Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В дискурсе образования термин «образовательные технологии» распространен достаточно широко, как обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования. Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор – педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, гендера, проекта (творчества), партнерства и т.д.

Существует не одна сотня определений понятия «технология» в педагогическом контексте. В частности, под технологией понимается и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, и педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов. Существует и еще один подход к пониманию технологий как к проектированию и реализации проекта обучения и воспитания на практике. Какого бы взгляда на технологии ни придерживался преподаватель, но подобный технократический подход по формату ограничивает свободу и творчество, а с другой стороны делает образовательный процесс по- хорошему алгоритмичным и программируемым.

Образовательная технология отвечает на вопрос: «Как учить результативно?» Существенной ее характеристикой является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса. По определению Т.И. Шамовой и Т.М. Дывыденко под образовательной технологией понимается «процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам»[2].

От чего зависит выбор тех или иных образовательных технологий в процессе обучения? Можно ли составить некий универсальный список технологий, освоение которых позволит субъекту образовательной деятельности свободно устанавливать социальное взаимодействие в различных пространствах средствами образовательных технологий?

Поиск ответов на эти вопросы связан, во-первых с психолого-педагогической и социально- психологической характеристикой рассматриваемого возрастного периода (17-25 лет), социального статуса субъектов образования (студенчество); во-вторых с характеристикой особенностей современной профессиональной деятельности в сфере образования.

Студенчество – особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования  и ориентированных на освоение той или иной профессии. Именно профессиональная направленность, устойчивое отношение к сфере будущей профессиональной деятельности характеризует эту социальную группу. Результаты исследования психологов свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем отношения к учебе. Итак, профессиональная направленность для данного возраста является ведущей мотивационной стороной образования студентов. Говоря о подготовке специалистов для системы образования необходимо выделить следующие ведущие характеристики профессиональной деятельности в сфере образования, которые и будут оказывать непосредственное влияние на выбор тех или иных технологий для освоения:

· рефлексивность, как результат развития процесса субъективизации профессиональной деятельности в сфере образования;

· интегративность, обусловленная принадлежностью к классу преобразующих и к классу управляющих профессий одновременно;

· коммникативность, определяемая направленностью на установление взаимодействия и взаимоотношений с людьми в разнообразных условиях реализации профессиональной деятельности;

· дифференцированность, проявляющаяся в необходимости установления взаимодействия с субъектами образовательной деятельности, отличающимися по многим признакам (пол, возраст, индивидуальные особенности и т.п.)

Данные особенности профессиональной деятельности в сфере образования проявляются одновременно, поэтому современный специалист тогда будет готов к работе средствами образовательных технологий, когда он освоит соответствующие способы деятельности, направленные на рефлексию и установление взаимодействия с разными субъектами, приводящими к преобразованию окружающего мира.

Каким образом должен быть организован образовательный процесс освоения педагогических технологий? Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются: постановка целей и максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов, подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями, оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей, заключительная оценка результатов.

Какую специфику вносит в этот процесс ведущая характеристика рассматриваемых технологий – их гуманитарность? Очевидно, отличительные признаки этих технологий, к которым правомерно отнести следующие:

· рефлексивность (как отражение процессов самопознания, самосознания, самовыражения личности), т.е. направленность на развитие рефлексивных компетенций;

· вовлеченность субъекта в принятие решения, т.е. направленность технологии на развитие субъектной позиции;

· ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в тексте и выражающейся через текст (различного типа знания, идеи, схемы и т.д.).

Эти отличительные признаки накладывают определенные требования на содержание процесса освоения технологий.

Студенческий возраст – это пора сложного структурирования интеллекта. Это означает неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Поэтому методологической и теоретической основой построения процесса освоения образовательных технологий является компетентностный подход в педагогическом образовании.

Организационные технологии, которые могут дать значимый эффект, на наш взгляд, - это технологии обучения методом кейсов, проектные технологии, технологии модульного обучения, позволяющие реализовывать компетентностный подход [1].

Выбирая образовательные технологии в реальной практике, преподаватель часто руководствуется интуицией, опытом и личными предпочтениями, однако необходимо подчеркнуть, что в современных условиях этого недостаточно и приоритетными критериями отбора образовательных технологий становятся их собственно гуманитарный, образовательный потенциал и эффективность развития профессиональных компетенций обучающихся.

 

Список литературы

1.      Салаватулина, Л.Р. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л.Р. Салаватулина //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал.- Москва- Челябинск, 2014.-№ 2.- С.50-55

2.      Шамова Т.И., Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - 4-е изд., стер. - М. :AcademiA, 2007. - 385 с