Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
25 сентября 2016г.

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка - период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно не спровоцировать у детей застенчивость.

В «Педагогическом словаре» застенчивость определяется как черта характера, проявляющаяся в смущении, нерешительности, тревожности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников. Описывается как психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении, необоснованной молчаливости, скованности, в затруднениях речи. Возникает у человека из-за неуверенности в том, какое впечатление он производит на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) [8, c. - 176].

Тревожность является одним из ведущих составляющих застенчивости, по мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, наличием тревожности у самих родителей.

Тревожность, по мнению А. М. Прихожан – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неудачи, с предчувствием грозящей опасности. Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [10, с.39]

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, конфликтов и не ожидает ничего положительного от окружающих.

Несколько иначе рассматривает понятие тревожность Р. С. Немов: «Тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [9, с.601].

По мнению, Л.Н. Галигузовой, застенчивость особенно ярко проявляется в дошкольном учреждении, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на вопросы в ходе занятий и свободной деятельности. Зачастую застенчивость проявляется в новых для ребенка видах деятельности. В таких условиях он чувствует себя неуверенно, некомфортно, стесняется проявить свою неумелость, и даже попросить помощи [4, c.28-35].

В исследовании Л. Н. Галигузовой так же выявлено, что застенчивость слабее всего проявлялась у четырехлетних детей, резко возрастает на пятом году жизни, несколько снижается к шести и значительно сокращается к семи годам. Существенно и то, что после четырех лет расширяется сфера проявления застенчивости: если в четыре года ребенок проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Согласно исследованиям Л. Н. Галигузовой (2000 г.) именно пятый год жизни ребенка является сензитивном периодом в борьбе с застенчивостью [3, с. 28].

По мнению Е. И. Гаспаровой и Ю. М. Орловой застенчивость, представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал [5, c. 71 – 78].

Е. И. Гаспарова, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Ю. М. Орлов и В. И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости, это:

–                   Биологическая – обусловленная слабостью нервной системы, генетической предрасположенностью, задержка физического развития, отклонение его от нормы);

–                   Социально-обусловленная – предполагает неприятие детей родителями, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно- мнительный (родители постоянно тревожатся за здоровье ребенка и чрезмерно опекают его) или же противоположный тип - авторитарный (ребенка не хвалят, не ласкают, требовательны к нему.

По мнению психолога Ф. Зимбардо быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: сверстников (неизвестно, чего от них можно ожидать); педагогов и родителей (так как они обладают властью) [6,  c.18-19].

Ф. Зимбардо выделил причины, способствующие возникновению застенчивости:

–        предпочтение родителями одного ребенка по сравнению с другим;

 –        нежелательность ребенка для родителей;

 –        негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как другие «погорели»;

–        отсутствие правильных навыков общения;

 –        предчувствие неадекватности собственного поведения, и постоянной тревоги по поводу своих действий, привычки к самоуничтожению из-за своей неадекватности («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный» [6].

По утверждению Е. И. Гаспаровой источником развития застенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком. Беззащитность застенчивых детей – это прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствие необходимых навыков общения, их чувство неуверенности в себе, в своих действиях, сформировавшиеся чаще всего под влиянием гиперопеки. Кроме того, развитие данного качества связано и с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода (осуждением, поощрениям, порицаниям и похвалам, а так же насмешкам) [5, c.71-78].

М.Е. Бурно пишет, что застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливость, мнительность, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, практического общения с людьми и одновременно отличается ранимым самолюбием, как незначительным в сравнении с людьми естественными и решительными [2, c.85-87].

По данным исследований, застенчивость проявляется у многих детей уже в трех – четырехлетнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые были застенчивы в три года, сохраняют это качество до семи летнего возраста. Застенчивость резко возрастает на пятом году жизни, и приобретает характер возрастного феномена. И возникнув в этот период, у некоторых детей остается устойчивой чертой личности, которая усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому важно, вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее происхождения. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения, возникновение затруднений при установлении контактов и процесс общения в целом.

Застенчивость может быть как временным явлением: возрастная и ситуативная, так и постоянной личностной чертой. Возрастная застенчивость – возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную в целом, так как причинами ее возникновения могут стать различные социальные факторы.

Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов, более зависимы от мнения других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения.

В стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверию.

Застенчивость пронизывает все сферы психики человека – физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться.

К.Э. Изард рассматривает застенчивость как процесс постоянного переживания эмоции, смущения. Э. Шостром, вслед за Ф. Перлзом, также рассматривал застенчивость как эмоцию стеснительности.

Цитируя К.Э. Изарда, смущение – это «хроническое чувство невозможности уверенно и комфортно взаимодействовать с людьми … отражает реальный дефицит навыков социального взаимодействия. Очень робкие люди – среди них порой встречаются одаренные, и даже талантливые личности – как правило, стараются держаться подальше от занятий и развлечений, которые предъявляют слишком высокие требования к их социальным навыкам» [1].

К.Э. Изард подчеркивает, что никакое мимическое проявление нельзя однозначно приписать реакции смущения. Смущение имеет такие же характеристики, как и многие другие эмоции, особенно стыд, страх, вина и интерес, и его можно рассматривать как соединение положительных и отрицательных чувств по отношению к общественным взаимодействиям [7].

Арнольд Басс и его коллеги говорят о внешнем и внутреннем самоанализе. Внешний самоанализ отражает озабоченность человека производимым на окружающих впечатлением. Внутренний самоанализ – это самокопание в собственном «Я», которое становится самоцелью, отнимая силы и энергию, парализуя действия. Наличие внешнего и внутреннего самоанализа выражается в самом примечательном, по словам Ф. Зимбардо, качестве застенчивого человека – неловкости. Он характеризует его как «внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием» [1].

Пол Пилконис выделил два основных типа застенчивых людей – это:

 –     внешне застенчивый человек или социально застенчивый, он все свои страхи, проблемы вынужден накапливать в себе, он не может этим поделиться с другими людьми и соответственно не может получить ни совет, ни помощь;

–     внутренне застенчивый человек или личностно застенчивый  – он внешне более  успешен, чем предыдущий тип. Окружающие могут и не догадаться о его проблемах, так как успех порой достигается ценой огромных внутренних усилий, демонстрацией хорошо усвоенных навыков общения, избеганием ситуаций, с которыми он может не справиться.

Застенчивые люди и первого и второго типов теряются в ситуации неформальных встреч, при необходимости проявлять инициативу. Они скорее готовы последовать за лидером, чем самим брать на себя ответственность [1].

В отечественной психологии застенчивость более всего изучали К.К. Платонов и В.Н. Куницина. Они рассматривали застенчивость как процесс, как состояние и как свойство личности.

Большое место в литературе уделяется описанию психологических проявлений застенчивости. Показано, что застенчивость имеет широкий круг психологических проявлений — от легкого дискомфорта, стеснения, смущения в присутствии других людей, до травмирующей тревожности, полностью разрушающей жизнь человека, необъяснимого страха.

На основе анализа психолого-педагогичсекой литературы выделим наиболее результативные условия, обеспечивающие оптимальное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста:

–          организация содержательной совместной деятельности педагогов с родителями, родителей друг с другом и со своим ребенком;

–          проведение педагогами работы по повышению педагогической культуры родителей, а   также обучение родителей использованию разных способов поддержки застенчивых детей в быту, игре, общении;

–          использование в дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми методики театрализованной деятельности, которая способствовала бы преодолению у застенчивых детей чувства страха при публичных выступлениях;

–          проявление взаимного доверия во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;

–          соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

 –          учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

–          сочетание индивидуального подхода к каждой семье, с организацией работы со всеми родителями группы;

–          использование разнообразных форм работы с родителями;

–          обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Обязательным условием результативного воспитания застенчивых детей – это организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей с опорой на педагогические принципы:

1.     Доверительные отношения. Данный принцип предлагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

2.       Личностная заинтересованность родителей. Родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.

3.    Освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.

4. Утверждение самоценности родителей. Только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Данный принцип предполагает создание условий, при которых родители будут иметь возможность максимально проявить свои положительные качества и способности.

Отметим в заключении, что специальные психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семьи остро нуждаются в помощи специалистов на протяжении всех этапов дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка дошкольника.

 

 

Список литературы

 

 

1.    Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. - Как преодолеть детскую застенчивость: Книга для родителей. – М.: Академия развития, 2007. – 224 с.

2.    Бретт Д. Застенчивость / Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - С. 94-95.

3.      Галигузова А.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии – 2000. - № 5 – С. 28 - 35.

4.    Галигузова   Л. Как   проявляется    застенчивость   //    Практическая   психология   и логопедия. – 2008. – № 4. – С. 28-35.

5.    Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989. - №3. – С. 71 –78.

6.    Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться / Пер. с англ. — СПб.: Питер: Питер-пресс, 1996. – 256 с.

7.    Изард К. Эмоции человека: Перевод с анг. М.: Издательство Московского университета, 1980. – 440 с.

8.    Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

9.    Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с.

10.    Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2 - С. 32-39.