Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В условиях обновления структуры и содержания, форм и методов обучения, создание инновационных образовательных технологий проблема учебной мотивации стоит по-прежнему остро. Прикладные исследования, направленные на выявление взаимосвязи учебной мотивации и личностных характеристик учащихся [1, 3, 4], сохраняют свою актуальность. Уход от традиционных систем передачи знаний, внедрение вариативного образования увеличивает не только свободу выбора, но и порождает неопределенность, усиливает давление на ученика, создает условия для формирования личностной тревожности.

Мы предположили, что тревожность, как личностная характеристика, взаимосвязана как с учебной мотивацией в целом, так и с отдельными ее структурными компонентами, например, эмоциональным отношением к школьным предметам, однако в доступной нам психолого-педагогической литературе мы не обнаружили об этом достоверной информации, что и определило цель нашего исследования: выявить взаимосвязь уровня тревожности и уровня учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте.

В исследовании приняли участие 50 мальчиков и 50 девочек, в возрасте от 9 до 11 лет, учащиеся муниципальных общеобразовательных школ г.Уссурийска.

Первоначально отвечали на вопросы «Анкеты для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [1], затем проходили тестирование по методике А. М. Прихожан «Шкала личностной тревожности»[5], и в заключении, выполняли экспериментальную пробу «Лесенка уроков» [2, 3].

Исследование проводилось во внеурочное время, в привычной для детей обстановке, во время исследования детей присутствовал классный руководитель. Испытуемые отнеслись к заданиям с интересом, охотно отвечали на вопросы и, выполняли задания, соответственно, влияние внешних переменных было минимальным, и полученные данные можно считать достоверными.

В результате проверки нашей выборки на однородность по полу, было установлено, что выборка однородна (Uэмп.=1100,5; при р=0,30), уровень тревожности в нашей выборке проявляется одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, следовательно дальнейшее исследование проводили без учета половой принадлежности испытуемых. В исследованиях Л.И. Божович доказывается, что в младшем школьном возрасте уровень тревожности у девочек выше, это связано с их природной эмоциональностью и чувствительностью[5].

Однако этих различий мы не обнаружили, мы связываем это, во-первых, с ограниченностью выборки, во- вторых, с тем, что исследования Л.И. Божович, относятся ко второй половине ХХ века (1988 г.), с тех пор социокультурные условия изменились, что привело к сглаживанию гендерных проявлений тревожности у младших школьников.

Дальнейшее исследование выявило обратную, статистически значимую взаимосвязь между показателем учебной мотивации, уровнем общей тревожности и школьная тревожность. Выявленная взаимосвязь доказывает, что дети, испытывающие беспричинное беспокойство и страх, ожидающие негативного развития событий в школе, имеют низкий уровень учебной мотивации.


    Таблица 1

Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации у младших школьников


Школьная

 

тревожность

Самооценочная

 

тревожность

Межличностная

 

тревожность

Магическая

 

тревожность

Общая

 

тревожность

r*

Учебная мотивация

 

-,227*

 

-,180

 

-,182

 

-,084

 

-,206*

р

,023

,073

,071

,406

,039

Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05

 

 Это связано с тем, что они имеют опыт негативного оценивания как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Устойчивое внутреннее напряжение проявляется в том, что во время уроков эти дети бояться поднять руку и дать ответ на вопрос учителя (если даже знают материал урока), их речь может быть быстрой и торопливой, на переменах они стараются быть мало заметными, сидят в стороне, пытаются не обращать на себя внимания. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки… и снижает учебную мотивацию.

Следующим этапом нашего исследования стало выявления взаимосвязи тревожности и отношения к школьным предметам у испытуемых.




   Таблица 2

Взаимосвязь тревожности и отношения к школьным предметам у младших школьников.


Физкультура

Математика

Русский язык

Природоведение

ИЗО

Чтение

Английский

язык

Технология

r*

Школьная тревожность

,126

-,228*

-,005

-,080

,128

,098

,122

-,090

Самооценочная тревожность

-,018

-,003

-,004

,044

,040

-,082

,117

-,075

Межличностная тревожность

,058

-,187

-,108

,076

,248*

,015

,010

-,039

Магическая тревожность

,159

-,153

,086

-,059

,084

-,065

,126

-,037

Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05

 

В результате было установлено, что школьная тревожность отрицательно коррелирует с эмоциональным отношением отношением к математике (см. Табл.2), т. е. чем выше показатель школьной тревожности у испытуемых, тем хуже дети относятся к математике. Это можно объяснить тем, что математика является основным и приоритетным предметом в школе, поэтому может вызвать состояние повышенной ответственности, при котором и усиливается тревожность. Математика, является трудным предметом, на уроках математике высока вероятность возникновения «ситуации неуспеха» у детей с высоким уровнем тревожности, что провоцирует отрицательное отношение к учебному предмету, который является источником негативных переживаний.

Далее, мы разделили испытуемых на две полярные группы: дети с высоким показателем школьной тревожности и низким показателем школьной тревожности и выявили различия в их отношении к школьным предметам.


Таблица 3 Различия в отношении к школьным предметам у детей с высоким и низким уровнем школьной тревожности.

Физкультура

 

Математика

Русский язык

 

Природоведение

 

Изо

 

Чтение

 

Английский язык

 

Технология

 

Высокий уровень

 

6,87

 

4,81

 

4,56

 

3,06

 

5,81

 

4,87

 

1,81

 

4,18

 

Низкий уровень

 

5,80

 

5,58

 

4,74

 

3,35

 

4,96

 

4,93

 

1,70

 

4,80

 

Uкр.

 

164,5

 

170,0

 

243,5

 

227,5

 

178,5

 

245,5

 

224,5

 

205,5

р

,051

,140

,917

,638

,111

,954

,550

,332

 

В результате было установлено, что у детей с высоким уровнем школьной тревожности положительное отношение к такому предмету как физкультура. Этот учебный предмет не требует повышенной ответственности, больших мыслительных нагрузок, не вызывает страха не соответствовать ожиданиям учителя и сверстников. Физкультура дает физическую разрядку, снижает эмоциональное напряжение, поэтому положительное отношение к ней со стороны тревожных учащихся начальной школы очевидно.

Наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и учебной мотивацией у детей младшего школьного возраста подтвердилась частично, была выявлена отрицательная взаимосвязь учебной мотивации с показателями общей и школьной тревожности. Кроме того, было установлено что школьная тревожность отрицательно коррелирует с отношением к математике, а дети с высоким уровнем тревожности положительно относятся к физкультуре.

Мы понимаем, что полученные результаты требуют дальнейшей проверки на репрезентативной выборки испытуемых, однако для нас очевиден их диагностический и прогностический потенциал, который позволит выявить психологу, работающему в системе образования, возможные «зоны риска» в успеваемости младших школьников по отдельным предметам.

 

Список литературы

1.      Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Власова // Вопросы психологии. - 2007. – № 3. - С. 32-50.

2.      Маркова, А. К.   Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.

3.      Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. - 212 с.

4.      Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / М. В. Матюхина. – М.: Волгоград, 2003. – 385 с.

5.      Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.