взаимоотношений педагога и студентов.

Включаясь в ситуацию совместной со всеми участниками педагогического процесса деятельности, каждый студент занимал в ней определенные  функциональные  позиции.  Обосновывая пути решения предложенной учебно-педагогической задачи, он вынужден сообщать свои мысли другим так, чтобы они были понятны. А это, в свою очередь, вызывало потребность проверять логичность своих рассуждений. Осознание действующим индивидом того, как он воспринимаем партнерами по общению, определяется в психологии как рефлексия.

Анализ диалогового общения. Анализировалась использованная система психологических и педагогических приемов общения, уточнялись возможные варианты общения  в  группе, и  тем самым прогнозировалось предстоящее общение с данными студентами на будущее.

Таким образом, диалог в учебно-познавательной деятельности обеспечивал развитие коммуникативной компетентности, имеющей первостепенное значение в обеспечении профессиональных функций будущих педагогов.

Диагностическое исследование позволило утвердиться, что в процессе организации диалогового взаимодействия у будущих учителей вырабатывается целый ряд положительных свойств. Обучающийся самоутверждается как самостоятельная, самореализующаяся личность. Развиваются навыки коллективной работы,    образовательные    потребности.    Будущий    учитель    вовлекается    в    процесс    постоянного самосовершенствования,    который     ведет    к     гармоничному    развитию    личности,    к     совершенствованию профессиональных навыков.

 

Список литературы

1.      Гулакова М. В. Диалоговая технология обучения как средство формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук Ставрополь, 2000. - 185 c.

2.      Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. – М.: Академический проект, 2004. – с. 240; 

3.      Зуев О.Г. Диалогический метод обучения в процессе преподавания общественных наук (на базе высшего военного уч.). – Дис. канд. педаг. наук. – Рига, 1990. – 177 с