Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Как известно, каждый преподаватель дисциплины Инженерная графика имеет в своем арсенале некоторый банк заданий для  студентов к самостоятельным  графическим работам  на все темы,  входящие в программу обучения. Это карточки – задания, изображения деталей в одном, двух, трех видах. Науки «Инженерная графика»и «Черчение» преподаются в учебных заведениях разного уровня уже более ста лет, поэтому банк заданий по каждой  теме достаточно богат и  разнообразен. Чаще всего преподаватели используют задания, разработанные известными педагогами и методологами такими как: Боголюбовым С.К., Вышнепольским И.С., Степаковой В.В., Чекмаревым  А.А. и другими. Многие педагоги работают над созданием новых карточек- заданий, но в основном по углубленному изучению компьютерной графики.

Преподаватель дисциплины Инженерная графика подбирает или разрабатывает карточки - задания в соответствии со своей авторской программой и в рамках Стандарта по дисциплине. Очевидно, что ничего нового уже в существующем многообразии заданий изобрести невозможно, но многолетний опыт использования карточек – заданий открывает новые возможности усовершенствования, модернизации, ранжирования этих заданий.

Подбор карточек-заданий достаточно сложная для преподавателя, но одновременно творческая работа.

Карточки проходят апробацию на нескольких поколениях студентов. Одни отсортировываются в категорию «слишком сложные», другие – в категорию «не дающие полноценную информацию об усвоении знаний». Подобных категорий множество.

Мы остановимся на ранжирование карточек-заданий  «по  уровню сложности».  Одновременно  уровень сложности может предопределить категорию оценки знаний.  Например, первый уровень сложности (легкие задания) может быть оценен при отсутствии грубых ошибок удовлетворительно. Второй уровень сложности оценка «хорошо», третий уровень сложности (очень сложные)- оценка «отлично».

Гораздо важнее конечной оценки момент выбора карточки студентом. Необходимо отметить, что процесс выбора учащимися карточки-задания для выполнения индивидуальной графической работы как бесконечное пространство для решения многих педагогических аспектов в рамках одного предмета с возможностью экстраполяции и на другие дисциплины.

В самом начале никто не хочет заранее прогнозировать для себя оценку «удовлетворительно», поэтому легкие карточки менее востребованы. По мере знакомства с заданием, студенты начинают снижать самооценку своих знаний по предмету и некоторые из них меняют задание, а некоторые вступают на путь преодоления трудностей за счет восполнения недостающих знаний.

Иногда приходится наблюдать как студент «замахнулся» на задание третьего уровня, затем меняет его на задание второго уровня, а итоге еле справляется с заданием первого уровня.

За период работы над всеми тремя заданиями, учащийся достаточно потрудился, он пытался найти аналогичные задания у сокурсников, он искал помощи и подсказки и естественно получил какие-то знания и обнаружил пробелы по теории и практике выполнения чертежей. Получив оценку за задание, студент чаще всего удовлетворен справедливостью оценки, либо тем, что смог доказать (в первую очередь себе) наличие знаний и сформированность умений по предмету.

Рассмотрим подробнее распределение заданий по категориям. Возьмем для примера такое задание, где изображены два вида детали. Обычно задача к подобным изображениям звучит так: начертить третий (недостающий) вид и аксонометрию детали.




На Рисунке 1 изображены три уровня одного задания: а-первый уровень (легкий), б- второй уровень, в- третий уровень(сложный).Расшифруем, по каким параметрам мы это определили.

Начнем с того, что любое изделие до обработки на станке было представлено одной из простейших форм чаще всего геометрическим телом, например параллелепипедом. В процессе обработки полуфабрикат превращается в готовую деталь. К обработке можно отнести: изготовление проточки, паза, буртика; снятие фаски и лыски; высверливание отверстий.

На рисунке (а) деталь состоит из платформы с выступами и двух стенок в виде параллелепипедов разной высоты. На рисунке (б) деталь можно представить в виде двух параллелепипедов, в одной из которых паз прямоугольной формы, а в другом - паз полукруглой формы. Эта деталь сложнее потому, что круг в аксонометрии вычертить сложнее, чем прямоугольник. Третья деталь, кроме того, что имеет также два разных паза, она еще имеет во фронтальной проекции наклонные стенки.

Таким образом, сложность детали и определение ее категории зависит от количества сложных элементов, которые можно подсчитать, составив таблицу. Например, сколько горизонтальных, вертикальных, наклонных и круглых линий. Определяя сложность задания, рациональнее всего исходить из того, сколько времени будет затрачено на выполнение чертежа, то есть трудозатрат и количества учебного материала, заложенного в каждую задачу.

Следующие три задания также распределены по уровням: а - первый, б – второй, в – третий. Задание звучит так: выполнить третий (недостающий) вид и необходимые разрезы.





Визуально видно, что вариант «а» более простой, в детали имеются два отверстия и два продольных паза. Вариант «б» более сложный, деталь имеет пустотелую форму в центре которой цилиндрическая бобышка со сквозным отверстием. Вариант «в» самый сложный, так как в детали два соосных отверстия разных диаметров, ребро жесткости, паз прямоугольной формы. Если на двух предыдущих вариантах достаточновыполнить фронтальный разрез, то в третьем варианте необходимо выполнить наклонный разрез.

В принципе, задания к любой теме можно распределить как минимум на два и три уровня сложности. Это не составит труда для педагога, но обеспечит высокую активность обучаемых. В настоящее время нами продолжается работа по созданию банка разноуровневых заданий по всем изучаемым в вузе темам. Условное название этой работы «Хрестоматией заданий по инженерной графике».

В завершении необходимо отметить:

-для выполнения графических работ по инженерной графике желательно к каждой теме подбирать разноуровневые задания;

-оценивать графические работы педагогу становится легче, так как разноуровневые задания определяют рейтинг учащихся, выбор уровня задания и есть «заявка на оценку»;

-в стремлении к высокому рейтингу, студенты активизируются в поиске и получении знаний и навыков по дисциплине, что, в конечном счете, влияет на повышение успеваемости и обеспечивает прочные знания по предмету.