Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время одной из актуальных проблем является изучение личности старшеклассников, которые получают образование вне общеобразовательного учреждения. Исследование этой проблемы представляет обширный материал для понимания их психологических особенностей личности, что необходимо для последующего интегрирования учащихся, обучающихся на дому в общество. Анализ многих психологических исследований показывает, что недостаточно изучены особенности личности старшеклассников, обучающихся на дому. Выявлено, что самооценка и уровень личностной тревожности старшеклассников, которые обучаются вне общеобразовательного учреждения, рассматривались не в полном объеме. Цель данного исследования — изучение взаимосвязи самооценки и уровня тревожности личности старшеклассников, обучающихся на дому.

Во многих отечественных и зарубежных психологических исследованиях проблеме самооценки уделяется большое внимание; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В данных исследованиях самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Многие авторы выделяют, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Так, Л.И. Божович самооценку рассматривала как важное личностное образование, принимающее активное участие в регуляции личностью своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Автор считает, что «устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки взрослого и результатов собственной деятельности ребенка. В тех случаях, когда самооценка возникает лишь на основе усвоения оценки окружающих без умения самостоятельно оценить результаты своей деятельность, у ребенка легко может сложиться неправильная самооценка, являющаяся значительным препятствием для полноценного формирования его личности» [2]. Проблема взаимосвязи самооценки и обучения в общеобразовательной школе, в том числе обучения на дому, является актуальной и оказывает значительное влияние, как на успешность обучения, так и на всю жизнедеятельность учащегося в целом.

Т.А. Шилова приводит слова о том, что «перед работниками образовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса»[5].

Целью  данного  исследования  являлось  изучение  взаимосвязи  самооценки  и  уровня  личностной

тревожности старшеклассников, обучающихся на дому. В настоящее время всѐ более очевидно влияние самооценки учащегося на его поведение, мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно если ребенок обучается на дому, однако мало сравнительных исследований личности старшеклассника, обучающегося в общеобразовательной школе и на дому.

В последнее время среди учащихся, поступающих в школу, все чаще встречаются школьники, имеющие различные отклонения в здоровье, поэтому им рекомендовано обучение на дому. По данным многих исследований, такие учащиеся еще до поступления в школу имеют ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к такому школьнику педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни.

Многие авторы В.М. Астапов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, А.М. Прихожан рассматривают понятие тревожности дифференцированно, как ситуативное явление и как личностную характеристику учитывая ее переходное состояние.

Тревожность – склонность человека к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги и являющаяся субъективным проявлением неблагополучия личности. Выделяют ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (стабильное свойство личности).

Согласно А.М. Прихожан, тревожность это устойчивое личностное образование, которое сохраняется длительное время, и имеет побудительную силу, и константные формы реализации поведения в котором преобладают защитные и компенсаторные проявления. Также тревожность как комплексное психологическое образование, состоит из сложного строения: когнитивного, эмоционального и операционального аспекта[4].

Как свойство личности, тревожность характеризуется склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях при этом усиливается состояние тревоги. Личность с выраженным уровнем тревоги склонна воспринимать окружающий мир как потенциально опасный, чем личность с низким уровнем тревожности.

По данным В.М. Астапова для развития общей теории тревоги необходимо выделить и проанализировать функции тревоги. Автор указывает, что состояние тревоги предвосхищает любой вид опасности, сигнализируя личности что-то угрожающее, неприятное[1]. Часто действие тревоги распространяется далеко за рамки реально возникшей ситуации, обычно происходит перенос субъекта в прошлое время. В.М. Астапов выделяет функцию оценки сложившейся ситуации, при этом главное значение имеет то, какой смысл ей приписывается. Автор описывает три формы поведения личности на опасную ситуацию:

· агрессия (уничтожение источника опасности);

· бегство (устранение возможности столкновения с угрожающим объектом);

· оцепенение (полное прекращение активности).

Таким образом, тревожность можно определить как сложный процесс, который включает количественные, аффективные и поведенческие реакции на уровне ценностей личности, как психическое состояние внутреннего беспокойства в отличие от страха тревожность может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта.

Условия и методы исследования

В исследовании приняли участие 60 учащихся старшего школьного возраста г. Москвы: 30 старшеклассников общеобразовательной школы, 30 учащихся - испытуемые, обучающиеся на дому.

Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и уровня тревожности личности старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и обучающихся на дому. Были использованы следующие методики: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы"  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15 – 16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек - испытуемые, обучающиеся на дому.

Расчет основных количественных показателей по методике исследования самооценки личности С.А. Будасси показал выраженные различия в личности старшеклассников. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, низкие показатели самооценки выявлены у 23%, адекватная самооценка у 60% учащихся, у 17% - высокая самооценка. Среди испытуемых, обучающихся на дому - у 57% испытуемых преобладает низкая самооценка, адекватная самооценка у 33% старшеклассников и 10% - испытуемых показали высокую самооценку.

Анализ полученных результатов по шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) показал, что среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, имеют высокую личностную тревожность - 23%, 53% - средний уровень личностной тревожности, 24% - низкуюличностную тревожность.

Среди испытуемых, обучающихся на дому - высокую личностную тревожность показали - 63% старшеклассников, 20% - имеют среднюю личностную тревожность, 17% - низкий показатель личностной тревожности.

Статистическая обработка данных нашего исследования проведена с помощью программы IBMSPSSStatistics 20. Для определения взаимосвязи по всем методикам использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Так, коэффициент корреляции Спирмена между уровнем самооценки старшеклассников, обучающихся на дому и уровнем тревожности у этой же категории испытуемых Rp= - 0,557, что говорит о статистически достоверной значимости (корреляция значима на уровне ρ≤ 0,01) взаимосвязи. При этом данная взаимосвязь является отрицательной и свидетельствует о существовании обратной взаимосвязи между этими показателями, то есть чем выше самооценка у старшеклассников, обучающихся на дому, тем ниже уровень тревожности будет у них наблюдаться.

При сравнении показателей между уровнем самооценки старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и уровнем тревожности у этой же категории испытуемых Rp= - 0,596, что говорит о статистически достоверной значимости (корреляция значима на уровне ρ≤ 0,01) взаимосвязи. При этом данная взаимосвязь тоже является отрицательной и свидетельствует о существовании обратной взаимосвязи между этими показателями, хотя количественные показатели двух групп различны.

Таким образом, полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволяют сформулировать следующие выводы:

Эмпирически было доказано, что для старшеклассников, обучающихся на дому характерен более, низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности. В результате проведенной работы нам удалось установить взаимосвязь самооценки на уровень тревожности старшеклассников.

В процессе исследования были получены данные о сходном влиянии соотношения самооценки и тревожности: как у старшеклассников, обучающихся на дому, так и у старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе. Выявлена отрицательная корреляция, что говорит о существовании обратной взаимосвязи между этими показателями, то есть, чем выше самооценка у старшеклассников, тем ниже уровень тревожности.

Старший школьный возраст это сложнейший период в жизни человека, характеризующийся рядом изменений, происходящих не только в физическом и умственном, но и в психологическом аспекте. При своевременной психодиагностике и выявление учащихся, нуждающихся в психологической поддержке необходимо помочь старшеклассникам в развитии и освоении навыков саморегуляции, выработке индивидуальных эффективных моделей поведения, формирование устойчивой положительной самооценки.

 

Список литературы

1.        Астапов В.М. Тревожность у детей.- Питер, ПЕРСЭ, 2008.-С.160-163.

2.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008.- 398с.

3.        Микляева А.В. Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб: Речь, 2004. – С.54 – 56.

4.        Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - Питер, 2009. - 192 c.

5.        Шилова Т.А. Диагностика психолого - социальнойдезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. - М. Айрис-пресс, 2006.-112с.