Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.

Содержание гуманитарного образования на национально-региональном уровне является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной образовательной реформы. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования, помимо принятых общенациональных и культурных достижений – на специфические культурные ценности конкретного национального  региона. Весь этот комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии. Введение регионального компонента в ФГОС ВПО в Российской Федерации является важным компонентом образования, создающим возможность отразить в содержании предметов культурные и этнические особенности разных национальностей, проживающих в нашей стране.

Национально-региональный компонент стимулирует интерес личности к собственной культуре, сохраняет и развивает национальную самобытность, обогащает новыми знаниями, и в то же время, сохраняя исторические традиции своего народа, формирует культуру межнационального общения и уважения к культурным традициям других народов. При этом особое значение приобретает изучение национальной культуры, принципов, «механизмов» ее отражения в художественном творчестве.

Воспитание есть во многом пробуждение интереса к национальному духовному опыту. Эта задача требует погружения учащихся в конкретную национальную среду, в пространство культурного диалога, приобщение к национальному искусству. Отсюда необходимость изучения культурных национальных традиций и связи образования с многовековым опытом своего народа. Синтез национального и общечеловеческого является важным направлением отечественного музыкознания и педагогики, в которых национальная культура представлена как результат развития этноса па основе индивидуальных закономерностей и как часть мирового культурно- исторического процесса.

В данный период современное общеобразовательное учреждение ищет пути решения образовательно- воспитательных задач, связанных с формированием национальных элементов в программах, предназначенных для региональных учебных заведений. Обращает на себя внимание незначительный удельный вес в системе образования обширной области национальной художественной, музыкальной культуры, связанной с современным композиторским творчеством. В тоже время народной музыке отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей личности. В нем в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются бесценным источником обогащения современной педагогики.

Выявление роли национальной культуры народов Кубани в духовно-нравственном воспитании молодежи, приобщение еѐ  к общекультурному наследию человечества  и культуре  родного края, требует  сегодня от преподавателей вуза поиска оптимальных и эффективных путей решения этой проблемы. Особенностью любого современного образовательного учебного заведения является то, что по составу студенческие коллективы являются многонациональными. В связи с чем, возникает необходимость изучения традиций, наследия, опыта, сбережения национальных культур, с представителями которых происходит взаимодействие в процессе обучения в вузе, а также формирования культуры межэтнического общения в молодежной среде. Недооценка использования этнического искусства, его существенной роли и значимости как, своего рода, «генетического фонда» историко-культурной памяти народа, нации, несомненно, обедняет палитру педагогического труда.

Несомненно, важную роль в духовно-нравственном воспитании играет государство и политический строй. Об этом говорят и принятый новый закон «Об образовании», и выступление президента В.В. Путина в Краснодаре, где на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге – укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодѐжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму,  сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в тоже время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность и в очень непростой современной обстановке».

В целях решения проблемы духовно-нравственного воспитания, формирования культуры межэтнического

общения в молодежной среде на основе использования взаимосвязей фольклора различных народностей Кубани, приобщения к разнообразным видам художественного творчества в педагогической практике работы вуза могут быть разработаны и реализованы следующие формы работы:

-    фольклорные ансамбли;

-      студенческие творческие объединения;

-    молодежные объединения;

-    фестивали народного творчества;

- музыкально-литературные, фольклорные праздники;

- акции «Родной свой край – люби и знай» совместно с детьми из детских домов и учащихся школ;

-   концертно-просветительские   мероприятия.

Основным результатом такой работы является выявление и определение педагогических позиций, эффективных технологий, форм и методов  работы по проблеме духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

Актуализация проблемы «выстраивания» внутреннего мира человека, основывается на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному. Мы предполагаем, что, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в человеке ожил росток духовности. Поэтому в образовательном процессе педагогического вуза должно уделяться большое внимание духовно-нравственному развитию личности, и именно воспитание нравственности  и формирование духовности должны стать стержнем воспитательного процесса.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (добро, любовь, добродетельность и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это определяется как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Показателем уровня духовно-нравственного воспитания является желание студентов участвовать в таких мероприятиях.

Фольклорное наследие любого народа – это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются бесценным источником обогащения современной педагогики.

Главной задачей преподавателя в процессе духовно-нравственного развития молодежи является приобщение их к общекультурному наследию человечества и культуре родного края. Важно – раскрыть своеобразие каждого народа в сокровищнице общечеловеческой культуры. Использование взаимосвязей фольклора различных народностей Кубани в педагогической теории и практике выступает перспективным направлением решения проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.

 

Список литературы

1.      Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород, 2001.

2.      Ильин И. Поющее сердце. – М., 2006.

3.      Ильичева И.М. Психология духовности / Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003.

4.      Кондаков А.М. «Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования». – Педагогика. – 2008. - № 9 с. 9 (статья)

5.      Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России». – «Педагогика». – 2008. - № 9 с. 4 (статья).

6.      Соловьев Г. Кубанская культура: мираж и явь. Кубань, 2001..

7.      Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России ХХI века /Д.В. Чернилевский. – М.: РИОМГТА, 2003.