Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
17 октября 2017г.

Современные  условия  социальной  и  экономической  нестабильности,  возрастания  насилия, размытых ценностных ориентиров в культуре и обществе предъявляют особые требования к специалистам психологического профиля. Необходимо, чтобы педагог-психолог был способен к построению собственной жизненной позиции, к критическому осмыслению происходящих событий, к нахождению смыслов собственного существования.

Кроме того согласно ФГОС ВО по направлению подготовки психолого-педагогическое образование у выпускника должен быть сформирован достаточно обширный перечень компетенций, обеспечивающий ему способность эффективно справляться с задачами профессиональной деятельности.

Для решения данных задач психолого-педагогическая наука предлагает значительный комплекс средств, технологий и форм работы. В данной работе мы обращаемся к возможностям театрального искусства в профессионально-личностном становлении студентов-психологов.

Роль театрального искусства в педагогической деятельности изучалось в работах В.М. Букатова, О.С. Булатовой, Л.С. Выготского, А.П. Ершовой, А.С. Макаренко и других.

По мнению С.В. Даржинова «театр открывает возможность формировать духовный облик, идеалы, ценностные отношения будущего педагога. Значение театра и формы театрального действа в целях образования и развития личности будущего педагога трудно переоценить, ведь человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие друг с другом, поэтому очень важно, что в театре студенты получают эмоционально насыщенный досуг, дополнительное образование и удовлетворяют свои духовные потребности» [1].

Учитывая психолого-педагогические возможности театра, реализуя ряд дисциплин в ОГПУ для студентов-психологов, нами было включено в содержание занятий анализ спектаклей оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького. Репертуар оренбургского драматического театра предлагает широкий выбор различных спектаклей – от легких, развлекательных до глубоких философских сюжетов.

В 2016-2017 учебном году в работе с использованием средств театрального искусства приняли участие 30 студентов факультета психологии Оренбургского государственного педагогического университета 2-3 курсов очного отделения.

Включение деятельности по анализу спектаклей в занятия предполагало следующие направления работы обучающихся:

1.    Анализ студентами психолого-педагогического потенциала спектакля в развитии собственной личности, в частности его влияние на эмоционально-ценностную, мотивационную, деятельностную сферу.

2.   Включение студентами спектаклей в самостоятельную разработку мероприятий или занятий по профилактическому, просветительскому или коррекционно-развивающему направлению деятельности для различных субъектов образовательного процесса.

Представим несколько примеров реализации представленных направлений работы.

Так, в рамках курса «Конфликтология» при работе над темой «Внутриличностные конфликты» для практического занятия студентам необходимо было на выбор посетить спектакли: «Грибной царь» Ю. Полякова, «Вальс одиноких» С. Злотникова, «Милые люди» В. Шукшина. После просмотра задание по анализу потенциала спектакля в развитии личности выполнялось в форме эссе. Студентам предлагалось проанализировать   собственные   эмоции,   вызываемые   сюжетом,   привести   примеры   переживания внутриличностного конфликта персонажами, предложить собственные варианты разрешения внутренних конфликтов персонажей.

Вот как описывает воздействие спектакля «Грибной царь» один из студентов: «Происходящее на сцене захватывает сразу... все как мы любим в современном мире – быстрая смена картинки, музыка, ритм, яркие персонажи и постоянное движение... Вихрь действия и смена лиц вызывает такой же вихрь чувств и эмоций... презрение, удивление, обида, гнев, страх, нежность... и это только та небольшая часть переживаний, которая проносится в душе...

Но есть во всем этом шуме и ритме минуты тишины... минуты, когда останавливается бег времени и что-то очень тонкое, глубоко закрытое и значимое просыпается в душах...

Сначала главный герой Михаил Свирельников кажется понятным и простым персонажем, но чем ближе развязка, тем сложнее становится понять его характер...

Это наслоение противоречивых черт так затягивает... выходя из зала у меня уже не было четкой характеристики этого человека... нежный и жестокий... активный и безразличный... уверенный и испуганный...

Да и остальные герои со своими характерами и судьбами не так уж просты...

- бывшая жена – обиженная и страдающая или циничная и расчетливая?

- бывший компаньон Веселкин – трус и подлец или друг и помощник?

- секретарша – искренне влюбленная или просто одинокая?

Все эти противоречия безумно нравятся мне как зрителю... все эти парадоксы держат в напряжении и заставляют думать меня о сложностях человеческой природы...

Ну а концовка спектакля и вовсе продемонстрировала невероятные возможности моей эмоциональной сферы... чего там только не было... боль и сочувствие... очищение и облегчение... жалость и радость... и все это в один момент времени...

Разве не чудо, что один этот спектакль способен вызвать столько чувств и мыслей? А сколько еще символов и образов спектакля осталось не разгаданными да и просто не замеченными в этом водовороте? Разве возможно понять и разобраться во всем этом противоречии после одного просмотра?».

К сожалению, подобный глубокий и яркий анализ спектакля удался незначительному количеству обучающихся. Только 23% (7 человек) смогли достаточно подробно представить воздействие содержание спектакля на личностную сферу и предложить персонажам конструктивные способы выхода из внутреннего конфликта. Например, по спектаклю «Грибной царь» для персонажа Веселкина – «открыто рассказать Михаилу о своих обидах, признаться в чувствах к его бывшей жене, предложить варианты дальнейшего общения»; для Федора (брат главного героя) – «попробовать себя в творческой деятельности, например, писательской»; по спектаклю «Вальс одиноких» для героя Джонатана – «принять ответственность за события своей жизни», «научиться открыто говорить о своих переживаниях».

Большинство предлагаемых вариантов (67%) можно охарактеризовать как стереотипные и шаблонные. Например, по спектаклю «Грибной царь» для Алены (дочь главного героя) – «делай что нравится и иди к своей мечте», для Федора – «пройти лечение в наркологической больнице»; по спектаклю «Вальс одиноких» для героя Антона – «вернуться на родину», «простить Мэрилин и жениться на ней», для Мэрилин – «пойти на работу», «заняться благотворительностью или найти хобби».

Но 10% обучающихся дали совсем примитивный анализ и даже деструктивные предложения выхода из конфликта («бросить заниматься ерундой», «найти другого мужчину», «просто забыть»).

Другим направлением деятельности студентов было включение спектаклей в самостоятельную разработку мероприятий или занятий.

Такое задание было предложено обучающимся в рамках дисциплины «Психолого-педагогический практикум» по теме «Приемы и организационные формы психолого-педагогического взаимодействия».

Большинство обучающихся включили как мероприятие совместный анализ и обсуждение спектаклей в рамках развивающей деятельности. Например, для личностного тренинга с подростками и старшеклассниками анализ спектаклей: «Пышка» В. Сигарева по проблемам нравственности, жизненного выбора и ответственности; «Таланты и поклонники» А. Островского по проблемам жизненного самоопределения; выбора между любовью и карьерой; «Милые люди» В. Шукшина по проблемам выбора ценностных и смысложизненных ориентаций.

В ряде разработок спектаклям нашли применение как средство снятия стресса и напряжения («Пришел мужчина к женщине» С. Злотникова), как условие для преодоления страхов и повышения мотивации к достижениям («Грибной царь» Ю. Полякова, «Вальс одиноких» С. Злотникова), как способ актуализации проблемы межличностных конфликтов и проявлений толерантности («Милые люди» В. Шукшина).

Таким образом, наш опыт позволяет сделать вывод, что студенты смогли оценить значимый психолого-педагогический потенциал театрального искусства для личностного и профессионального развития. Работа по анализу и обсуждению спектаклей позволяет оптимизировать содержание занятий, получить опыт дискуссий, соответствует интеллектуальным и личностным запросам обучающихся.

Список литературы

 

1. Даржинова С.В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога / С.В. Даржинова // Вестник новгородского государственного университета. – 2008. – № 48. – с. 14-16 // https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-kak-sredstvo- formirovaniya-i-razvitiya-lichnosti-buduschego-pedagoga.