Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ГЕНДЕРНОМ РАЗВИТИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Перемены, переживаемые российским обществом в социально-экономической и морально-духовной сферах, не могут не оказывать влияния и на превентивную психологическую практику в области предупреждения отклонений в гендерном развитии детей и подростков. Проблемы полового воспитания и межполовых отношений молодежи всегда были достаточно актуальными для российской психолого- педагогической научной мысли. Например, стоит упомянуть о книге Н.Е. Румянцева «Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения», изданную в Санкт-Петербурге еще в в 1914 году [1]. Данная проблема значительно обострилась в современных условиях, чему способствуют такие факторы, как: 1) акселерация детей, приводящая к диссонансу между физической, половой и социальной зрелостью юношей и девушек; 2) изменение этики сексуальных отношений в связи с плюрализмом общественной морали; 3) активная эмансипация женщины, накладывающая отпечаток на формирование новых представлений о маскулинности и феминности, эталонах мужского и женского стиля поведения; 4) социокультурный разрыв в признании межполовых этических норм, между поколениями детей, родителей и прародителей, затрудняющий вхождение молодых людей во взрослую жизнь и решение ими широкого круга вопросов, касающихся сферы интимных отношений личности; 5) эротизация современного искусства: кино, телевидения, эстрады и т.п.

Все эти обстоятельства ставят перед педагогом и психологом, участвующем в практической воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними, сложный  вопрос: как сегодня, в условиях изменяющихся взглядов на взаимоотношения полов, акселерации детей, вести половое воспитание юношества? Несмотря на то, что однозначно верный ответ, безусловно, дать невозможно, следует выделить приоритетные задачи, на решении которых должна  быть сфокусирована психолого-педагогическая работа. Во-первых, это предупреждение ранней половой жизни подростков. Во-вторых, - сокращение разрыва между социальной и физиологической зрелостью, то есть преодоление социальной инфантильности юношей и девушек, воспитание способности нести ответственность за свою любовь и ее последствия.

Коррекционно-развивающая программа, предлагаемая к рассмотрению в данной статье, представляет собой один из вариантов путей решения обозначенных задач в рамках психологической работы, направленной на гендерное воспитание и охрану психосексуального здоровья несовершеннолетних.

Основными целями программы являются предупреждение и коррекция девиаций психосексуального развития и помощь в формировании позитивной гендерной идентичности несовершеннолетних. Предлагаемая программа адресована старшеклассникам от 14 до 16 лет и рассчитана на 36 часов, с периодичностью занятий 3 раза в неделю, продолжительностью по 3 астрономических часа.

Предполагаемые результаты: 1) формирование социально – адаптивных форм поведения в процессе взаимодействия с лицами противоположного пола; 2) повышение уровня саморегуляции психосексуальных импульсов; 3) формирование позитивного образа телесного «Я»; 4) развитие способности к рефлексии собственного поведения; 5) помощь в формировании системы нравственных и эстетических идеалов межполового общения.

Основные теоретические положения программы. Психосексуальное здоровье понимается нами как позитивный итог разрешения кризиса психосексуального развития ребенка, конгруэнтность представлений о себе, как о человеке, принадлежащем к определенному физиологическому полу, и имеющему репертуар социально-адаптивных моделей половой саморепрезентации в интимно-личностном общении с партнером противоположного пола [4].

Старший подростковый возраст и ранняя юность - это период самого глубокого кризиса становления личности взрослеющего человека. Позитивное его разрешение во многом зависит от того, каким образом будут объединены в целостную конфигурацию личности юноши его психосоциальные и психосексуальные саморепрезентации. Стремление к более гармоничному и реалистичному функционированию, обозначенное К. Роджером таким понятием, как самоактуализация, согласно гуманистической концепции развития возможно только в контексте социальных ценностей, репрезентирующихся в установлении достаточно прочных положительных межличностных связей [3]. Таким образом, гендерное самоопределение личности подразумевает принятие себя, как субъекта определенного физиологического пола во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему морально-этических норм, ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения. На основании изложенного можно выделить следующие критерии психосексуального здоровья в старшем подростковом возрасте и ранней юности: 1) сформированность гендерной идентичности; 2) гармонизация психосексуального функционирования личности (то есть овладение эффективными способами контроля инстинктивных импульсов при помощи реализации потенциала психологического механизма сублимации); 3) сформированность системы морально-этических норм, ценностей и идеалов межполовых отношений в интимной сфере взаимодействия личности; 4) конгруэнтность психосоциального и психосексуального уровня развития личности (оформление позитивной идентичности).

Занятие в предлагаемой программе проводятся с группой от 8 до 15 человек. При комплектации группы следует учитывать следующее: по половому признаку она должна быть гетерогенна, а по возрастному - гомогенна. Подбор тем в программе обусловлен их значимостью для реализации поставленных целей. Порядок работы с темами определяется тремя основными разделами предлагаемой программы: 1) социально- психологический тренинг; 2) психопластический тренинг; 3) тренинг этико-морального межполового поведения.

I.   Социально-психологический тренинг. Данный раздел включает в себя групповую работу, направленную на преодоление социальной инфантильности, на получение опыта рефлексии и самоанализа своего поведения, на развитие способности брать ответственность за свой выбор и его последствия. Раздел включает в себя следующие темы: №1: «Я и моя семья»; №2: «Мои сильные и слабые стороны в общении»; № 3: «Я, мое «прошлое и будущее».

II.     Психопластический тренинг. Групповая работа данного раздела выстраивается на основе применения элементов телесно-ориентированной терапии и направлена на изучение собственного тела, осознание телесных ощущений, на приобретение навыков свободного выражения эмоций и чувств, на развитие способности получать удовольствие от психотелесной активности десексуализированного характера, на осознание языка тела окружающих, на восстановление естественной грации и пластики движений. Данный раздел включает в себя рассмотрение следующих тем: №1. «Я и мое тело»; №2. «Невербальные компоненты общения»; №3. «Язык тела окружающих»; №4. «Естественная грация и свобода движения» [2].

III.       Тренинг этико-морального межполового поведения. Данный раздел характеризуется групповой работой, направленной на формирование системы этико-моральных норм, ценностей и идеалов в рамках общения между лицами противоположного пола, на развитие навыков культуросообразного выражения эмоций и чувств, на получение опыта эмпатии в межличностной  интеракции, на оформление системы нравственных и эстетических идеалов в межполовом общении. Темы тренинговых занятий: №1 «Рыцарь и дама его сердца»; № 2 «Он и она»; №3. «Мужчина и женщина XXI века».

В заключении следует особо подчеркнуть, что полоролевое самоопределение – одна из центральных проблем, которую девушки и юноши разрешают для себя в период перехода из мира детства во взрослую жизнь. Оформление гендерной идентичности, соответствующей физиологическому полу, является важным этапом становления личности старшеклассника, определяющим интеграцию компонентов «Я» в единую психическую конфигурацию, выводящим взрослеющую личность на более зрелый уровень саморепрезентации в микро- и макросоциуме.

 

Список литературы

1.      Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издат. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.

2.      Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб. «Речь», Институт Тренинга, 2000. – 256 с.

3.      Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. / К.Р. Роджерс – М: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 464 с.

4.      Филозоп А.А. Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников / А.А. Филозоп // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002 - №3 – С. 59- 70.