Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВРАЧА: ВЗГЛЯД СТУДЕНЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

1 Исследование проходило с помощью анкетирования студентов 2-3-х курсов мед.университетов Северо-Кавказского федерального округа. При отборе представителей студенчества для опросов использовалась типическая выборка, обеспечивающая представительство вузов округа, составляющих генеральную совокупность. В анкетировании приняло участие 517 студентов.


Российское общество, как в целом все мировое сообщество и каждая отдельная страна, характеризуется динамизмом социальных процессов. Однако какую бы сферу социума не брать, неизбежно выходим на проблемы человека и его социального статуса: гражданина, профессионала, представителя определенного этноса, конфессии и т.д. Сегодня много внимание уделяется сущности профессионализма в контексте новейших требований. Особенно много споров идет вокруг тех профессий, от которых зависит качество человеческого капитала. Это, конечно, профессия учителя (как учить? чему учить?) и профессия врача (как лечить?). Действительно, непреходящим по социальной важности в медицинской сфере остается понимание характера взаимоотношений «врач-пациент». В настоящее время данный аспект врачебной деятельности особенно актуализируется. Во многом это обусловлено изменениями, вызванными новейшими достижениями медицинской науки и техники. Сложные современные медицинские системы предопределяют условия, в которых каждый врач должен не только демонстрировать свои профессиональные навыки в совершенстве, но и делать крайне трудный выбор по сложнейшим моральным проблемам, порождаемым как прогрессом биомедицинской науки и практики, так и социокультурной ситуацией в российском социуме [11].

Интересным в данной ситуации могут считаться результаты социологического опроса студентов медицинских вузов Северо-Кавказского федерального округа1. Согласно данным, на открытый вопрос: «По  Вашему мнению, профессия врача – это ...» значительная доля опрошенных студентов (около 70 %) утверждают, что профессия врача – это гуманная профессия. Чаще всего в ответах встречается формула «это самая гуманная профессия в мире!!!!».

Чтобы сориентироваться в словосочетании «гуманная профессия», следует обратиться к философскому энциклопедическому словарю, в котором приводится понимание гуманности великими мыслителями прошлого. Так, для И.Канта гуманность – это «чувство блага в общении с другими; с одно стороны, всеобщее чувство участия, с другой – возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, ... свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности». И.Гете  писал следующим образом:

«Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух – в потребность, грацию – в силу, сердце – в величие» [5]. Приведенные цитаты по смыслу соответствуют суждениям, высказанным студентами, таким как: «это профессия для тех, кто умеет и хочет помогать людям», «это помощь людям», «это труд на благо человечества», «шанс помогать людям», «это возможность быть нужным..», «это умение полностью отдавать себя людям». То есть студенческие утверждения могут свидетельствовать о восприятии ими гуманности как деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям, спасению и поддержанию их жизни, облегчению страданий. Это означает, что будущие врачи осознают наличие гуманного, а точнее этического компонента врачебной деятельности.

На гуманную сущность профессии врача указывали многие известные врачи. Например, австрийский терапевт Г. Нотнагель был убежден, что «хорошим врачом может быть только хороший человек» [10]. Академик А.А. Вишневский признавался, что он предпочел бы оперироваться у хорошего человека и среднего хирурга, чем у среднего человека и хорошего врача [4]. Во время опроса было интересным узнать, что думают респонденты о путях формирования гуманного, этического аспекта их профессии. Но прежде чем привести цифры, хотелось бы процитировать высказывания по этому поводу выдающихся врачей. В этом плане интересна точка зрения русского врача и писателя В.В. Вересаева, согласно которой без философского образования врачебная деятельность перестает быть настоящей медициной: «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле. …Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику» [3]. О важности психолого-педагогического образования для врача писал профессор В.А. Аверин: «Анализ профессиональных отношений врача показывает, насколько психологизирована его деятельность, как высоки должны быть требования к личности врача, его психологической и педагогической деятельности» [1].

Итак, получение философско-этических и психолого-педагогических знаний рассматривается экспертами в области медицинского образования в качестве приоритетной задачи, поскольку значимость собственно медицинских знаний никто не ставит под сомнение [2; 8; 12]. Как показал последующий анализ результатов исследования, представления студентов о путях формирования этической (гуманистической) культуры в рамках высшего медицинского образования оказались размытыми, неопределенными и даже искаженными. Абсолютное большинство участников опроса (примерно 90%) убеждены, что этика врача формируются, прежде всего, через изучение медицинских клинических дисциплин, среди которых, главным образом, назывались физиология, анатомия, терапия, педиатрия, биология и т.д. Безусловно, такая точка зрения имеет право на жизнь, поскольку еще Н.И. Пирогов, выдающийся врач и педагог XIX века, указывал на наличие воспитательного потенциала в любой науке: «Каждый педагог должен, прежде всего, усвоить, что наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется, – иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, – другой важный элемент – воспитательный» [8].

Однако в ответах имелись такие утверждение, как: «все дисциплины, кроме философии и прочих гуманитарных дисциплин». Примерно каждый пятый опрошенный студент придерживается такого мнения. Эти результаты могут свидетельствовать, во-первых, о том, что будущие врачи не видят пагубность узкопрофессиональной направленности их личностно-ориентированной программы обучения. Не понимают, что учебный процесс без полноценного гуманитарно-этического образования не наполнит врачебную  деятельность гуманным содержанием, о котором сами студенты говорили. Не осознают, что гуманизм в медицине – это не белый халат и не полученный диплом о высшем медицинском образовании, которые выпускника медвуза якобы автоматически имманентно делают «воплощением порядочного человека» [9]. Во-вторых, возможно, в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла не удается в полной мере учесть специфику профессиональной деятельности медика, а именно интегрировать этический гуманистический аспект данных дисциплин в содержание медицинского образования. Сделанное заключение, с одной стороны, указывает на целесообразность усиления просветительской работы с целью разъяснения многогранности знаний, образующих профессионализм врача. В этом контексте актуальным будут слова ректора Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, президента Общества врачей России О.О. Янушевича: «Я часто говорю выпускникам: если вы чувствуете боль пациента как свою, вы станете хорошим врачом. Мы стараемся объяснить ребятам, что в их будущей жизни главное место должны занимать не карьера, деньги и положение в обществе, а пациент. Милосердие и отзывчивость – самые главные качества врача. Работа врача сродни служению священника. Врач должен помочь пациенту осознать тяжесть заболевания, но при этом найти слова утешения, вселить надежду. Я призываю студентов любить людей. Это нравственный аспект, очень тонкая грань. В моем понимании все врачи – от бога, остальные же не врачи, а в лучшем случае менеджеры от медицины» [6].

С другой стороны, объективно актуализируется необходимость в дальнейшей гуманизации и гуманитаризация медицинского образования. Это особенно значимо в условиях дальнейшей специализации и дифференциации в системе здравоохранения, что вынуждает врачей сосредоточиваться на конкретных патологических процессах. В результате во многих из них, по мнению экспертов, в частности Ю.М. Хрусталева, постепенно утрачивается представление о больном как о личности, что объективно приводит к некой деформации этического самосознания и поведения медицинского персонала. Целостное восприятие пациента нарушается, моральная ответственность за выздоровление разделяется между многочисленными специалистами, которые так или иначе становятся причастными к лечению больного [13].

Итак, у большинства студентов сохраняется стереотип общественного понимания профессии врача как гуманной, в то же время не сформировалось целостное восприятие врачебной деятельности, для которой главным объектом является личность пациента, а не некий больной.

Список литературы

 

1.     Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования: дис. д-ра псих. наук. СПб., 1997. С. 21.

2.     Вагнер Е.А., Росновский А.А. О самовоспитании врача. Пермь, 1976.

3.     Вересаев В.В. Записки врача // Вересаев В.В. Собр. соч. В 4 т. Т.1. М., 1985. С. 285.

4.     Вишневский А.А. Дневник хирурга. М.: Медицина, 1967. С. 74.

5.     Гуманность // Национальная философская энциклопедия. URL:  http://terme.ru/termin/gumannost.html (дата обращения: 05.08.2017).

6.     Олег Янушевич: «Во всем мире врач рискует своей лицензии, а у нас нет» // Национальная ассоциация медицинских организаций. 2015. 11 ноября. URL: http://www.privatmed.ru/article/37/239/2032/ (дата доступа: 30.07.2017).

7.     Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н.И. Изб. пед. соч. М., 1953.

8.     Пирогов Н.И. Чего мы желаем? // Сочинения. В 2 т. Киев, 1910. Т. 1. С. 157.

9.     Самойлович Д.С. Избранные произведения. В 2 т. М., Т.2. 1952. С. 147-151.

10. Свод житейской мудрости. URL: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/ 58281.html?page=6(дата обращения: 20.05.2017).

11. Семенова О.А. Региональные СМИ о проблемах здравоохранения и путях их решения // Медиачтения СКФУ: сб.н.ст. Всер. науч.сем. Ставрополь: СКФУ, 2016. С. 169- 175.

12. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского  профессионализма //Экономика здравоохранения. 2000. № 1. С. 5-8.

13. Хрусталев Ю.М. Философско-этические проблемы медицины: общий курс философии. В 2 т. Т 2. М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2003. С. 204-225.