Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Исследовательская работа студентов относится к такому специфическому виду деятельности как научная деятельность или научное исследование, в процессе которого проходит активное формирование исследовательских умений студентов [1, 7].По определению И.В. Герасимова «Научное исследование – это такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах» [3]. В.В. Давыдов выделяет следующие компоненты научно-исследовательской деятельности: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение этих знаний, фиксация); аналитико-критический (анализ и критика имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью непознанных сторон темы исследования); собственно-исследовательский (проведение теоретического и экспериментального исследования для получения нового знания, фиксация промежуточных результатов исследования);трансляционно-оформительский (порождение сообщения и вида научного документа, фиксирование окончательных результатов исследования и полученных новых знаний) [5].

Многие авторы отмечают, что исследовательская деятельность по своему характеру разделяется на теоретическую и эмпирическую. В ходе теоретического исследования происходит выдвижение гипотез или принципов, применение теории для объяснения и предсказания явлений. В ходе эмпирического исследования проводится и практическая деятельность по сбору эмпирической информации, и познавательные действия, связанные с осмыслением результатов наблюдений и экспериментов. Знания, полученные в результате этой деятельности, также разделяют обычно на теоретические и эмпирические. В.И. Загвязинский отмечает: «Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах исследуемых объектов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. В качестве эмпирического объекта выступают такие свойства, связи, отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта – его доступность для чувственного восприятия» [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирические знания добывают экспериментальным путем в результате изучения функционирования определенного объекта в конкретных условиях (например, производственных процессов), т.е. без глубоких теоретических обобщений. Эмпирические знания являются основным источником получения теоретических знаний.

Аналогия исследовательской деятельности студентов и научной деятельности опытного ученого отмечается во многих отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных связи обучения и научного познания. Так, С.И. Архангельский указывает, что «в учебном процессе высшей школы все большее развитие будет получать исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими научно- учебных задач. Обучение все более будет объединяться с научным исследованием и решением научных и производственных проблемных задач. Преподавательский труд будет приобретать консультационно-творческий характер, имея целью развитие учебно- исследовательской деятельности студентов» [2]. В монографии И.Я Конфедератова[8] отмечается, что современная техническая высшая школа уделяет все больше внимания методам научного исследования, которые составляют основу методов инженерного творчества.

Научно-исследовательская работа студентов (экспериментальная и теоретическая)–     это вид «проведения научного исследования под руководством преподавателя», – замечает В.П. Ушачев[9]. В работах З.И. Калмыковой, Д. Брунера и др. отмечается, что нет принципиальных отличий между деятельностью ученого, открывающего объективно новые  закономерности  окружающего  мира,  и  деятельностью  студента,  делающего открытие нового, т.к. они используют одни и те же познавательные методы: анализ состояния проблемы, наблюдение, эксперимент, измерение, анализ полученных опытных данных, классификацию, систематизацию.

Таким образом, применительно к научно-исследовательской работе студентов, можно отметить, что она выводится на стадию учебно-исследовательских действий (в отличие от учебно-тренировочной деятельности, выполняемой на воспроизводящем уровне и полностью моделируемой преподавателем), если решается познавательная задача, в условии которой не подсказывается способ решения, а опыт, знания и имеющиеся у студента на данный момент умения и навыки не могут дать ему готовую схему решения. В этой ситуации студент вынужден создавать новую схему решения, анализируя задачу, не имевшуюся в его опыте. И здесь деятельность студента последовательно состоит из возникновения гипотезы, формирования принципа решения и разработки оригинального плана решения задачи, а затем отыскания способа проверки решения этой задачи, используя подмеченные новые связи и зависимости между исходными данными и полученными результатами. Такая работа является исследовательской и по результатам деятельности, и по способу ее протекания, т.к. предполагает открытие новых знаний с применением методов научного исследования. Но, сопоставляя познавательную деятельность ученого и студента, не нужно забывать и о различиях между научным и учебным исследованием. Как отмечает С.А. Шапоринский[10], при научном исследовании предмет последнего выделяется самим ученым, а при проведениии – вводится преподавателем-руководителем.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Амангусова Л.А., Захарова В.С., Калугин Ю.А. Предпосылки формирования исследовательских умений студентов технического университета // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Достижения и проблемы современной науки». – г. Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2015. – С. 55-57.

2.      Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с, С.51.

3.      Герасимов И.Г. Структура научного исследования.– М.:Мысль, 1985.– С. 59. 

4.        Гиревая Х.Я., Калугина Н.Л., Калугин Ю.А., Варламова И.А. Оценка практического состояния самостоятельной работы студентов технического университета // Современные наукоёмкие технологии. – № 6. – 2015. – С. 62-66.

5. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М.: Просвещение,1990. – 215 с.

 6.    Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация – М.:Академия, 2001, - C. 62.

7.    Калугина Н.Л., Калугин Ю.А., Гиревая Х.Я., Варламова И.А. Методическая система формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы //Успехи современного естествознания. –  № 7. – 2015. – С. 98-101.

8.    Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. – М.: Высшая школа, 1976. – 111 с.

9.    Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: Дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1988. – С.46

10. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981. – 208с.