Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью является освоение ребенком бытовых умений, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и возможность самостоятельной жизнедеятельности.

Г.Г. Зак указывает, что приоритетными направлениями коррекционной работы с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью являются [4]: 1) укрепление здоровья, физическое развитие ребенка; 2) формирование и развитие коммуникативных навыков, продуктивных видов деятельности, диалогической речи; 3) включение ребенка в хозяйственно-бытовой и общественно полезный труд; 4) расширение представлений об окружающем мире.

Особенностью детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является их пассивность в контактах. Многие из них не овладевают коммуникативной функцией речи, потребность в общении не формируется. В связи с этим круг их общения ограничен только близкими людьми [1].

Работа по формированию коммуникативных умений данной категории детей не предполагает опору на их речь, поскольку речевое развитие крайне замедленно: у многих детей самостоятельная речь появляется только к 6-7 годам, а у некоторых не появляется вовсе. Нарушено не только говорение, но и понимание речи. Фразы собеседника ребенок понимает не в полном объеме, ориентируясь преимущественно не на семантику слов, а на интонацию, мимику и жесты. В процессе обучения происходит постепенное развитие речи ребенка, но ее понимание в основном ограничено личным опытом. Словарный запас беден, он состоит из наиболее употребляемых в быту слов и выражений.

Г.Г. Зак предлагает формировать коммуникативные умения у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью на занятиях по самообслуживанию. Эти занятия организовывать в подгрупповой форме. В ходе индивидуальной работы необходимо развивать коммуникативную функцию речи, побуждать детей к произнесению простых фраз. Детей с ограничениями в формировании речи следует обучать, используя заместители речи. Это могут быть жесты, мимика, рисуночные изображения, пиктограммы, которые в зависимости от возраста детей и уровня усвоения знаний, могут видоизменяться. Занятия должны быть четко структурированы, проходить в доброжелательной атмосфере [4].

В ходе совместной деятельности на групповых занятиях дети учатся устанавливать контакты, сотрудничать с педагогами и другими детьми. На занятиях могут создаваться ситуации, стимулирующие у детей выработку умений задавать вопросы и отвечать на них, оказывать взаимопомощь. Постепенно в процессе социально-бытовой деятельности у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью  происходит развитие элементарных коммуникативных умений: обратиться с просьбой, ответить на вопрос, задать вопрос собеседнику.

И.А. Емельянова разработала педагогическую технологию формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта [2]. Технология включает следующие направления работы: 1) развитие невербальных средств коммуникации, 2) коррекцию и развитие языковых средств, 3) формирование диалогической речи, 4) совершенствование коммуникативных умений в условиях речевой ситуации, организованной в форме ролевой игры.

Коррекционное обучение состоит из четырех этапов – подготовительного, начального, тренировочного, закрепительного.

Целью подготовительного этапа является создание доброжелательных отношений и развитие невербальных средств коммуникации. На логопедических занятиях предлагаются игровые задания, способствующие активизации таких невербальных средств общения, как мимика, жест, интонация.

На начальном этапе реализуются следующие задачи: 1) коррекция и развитие языковых средств через активизацию, уточнение и обогащение словарного запаса, 2) формирование семантических связей и синтаксической структуры предложения, 3) формирование диалогической речи благодаря развитию умений отвечать на вопросы, задавать вопросы различной структуры, выступать инициатором диалога.

На тренировочном этапе в речевой ситуации, организованной в форме ролевой игры, совершенствуются умения, полученные на начальном этапе. На логопедических занятиях создаются ситуации, позволяющие организовать непосредственное общение детей. При подготовке к ролевой игре педагог помогает каждому ребенку понять его роль и замысел игры, контролирует и корректирует процесс игры. Позднее педагог сам становится одним из участников ролевой игры.

На заключительном этапе коммуникативные умения отрабатываются в сложных коммуникативных ситуациях. Степень сложности дифференцирована в зависимости от возможностей ребенка [3].

Для формирования навыков общения у умственно отсталых первоклассников П.О. Омарова разработала программу, состоящую из трех этапов [6]. Первый этап представляет собой изучение особенностей общения умственно отсталых младших школьников методом наблюдения за поведением детей в коллективе одноклассников, беседы с детьми, учителями и родителями, психодиагностику ребенка. На втором этапе проводится отбор детей и комплектование тренинговых групп с учетом специфики выявленных нарушений общения для по следующей коррекционно-развивающей работы. На третьем этапе осуществляется непосредственное формирование, развитие и коррекция коммуникативных умений с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, элементов куклотерапии и арттерапии.

Выбор куклотерапии и арттерапии в качестве основных методических приемов при формировании, развитии и коррекции общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью обусловлен рядом следующих причин. Будучи естественным привлекательным раздражителем для ребенка, кукла является удобным для взрослого средством привлечения внимания ребенка и опосредованного коррекционно-развивающего воздействия на него в условиях максимального психологического комфорта.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется по блокам: 1) формирование социальной перцепции; 2) формирование совместной деятельности; 3) коррекция эмоционального состояния; 4) развитие речевого общения; 5) снятие конфликтности и психологическая коррекция агрессивности.

Каждый блок состоит из трех этапов: ориентировочного, формирующего и закрепляющего. На ориентировочном этапе происходит знакомство детей друг с другом и устанавливается определенная групповая динамика. На формирующем этапе осуществляется формирование ранее недоступных детям навыков общения и коррекция существующих недостатков, развитие их коммуникативной компетентности. На закрепляющем этапе происходит автоматизация навыков. Каждый блок коррекционно-развивающей работы может быть проведен как в комплексе с остальными блоками, так и изолированно.

Предлагаемая П.О. Омаровой программа предусматривает проведение специальных психологических занятий в виде групповых занятий с использованием элементов куклотерапии и арт-терапии.

Специфика групповой тренинговой работы с умственно отсталыми младшими школьниками состоит в следующем: 1) количество участников группы не превышает 6 человек; 2) в работе преобладают бихевиоральный и арттерапевтический подходы; 3) группы составляются из детей, имеющих сходные проблемы в общении; 4) во время занятий групп используются упражнения, направленные на мышечную релаксацию для снятия внутреннего напряжения; 5) на занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт детей в воображаемую игровую ситуацию.

А. И. Копытин описывает опыт использования арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми. При этом он отмечает, что при глубокой степени умственной отсталости при применении арттерапии возникают определенные сложности, связанные с недостаточным пониманием условий групповой работы, поэтому предпочтение отдается несложным видам деятельности с более ограниченным, чем в работе с нормальными детьми, набором тем и упражнений.

Таким образом, авторами созданы различные программы и методики по формированию коммуникативных умений у умственно отсталых младших школьников.

Список литературы

 

1.      Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

2.      Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования  у младших школьников с нарушением интеллекта // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009. № 1(58). - С. 86 - 96.

3.      Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у  младших школьников с нарушением интеллекта: дис. ... кандидата пед. наук. - Екатеринбург, 2009. – 274 с.

4.      Зак Г.Г. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности // Специальное образование №1. 2010. – С. 30 – 35.

5.      Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999. – 254 с.

6.      Омарова О.А. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: Дис. … кандидата психол. наук. М., 1999. – 175 с.