Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение строгости наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание более мягкой и доброжелательной атмосферы отбывания наказания (данная направленность закрепляется в концепции развития уголовно – исполнительной системы, утверждѐнной Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р). Главная задача сотрудников уголовно- исполнительной службы – повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им качественной психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом. Одно из главных условий осуществления этих целей и задач является качественное и своевременное изучение личности осуждѐнного, а также последующая работа с ним.

В настоящее время накоплен богатый опыт работы психологов с осуждѐнными в воспитательной колонии. Первые должности психологов в уголовно – исполнительной системе стали появляться ещѐ в 70 – е годы, но «пик» развития психологических лабораторий пришѐлся на 90 – е годы. Появление таких структурных подразделений и должностей стало появляться сначала в воспитательных колониях, что было вызвано необходимостью разработки программ и методик дифференцированного воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Центральное понятие в области пенитенциарно – психологических исследованиях – понятие «личность осуждѐнного» или «личность преступника». У разных авторов определение данного понятия различается. Например, К.К. Платонов и авторы учебника «Основы пенитенциарной психологии» определяют это понятие так: «Личность осужденного – синоним личности в период исполнения приговора. Личность осужденного является в то же время личностью преступника».

Психологическая работа с осуждѐнными является одним из важнейших инструментов по исправлению воспитанников воспитательных колоний в процессе исполнения наказания. Психологом составляется индивидуальная программа, в которой описываются характер и личностные свойства человека и которая составляется с целью исправления правонарушителя и подготовки его к освобождению. Таким образом, существует дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, являясь одним из принципов уголовно – исполнительного законодательства Российской Федерации.

Несовершеннолетние правонарушители содержатся в воспитательных колониях. Первые шаги к решению проблемы преступности среди несовершеннолетних в России были предприняты ещѐ императором Александром II, когда в декабре 1866 года он подписывает закон «Об утверждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» [9]. Стоит отметить, что такие приюты были  открыты в условиях отсутствия опыта организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних, осуждѐнных к лишению свободы. Так, начали своѐ развитие воспитательные колонии (но такое название они получили только в 1946 году), претерпевая различные изменения [1].

По состоянию на 01.01.2015года в России действует 36 воспитательных колоний, в которых находится 1776 осужденных. Из них 33 – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 3– для содержания несовершеннолетних женского пола [9] .Возраст воспитанников находится в диапазоне 14-19 лет [9].

Как показывает практика, подростки, прибывающие к отбытию наказания в воспитательную колонию, имеют искажѐнные представления о моральных нормах и ценностях. На их формирование влияет микросреда, в которой воспитывается подросток и которая его окружает. Формирование подростка происходит под влиянием нескольких факторов: родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку; частота и интенсивность общения родителей с детьми – подростками; семейная дисциплина, вид применяемых наказаний; роль, отведенная ребенку в семейной иерархии; степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Важным показателем в оценке личности несовершеннолетних правонарушителей является семейная обстановка, состав семьи и отношения с их членами. Так, исследования, проведѐнные на базе Жигулѐвской воспитательной колонии, показали, что: 45% воспитанников воспитывались в полной семье, 35% - только матерью, 7% - в детском доме, 2 группы по 5% - отцом или бабушкой, 2 группы по 2% - матерью и отчимом или другими родственниками. Также у 45% осуждѐнных родители находятся в местах лишениях свободы. Так, мы можем сказать, что истоком совершения преступления подростком являются проблемы в семье [10].

Работа психолога позволяет продиагностировать те или иные проблемы у подростка и своевременно оказать ему квалифицированную помощь.

Имеют место такие формы работы с осуждѐнными как рефлексивные тренинги и фильмотерапия, получившие положительный опыт своего применения. Данные формы применялись с целью создания между воспитанниками единой сплочѐнной команды и выработка общепринятых моральных ценностей и устоев. Вначале проводилось знакомство с каждым участником группы, вводные занятия, выявлялись какие – либо проблемы, интересы и иная важная информация группы. Затем подбирались и демонстрировались фильмы на различную тематику: семейные ценности, бесконфликтное общение, нравственные и моральные проблемы, патриотическую и историческую, дружба [10]. Данные формы взаимодействия с осуждѐнными очень полезны на начальных этапах отбывания наказания, т.к. позволяют выявить индивидуальные особенности каждого осуждѐнного, а также объединить воспитанников колонии в единый коллектив.

Также проводилось обследование несовершеннолетних: давались специальные анкеты, в которых содержались вопросы, связанные с положительными и отрицательными качествами, а ещѐ давалась методика «Цветовых метафор». Обследование проводилось дважды: до и после исследования. Результаты показали, что после окончания тренингов и фильмотерапии у подростков произошли изменения в определении собственных ценностей (повысилась значимость таких духовных ценностей, как «семья», «дружба», «любовь», «свобода»), а также снизилось число дисциплинарных нарушений и улучшились процессы ресоциализации. Таким образом, такую форму работы психолога с воспитанниками воспитательных колоний признают успешной и активно используют при работе с осуждѐнными.

Таким образом, психологическая служба играет важную роль в практике исполнения наказаний и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

 

Список литературы

1.      Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних – М.: Права человека, 2000. – 288 с.

2.      Дебольский М.Г. Актуальные проблемы изучения личности осужденных. // Опыт изучения личности осужденных. – М.: ГУИН Минюста России, НИИ УИС, 2004 – С.11-29;

3.      Дебольский М.Г. Направления деятельности психологической службы в ПОО. // Энциклопедия юридической психологии / Под общ.ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С.470-471;

4.      Дебольский М.Г. Организация психодиагностической работы в уголовно-исполнительной системе: Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, 2006 – 160 с.;

5.      Дебольский М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе. Лекция. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005 – 40 с.

6.      Дебольский М.Г. Психологическое обеспечение работы с осужденными // Преступление и наказание. – 2002, №10 –С. 2-9

7.      Левин Л.М. Нормативно – правовое обеспечение деятельности сотрудников уголовно – исполнительной системы. // О некоторых вопросах и проблемах современной юриспруденции/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Челябинск, 2015. 57 с. – С. 32 – 34

8.      Левин Л.М. Пенитенциарно – психологический анализ книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» // Материалы 14-ой Городской научно-практической конференции «Молодые учѐные – столичному образованию». – М.: ГБОУ ВПО МГППУ,2015. - С. 356 - 358

9.      Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.; НИИ УИС, 2004 – 123 с.

10.   Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний [www.fsin.su] (Дата обращения: 15.02 2015г.)

11.   Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Сборник положительного опыта. – Москва: УСПВРО ФСИН России, 2006. – 168с.

12.   Рябых С.Б. Правовой режим исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях России. Диссертация на соискание учѐной степени кандидата юридических наук. - Москва: 2012. – 189 с.

13.   Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – Южно-Российский Гуманитарный Институт, - Ростов-на-Дону. – 2006 г. — 140 с.