Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников нарастающие стрессовые нагрузки, вызывает опасное состояние повышенной тревожности в связи с поломками механизмов саморегуляции и повышает риск развития хронических болезней [1, 2, 3]. В связи с этим существующая система школьного образования должна иметь здоровьесберегающий характер, особенно это касается школьников с ограничениями, в частности по зрению [3, 4, 5].

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании [1, 5], одним из аспектов которого является профилактика заболеваний полости рта. Дети боятся лечить зубы и посещать стоматолога. Данная проблема часто становится причиной многих заболеваний человека: обмена веществ, органов пищеварительной и выделительной систем. Они могут вызвать нарушения сна, от них будет слабеть иммунная система и общее настроение человека.

Большинство ребят регулярно не ухаживают за зубами, и теряют их уже в молодом возрасте до 17 лет [6]. Противоречие в том, что есть понимание того, как надо чистить зубы. Об этом дети узнают в семье, на уроках в школе, но не выполняются даже самые важные правила ухода за полостью рта.

Задачи:

1) выявить причины заболевания зубов у детей 9-10 лет имеющих различную степень миопии;

3) сравнить результаты анкетирования и осмотра стоматологом детей 9-10 лет, имеющих различную степень миопии;

4)     провести профилактическую работу, посвященную важности ухода за зубами и полостью рта с учащимися 9-10 лет, имеющими различную степень миопии.

Объектом исследования стали одни и те же учащиеся 9-10 лет с различной степенью миопии в течение 6 месяцев. С ними было проведено анкетирование (в начале сентября и начале марта) и осмотр стоматологом (в те же сроки).

Вопросы анкеты:

1) Сколько раз в день вы чистите зубы?

2) Какие зубные пасты вы знаете?

3) Часто ли посещаете стоматолога?

4) Чистите ли вы язык?

5) Знаете ли вы причины возникновения заболеваний зубов?

6) Умеете ли вы чистить зубы?

7) Как часто необходимо менять зубную щётку?

Результаты исследования. Постоянно два раза в день чистят зубы 40% учащихся третьего класса. Зубные пасты знают и называют их - 50%. Стоматолога посещают 1 раз в год - 60% учащихся, часто – 10% учащихся, иногда – 30%. Язык говорят чистить не обязательно – 95% учащихся, многие спрашивают, зачем его чистить? И только один человек из всех знал, что на языке скапливаются разные болезнетворные микробы. Заболевания зубов возникают из-за сладкого - ответили 60% и из-за того, что не чистить регулярно свои зубы – 40%. На вопрос «Умеете ли вы чистить зубы?» почти все ответили, что «да» - 95%, умеем, но буквально все показывали неверно – 100%. Зубную щетку предложили менять от 4 до 6 раз в год.

В течение 6 месяцев на классных часах были проведены беседы с детьми по уходу за полостью рта и причинах заболеваний зубов. На беседах школьники получали советы по гигиене полости рта. Было рассказано о предметах, позволяющих эффективно ухаживать за полостью рта, об оптимальной температуре приема пищи, о пище, способствующей укреплению зубов и десен, об отрицательном влиянии курения на зубы и запах изо рта. Вместе с детьми была составлена памятка по уходу за полостью рта.

Беседы проводились по следующим темам: почему нужно беречь зубы; что такое зубы, и как они устроены; какие бывают зубы; молочные и постоянные зубы, для чего человеку нужны зубы; почему зубы болят и что с ними происходит; здоровые зубы – ослепительная улыбка; здоровые зубы – правильная и красивая речь, здоровые зубы - здоровый желудок; почему зубы болят и что с ними происходит; почему появляется кариес; продукты, полезные и вредные для зубов; что происходит с зубами, если их не беречь, как чувствует себя при этом человек; правила ухода за зубами; индивидуальные средства по уходу за зубами (основные: зубная щётка, зубная паста и дополнительные: зубная нить, ополаскиватели, отбеливатели, эликсиры, спреи; посещение стоматолога и соблюдение правил безопасности (будь осторожен при катании на велосипеде, санках, коньках, веди себя спокойно в общественных местах: не толкай соседа по парте, не дерись, не ставь подножки, не открывай зубами бутылки и не бери в рот постороние предметы (ручки, карандаши, металлические предметы, не грызите орехи, леденцы и другие твёрдые продукты).

После проведенных 10 бесед о гигиене полости рта и зубов у этих же детей было поведено аналогичное анкетирование. Результаты получились следующие. Постоянно два раза в день чистят зубы 90% учащихся. Зубные пасты знают и называют их 100%. Стоматолога посещают 1 раз в год - 85% учащихся, часто – 15% учащихся. Язык чистят 75% учащихся. Все дети перечислили множество причин заболеваний зубов. На вопрос «Умеете ли вы чистить зубы?» все ответили, что да - 100%, умеем и все показали верно. Зубную щетку предложили менять от 6 до 12 раз в год.

Стоматологом был проведен осмотр состояния зубов учащихся третьего класса (сентябрь). Установлено, что у 60% учащихся – удовлетворительное состояние зубов, у 40% - выявлен кариес одного или нескольких зубов. При повторном осмотре (март) у 80% учащихся – удовлетворительное состояние зубов, у 20% - выявлен кариес одного зуба.

Была проведена проба на определение зубного налета с помощью раствора йода. Выявлено, что у учащихся, которые плохо чистили зубы, зубной налет окрасился в розовый цвет (в третьем классе – у 85%; у этих же детей в 4 классе - 60%). У детей, которые хорошо почистили зубы, цвет зубов не изменился. Зубной налет – это причина основного детского заболевания кариеса. Качественное удаление налета – это залог здоровья полости рта.

Заключение. Организация образовательного процесса создает у школьников риск развития хронических болезней. Одним из аспектов здоровьесберегающего образования является профилактика заболеваний полости рта. Были выявлены причины заболевания зубов у детей 9-10 лет с различной степенью миопии, проведен сравнительный анализ результатов анкетирования и осмотра стоматологом учащихся начальной школы. На 10 классных часах, проведенных в течение 6 месяцев, было рассказано о предметах, позволяющих эффективно ухаживать за полостью рта, об оптимальной температуре приема пищи, о пище, способствующей укреплению зубов и десен, об отрицательном влиянии курения на зубы и запах изо рта. На повторном тестировании два раза в день стали чистить зубы 90% учащихся. Зубные пасты знают и называют их 100%, стоматолога посещают 1 раз в год - 85% учащихся, язык чистят 75% учащихся, все дети перечислили множество причин заболеваний зубов, все верно показали, как чистить зубы. Повторный осмотр стоматолога показал, что у 80% учащихся – удовлетворительное состояние зубов, у 20% - выявлен кариес одного зуба, что свидетельствует об эффективности проведенных мероприятий.

 

 

Список литературы

 

1.   Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М.: ВАКО,2004. – 296 с.

2.     Самигуллина Г.З. Результаты и перспективы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности МОУ СОШ№ 60 / Г.З.Самигуллина, Калиниченко О.В. // Сборник трудов конференции «Физическая культура, спорт и здоровье: Виртуаль-16, Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Под редакцией: профессора М.М. Полевщикова. 2010, г Йошкар-Ола, С. 177-180.

3.   Самигуллина Г.З. Состояние здоровья учащихся начальных классов в зависимости от уровня и характера тревожности, связанной со школой / Г.З.Самигуллина, Т.В.Красноперова // Медико- биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Воронеж: Научная книга, 2015. – С. 101–106.

4. Самигуллина Г.З. Формирование здоровьесберегающей среды в практике средней общеобразовательной (основной) школы / Г.З.Самигуллина, Т.В.Красноперова // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции Том 1 Новое слово в науке: перспективы развития – Чебоксары – 2016 – С. 293-296.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

6. Холенков Д.В. О болезнях зубов младших школьников - М: «Наука», 2002. 125 с.