17 октября 2017г.
Письмо является чрезвычайно сложной формой человеческой деятельности, поскольку это многоуровневый процесс, включающий несколько этапов: звуковой анализ слова; выделение определенных звучаний; превращение звуковых вариантов в четкие фонемы; перешифровку фонем в зрительно- графическую схему; превращение оптических знаков в нужные графические начертания.
Изучением психофизиологических особенностей письма в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.
Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований.
В трудах А. Р. Лурии отмечено, что устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, а письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру. Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма.
Ребенок, когда учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражений мыслей. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. После того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.
Л. С. Выготский считает, что процесс возникновения и развития письма, имеет психофизиологическую природу: он характеризуется определенной фазисной динамикой, связанной с переводом психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования. Ученый выделяет два условных периода, непосредственно связанных с процессом становления письменной речи и отражающих теорию развития личности:
6-7 лет – период автоматизации моторной техники письма;
11-12 лет – этап оформления письма в самостоятельный вид речевой деятельности.
Наблюдая за процессом речевого развития детей, Л. С. Выготский выделил и обосновал наличие определенных предпосылок возникновения письма:
1. Своеобразный, произвольный знак в воздухе («письмо в воздухе») ученый рассматривает жест. Буква, по мнению ученого, есть письменный, закрепленный в сознании знак.
2. «Картинное письмо» – детский рисунок: от рисования предметов ребенок переходит к рисованию речи, т.е. собственно письму.
3. Особую роль в формировании письма Л. С. Выготский отводит понятию знака (символа, роли, игры) в детском сознании, поскольку буква представляет собой знак специфичного свойства, обладающий формальным и содержательными планами. На этом этапе письменная речь характеризуется отражательной функцией и выступает, в первую очередь, как средство фиксации устной речи. Важная роль принадлежит отработке навыков техники письма. Письмо, рассматриваемое на момент своего формирования, квалифицируется как моторное и представляет собой «привычку руки и пальцев», а также «навыки запоминания и продуцирования определенной системы знаков – букв, отображающей письменную речь».
На взаимоотношения между устной и письменной речью Д. Б. Эльконин приводит разные теоретические взгляды. Ученый на материале многочисленных экспериментов показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.
Прежде всего, письменная речь характеризуется большей произвольностью. Умение расчленить слово на составляющие его звуки – вот та первая операция, которой должен овладеть ребенок при письме. Это – основная предпосылка дальнейшего развития его письменной речи: ребенок может подняться на следующую ступень лишь после того, как он достаточно овладел анализом звукового состава слова. Произвольность письменной речи заключается и в умении придать мысли синтаксически развитую форму. Это требует, прежде всего, расчленения самой мысли, представляющей в момент своего возникновения нерасчлененное смысловое целое. Процесс перехода от мысли к развернутой речи есть одновременно процесс оформления самой мысли и требует поэтому большой произвольности.
В ходе исследований Д. Б. Эльконин показал, что письменная речь в большей мере воспитывает ответственное отношение к слову, чем устная. Письменная речь теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь.
Н. И. Жинкин в теории механизмов речи раскрывает взаимодействие фонетической и лексико- грамматической сторон речи. Механизм речи включает два основных звена:
· Образование слов из звуков.
· Составление сообщений из слов.
Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова – «решетка фонем». Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем».
Н. И. Жинкин в своей теории установил, что слова становятся полными только в операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их в памяти в такой комбинации.
Как только определена тема сообщения, сужается круг лексики. Правила отбора конкретных слов определяется целью данного конкретного сообщения.
Все речевые обозначения и их перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог – основная произносительная единица речи. Н. И. Жинкин считает, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений), и в этом его великая роль на пути от звука к мысли.
В возрастной психологии выделяются этапы формирования устной и письменной речи. Дошкольный этап характеризуется овладением нормами устной речи, интенсивным развитием слухового, речедвигательного, зрительного и моторного анализаторов. В начальной школе ребенок начинает овладевать техникой письма («моторным» письмом) и ее отрабатывает. Начиная с 10-12 лет возникает формирование основ письма как самостоятельного вида речевой деятельности – способа выражения мыслей– посредством продуцирования оригинальных письменных текстов.
Анализируя труды выдающихся ученых, приходим к выводу, что письменная речь – одна из форм существования языка, вторичная и более поздняя по времени ее возникновения, чем устная.
Письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. Письменная речь подразумевает ряд процессов фонематического уровня – поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим лексическим альтернативам. Наконец, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев. Пишущий имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики, синтаксиса.
Теоретические исследования предыдущих десятилетий нашли свое отражение в исследованиях письменной речи на современном этапе развития логопедической науки. В целом ряде работ исследуются механизмы нарушения письменной речи, рассмотрена проблема предпосылок и функционального базиса письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, исследование проблем письменной речи и ее нарушения по-прежнему остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Гусакова Н. Ф. Психологическая база письменной речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2776-2780.
2. Ковригина Л. В. Становление функционального базиса письма у детей с недоразвитием речи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: ОмПГУ, 2016. – с. 184-188.
3. Ковригина Л. В. Закономерности становления психологического базиса письменной речи//Инновации в медицине, психологии и педагогике /под ред. М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. – Новосибирск: Немо-Пресс, – С. 166-169
4. Куликова Н. С. Изучение предпосылок письма и его реализация в различных видах работ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 31-53.
5. Энс О. А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 106-109.