14 февраля 2016г.
В условиях обновления структуры и содержания, форм и методов обучения, создание инновационных образовательных технологий проблема учебной мотивации стоит по-прежнему остро. Прикладные исследования, направленные на выявление взаимосвязи учебной мотивации и личностных характеристик учащихся [1, 3, 4], сохраняют свою актуальность. Уход от традиционных систем передачи знаний, внедрение вариативного образования увеличивает не только свободу выбора, но и порождает неопределенность, усиливает давление на ученика, создает условия для формирования личностной тревожности.
Мы предположили, что тревожность, как личностная характеристика, взаимосвязана как с учебной мотивацией в целом, так и с отдельными ее структурными компонентами, например, эмоциональным отношением к школьным предметам, однако в доступной нам психолого-педагогической литературе мы не обнаружили об этом достоверной информации, что и определило цель нашего исследования: выявить взаимосвязь уровня тревожности и уровня учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте.
В исследовании приняли участие 50 мальчиков и 50 девочек, в возрасте от 9 до 11 лет, учащиеся муниципальных общеобразовательных школ г.Уссурийска.
Первоначально отвечали на вопросы «Анкеты для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [1], затем проходили тестирование по методике А. М. Прихожан «Шкала личностной тревожности»[5], и в заключении, выполняли экспериментальную пробу «Лесенка уроков» [2, 3].
Исследование проводилось во внеурочное время, в привычной для детей обстановке, во время исследования детей присутствовал классный руководитель. Испытуемые отнеслись к заданиям с интересом, охотно отвечали на вопросы и, выполняли задания, соответственно, влияние внешних переменных было минимальным, и полученные данные можно считать достоверными.
В результате проверки нашей выборки на однородность по полу, было установлено, что выборка однородна (Uэмп.=1100,5; при р=0,30), уровень тревожности в нашей выборке проявляется одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, следовательно дальнейшее исследование проводили без учета половой принадлежности испытуемых. В исследованиях Л.И. Божович доказывается, что в младшем школьном возрасте уровень тревожности у девочек выше, это связано с их природной эмоциональностью и чувствительностью[5].
Однако этих различий мы не обнаружили, мы связываем это, во-первых, с ограниченностью выборки, во- вторых, с тем, что исследования Л.И. Божович, относятся ко второй половине ХХ века (1988 г.), с тех пор социокультурные условия изменились, что привело к сглаживанию гендерных проявлений тревожности у младших школьников.
Дальнейшее исследование выявило обратную, статистически значимую взаимосвязь между показателем учебной мотивации, уровнем общей тревожности и школьная тревожность. Выявленная взаимосвязь доказывает, что дети, испытывающие беспричинное беспокойство и страх, ожидающие негативного развития событий в школе, имеют низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 1
Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации у младших школьников
|
Школьная
тревожность
|
Самооценочная
тревожность
|
Межличностная
тревожность
|
Магическая
тревожность
|
Общая
тревожность
|
r*
|
Учебная мотивация
|
-,227*
|
-,180
|
-,182
|
-,084
|
-,206*
|
р
|
,023
|
,073
|
,071
|
,406
|
,039
|
Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05
Это связано с тем, что они имеют опыт негативного оценивания как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Устойчивое внутреннее напряжение проявляется в том, что во время уроков эти дети бояться поднять руку и дать ответ на вопрос учителя (если даже знают материал урока), их речь может быть быстрой и торопливой, на переменах они стараются быть мало заметными, сидят в стороне, пытаются не обращать на себя внимания. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки… и снижает учебную мотивацию.
Следующим этапом нашего исследования стало выявления взаимосвязи тревожности и отношения к школьным предметам у испытуемых.
Таблица 2
Взаимосвязь тревожности и отношения к школьным предметам у младших школьников.
|
Физкультура
|
Математика
|
Русский язык
|
Природоведение
|
ИЗО
|
Чтение
|
Английский
язык
|
Технология
|
r*
|
Школьная тревожность
|
,126
|
-,228*
|
-,005
|
-,080
|
,128
|
,098
|
,122
|
-,090
|
Самооценочная тревожность
|
-,018
|
-,003
|
-,004
|
,044
|
,040
|
-,082
|
,117
|
-,075
|
Межличностная тревожность
|
,058
|
-,187
|
-,108
|
,076
|
,248*
|
,015
|
,010
|
-,039
|
Магическая тревожность
|
,159
|
-,153
|
,086
|
-,059
|
,084
|
-,065
|
,126
|
-,037
|
Примечание:* - взаимосвязь достоверна при р< 0,05
В результате было установлено, что школьная тревожность отрицательно коррелирует с эмоциональным отношением отношением к математике (см. Табл.2), т. е. чем выше показатель школьной тревожности у испытуемых, тем хуже дети относятся к математике. Это можно объяснить тем, что математика является основным и приоритетным предметом в школе, поэтому может вызвать состояние повышенной ответственности, при котором и усиливается тревожность. Математика, является трудным предметом, на уроках математике высока вероятность возникновения «ситуации неуспеха» у детей с высоким уровнем тревожности, что провоцирует отрицательное отношение к учебному предмету, который является источником негативных переживаний.
Далее, мы разделили испытуемых на две полярные группы: дети с высоким показателем школьной тревожности и низким показателем школьной тревожности и выявили различия в их отношении к школьным предметам.
Таблица 3 Различия в отношении к школьным предметам у детей с высоким и низким уровнем школьной тревожности.
|
Физкультура
|
Математика
|
Русский язык
|
Природоведение
|
Изо
|
Чтение
|
Английский язык
|
Технология
|
Высокий уровень
|
6,87
|
4,81
|
4,56
|
3,06
|
5,81
|
4,87
|
1,81
|
4,18
|
Низкий уровень
|
5,80
|
5,58
|
4,74
|
3,35
|
4,96
|
4,93
|
1,70
|
4,80
|
Uкр.
|
164,5
|
170,0
|
243,5
|
227,5
|
178,5
|
245,5
|
224,5
|
205,5
|
р
|
,051
|
,140
|
,917
|
,638
|
,111
|
,954
|
,550
|
,332
|
В результате было установлено, что у детей с высоким уровнем школьной тревожности положительное отношение к такому предмету как физкультура. Этот учебный предмет не требует повышенной ответственности, больших мыслительных нагрузок, не вызывает страха не соответствовать ожиданиям учителя и сверстников. Физкультура дает физическую разрядку, снижает эмоциональное напряжение, поэтому положительное отношение к ней со стороны тревожных учащихся начальной школы очевидно.
Наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и учебной мотивацией у детей младшего школьного возраста подтвердилась частично, была выявлена отрицательная взаимосвязь учебной мотивации с показателями общей и школьной тревожности. Кроме того, было установлено что школьная тревожность отрицательно коррелирует с отношением к математике, а дети с высоким уровнем тревожности положительно относятся к физкультуре.
Мы понимаем, что полученные результаты требуют дальнейшей проверки на репрезентативной выборки испытуемых, однако для нас очевиден их диагностический и прогностический потенциал, который позволит выявить психологу, работающему в системе образования, возможные «зоны риска» в успеваемости младших школьников по отдельным предметам.
Список литературы
1. Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Власова // Вопросы психологии. - 2007. – № 3. - С. 32-50.
2. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.
3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. - 212 с.
4. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / М. В. Матюхина. – М.: Волгоград, 2003. – 385 с.
5. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.