Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Важной отличительной  особенностью федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения ФГОС 3 и ФГОС 3+ является компетентностный подход. Компетентностный подход является базовым принципом общеевропейского образовательного пространства, задачей которого является возможность сопоставимости образовательных систем разных стран с учетом сохранения их ценных особенностей [1]. Сопоставление образовательных систем, как правило, проводят по единым принципам оценки результатов образования. Такими результатами являются наборы компетенций, сформированные в результате освоения образовательной программы соответствующего направления.

Компетенцию определяют, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1]. В связи с этим следует отметить, что компетентностный подход определяет результат образования не как объем усвоенной информации, а как способность выпускника успешно действовать в определенной профессиональной области.

Следует отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют требования к уровню сформированных компетенций. Формулировки же компетенций имеют достаточно общий характер, так как они должны быть выполнены всеми вузами страны [2]. Следовательно, разработчикам основных образовательных программ необходимо конкретизировать требования федеральных стандартов с учетом региональных особенностей и специфики вуза.

Разработчиком основной образовательной программы по направлению Приборостроение является вуз (а, конкретно, выпускающая кафедра). В соответствии с запросами работодателей и возможностями научных школ вуза определяется специфика подготовки в рамках направления Приборостроение – направленность (профиль) подготовки. Направленности подготовки соответствует своя группа компетенций – профессиональные компетенции.

Важной целью высшего профессионального образования является формирование у выпускника не только общекультурных компетенций, но и профессиональных компетенций, которые обеспечивают возможность проводить конкретную профессиональную деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС 3+ разделяют эту группу на две составляющие: общепрофессиональные компетенции и профессиональные компетенции, соответствующие виду профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник.

В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта  к структуре основной образовательной программы имеется возможность реализации различных направлений (профилей) образования в рамках направления Приборостроение. Это обеспечивается тем, что структура образовательной программы включает обязательную часть (базовую) и вариативную часть. Федеральный образовательный стандарт устанавливает, что дисциплины (модули), входящие в состав вариативной части образовательной программы и практики определяют направленность (профиль) образовательной программы.

Учитывая вышесказанное, актуальной становится конкретизация формулировки профессиональных компетенций с учетом реализуемой направленности (профиля) подготовки и вида профессиональной деятельности выпускника в рамках направления Приборостроение. При разработке образовательной программы определенной направленности (профиля) необходимо будет определить состав дисциплин вариативной части. Для решения этой задачи нужно сформировать список дисциплин (модулей) вариативной части и практик, в рамках которых будут формироваться профессиональные компетенции или их составляющие.

Таким образом, основной особенностью формирования профессиональных компетенций в дисциплинах вариативной части направления Приборостроение является их конкретизация в соответствии с выбранным видом профессиональной деятельности и направленностью (профилем) образовательной программы.

 

Список литературы

1.      Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. – М.: Университетская книга, 2010. – 248 с.

2.      Разработка паспорта компетенций: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. -54 с.