14 февраля 2016г.
Стигматизация подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социуме является проблемой как для них самих, так и для их родственников, одноклассников и учителей. Проблема стоит обоюдоостро – у здоровых сверстников не хватает в достаточной степени развитого чувства принятия (толерантности) подростков с эпилепсией и поэтому стрессовая ситуация складывается и для тех, и для других [1]. Именно поэтому психокоррекционная работа необходима не только с самими пациентами, но и с их здоровыми сверстниками. Автор статьи разработала собственную программу психокоррекции, которая далее будет представлена в статье.
Психокоррекционные занятия представляют собой тренинги с некоторыми добавлениями методов психотерапевтических групп. Занятия представляют собой групповые занятия с подростками.
Цель занятий в смягчении отношения к окружающим, к сверстникам с эпилепсией, снятии взаимных претензий по отношению ко всем и нормализации атмосферы образовательной среды.
Группа учеников, собравшихся на занятие, не обязательно должна быть одним и тем же классом. Это настоящая инклюзивная группа, в которую входят как ученики с высокими показателями тревожности и низкими показателями принятия сверстников с эпилепсией, так и сами ученики с эпилепсией, ученики с инвалидностью других типов, добровольцы со средним или высоким уровнем принятия сверстников с эпилепсией. Общая численность группы не должна превышать 20 человек. Количество занятий с такими группами – также 10 занятий, но длительности от полутора до двух часов каждое.
Коррекционная программа Григорьевой И.А. для работы с подростками состоит из 10 треннгов по 1,5-2 часа каждый и основывается на методах дебрифинга и арт-терапии, в случаях заострения внимания конкретного участника на особенно важном для него случае пользоваться предлагалось методами рилив-терапии [2; 3; 4]. Обращаем внимание, что перед и после коррекционной работы проводилась диагностика, которую мы проводили следующими методами:
1)Тест «Выявление уровня эмпатийных тенденций», выявляющий уровень развития эмпатии.
2) Самооценка психических состояний (Айзенк Г.) [5]
3) Авторская анкета «Уровень принятия по отношению к лицам с эпилепсией» (Григорьева И.А.)[1]
Рассмотрим проведение тренингов на примере одного наиболее типичного случая. При проведении тренинга с восьмиклассниками вначале тренер поздоровалась с подростками и рассказала, что они вместе будут делать на этом тренинге. Определила тему встречи – Взаимное принятие людьми друг друга, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вначале была проведена разминка. Для разминки требовался дополнительный предмет, который можно было бы без труда передавать по кругу. В нашем случае это был мягкий зеленый мячик. Подросток с мячиком в руках говорил о том, какое настроение у него сейчас и что хотелось бы ему получить для себя в результате тренинга, а ответив, передавал зеленый мячик своему соседу справа. Некоторые участники испытывали усталость и апатию, некоторые были в эмоциональном подъеме, а некоторые наоборот были чем-то расстроены.
Далее был просмотр отрывка из фильма «Чучело», где главная героиня подверглась булингу. После просмотра тренер с участниками тренинговой группы обсудили, что чувствовали подростки во время просмотра, как оценивают сложившуюся в фильме ситуацию.
Реакции школьников были разные: некоторые школьники были возбуждены, большинство испытывало жалость к девочке из фильма, понимание того, что отношение к ней не справедливо. На вопрос, о том, что чувствует главная героиня на их взгляд и какая была бы их реакция, окажись они на ее месте, подростки отвечали охотно, местами перебивая друг друга. Их ответы были такие: «обиду», «злость», «страшно», «очень обидно, так не честно», «никто не заслуживает такого» и т.п.
В ходе этого дебрифинга подростки имели возможность отрефлексировать просмотренную ситуацию и, с нашей точки зрения, получили определенный терапевтический эффект, который заключается в толерантности к людям иных взглядов или внешности.
После дебрифинга было проведено упражнение «Паутинка взаимосвязей», для которого использовался клубок красных шерстяных ниток. При проведении упражнения подростки с интересом перекидывали друг другу клубок, наматывая нитку на палец и бросая следующему участнику. Когда нить связала всех участвующих в тренинге подростков, то каждый мог убедиться в том, что потянув или ослабив нить, любой из них влияет на связанных с ним людей и на паутинку в целом. Далее был задан вопрос о том, как они понимают упражнение и что думают об этом упражнении. В результате выполнения упражнения некоторые подростки высказали мысль о взаимной связи и влиянии людей друг на друга, что и является целью данного упражнения. По окончании упражнения мы попытались выяснить у подростков, какие их качества мешают каждому из них принимать других людей, гармонично взаимодействовать с другими. «Какие твои качества мешают твоей успешности?», «Какие черты не нравятся в себе и других?». Приведем здесь примеры ответов, которые дали подростки: «Я не всегда себя сдерживаю», «Очень стеснительная», «Мне не нравится, когда люди агрессивны», «Человек должен иметь свое мнение», «Я вспыльчивый» и другие.
В завершение тренинга была проведена общая рефлексия тренинга. Рефлексия проводилась в следующей форме: на стене висел заранее заготовленный ватман, разделенный на три разноцветные части с заголовками «Мне больше всего понравилось», «Я сделал/а для себя выводы», «После тренинга я чувствую… », а восьмиклассникам были выданы крупные разноцветные стикеры и необходимые канцелярские принадлежности. Подросткам надо было написать на стикерах, что им больше всего понравилось на тренинге, выводы пришли в процессе тренинга, какие изменения в том числе и эмоциональные произошли с ними. По желанию, участники могли зачитать свои ответы перед тем, как наклеивать их на соответствующую часть ватмана или просто отрефлексировать вербально без фиксации ответов на ватмане.
Подобных тренингов было проведено 10 и в итоге были получены статистически значимые изменения, которые представлены ниже в Табл.1, в которой динамику и эффективность данной коррекционной программы можно отследить по результатам первого и второго диагностического среза («Внутреннее принятие к людям с эпилепсией», «Уровень эмпатийных тенденций» и «Самооценка психических состояний»).
Таблица 1
Динамика коррекционной работы и эффективность программы
Тест и шкала
|
Mean – 3
Подростки до тренингов
|
Mean – 5
Подростки после тренингов
|
p
|
Эмпатийные тенденции
|
51,35
|
63,3
|
0,05*
|
Психические состояния.
Тревожность
|
7,33
|
6,96
|
0,12
|
Психические состояния.
Фрустрация
|
6,80
|
6,78
|
0,06**
|
Психические состояния.
Агрессивность
|
9,52
|
8,75
|
0,72
|
Психические состояния.
Ригидность
|
8,44
|
8,42
|
0,92
|
Внутреннее принятие
|
8,83
|
9,98
|
0,05*
|
Из таблицы мы можем видеть, что статистически значимые различия выявлены между следующими результатами: уровень эмпатийных тенденций после тренингов значительно вырос (р=0,05), стало лучше развиваться внутреннее принятие (0,05), а также выявлена тенденция (р=0,06) к снижению фрустрации у подростков. Здесь можно видеть позитивную динамику у подростков, прошедших тренинги по данной программе.
Следовательно, мы можем говорить о том, что разработанная и проведенная психокоррекционная программа, направленная на развитие толерантности, принятия по отношению к пациентам с эпилепсией среди здоровых подростков показала свою эффективность.
Список литературы
1. Григорьева И.А. Адаптация подростков, болеющих эпилепсией, в социуме: дисс. магистра психологии. - Москва, 2012
2. Поляков Е.А. Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направлекние в психологическом консультировании. – Российский научный журнал. – 2014. −№ 3. – С.198-208.
3. Поляков Е.А. Метод «Случайный попутчик» в качестве одного из основных способов рилив-терапии как нового направления в психологическом консультировании // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия / Материалы IV междунар. научно-практич. конф. 15-16 мая 2013 г. – Прага: Vedecko vyda-vatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. – С. 296-308.
4. Поляков Е.А. Подход рилив-терапии к психотерапии ПТСР // Прикладные науки и технологии в Соединѐнных Штатах и Европе: общие проблемы и научные результаты / Материалы 1-ой междунар. научн. конф. 29 июня 2013г. Нью-Йорк: Cibunet Publishing. 2013. – С. 144-146.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ Редактор и составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Изд. «Бахрах», 1998 – 672с.