14 февраля 2016г.
В настоящее время к выпускникам вузов предъявляются высокие требования, что объясняется потребностью современного общества в активных личностях, умеющих творчески мыслить и способных принимать нестандартные решения.
В последние десятилетия появилось большое количество педагогических теорий, исследующих вопросы творческого развития личности. Современными исследователями предложен ряд концепций, решающих проблему творческого развития обучаемых. Концепция личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков) предлагает следующие технологии, с помощью которых возможно активное развитие творческого потенциала студента:
- задачный подход, при котором изучаемый материал подается обучающемуся как жизненно значимая проблема;
- учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск преподавателем и студентом ценности и смысла изучаемой проблемы;
- игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблемной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия нестандартного решения [1, 2].
В соответствии с концепцией личностно-ориентированного обучения, для организации учебного процесса нами были выделены следующие принципы обучения:
· принцип гуманизации, согласно которому в центре образовательного процесса находится студент, признаются его права на индивидуальное развитие, соответствующее его способностям и притязаниям;
· принцип личностно-ориентированной направленности обучения, определяющий ориентацию образовательного процесса на развитие студента как целостной уникальной личности;
· принцип демократизации, определяющий субъект-субъектный характер образовательного процесса, предоставление права на самоопределение, то есть выбор индивидуальной образовательной траектории;
· принцип творческого характера обучения, суть которого заключается в выборе определенных обучающих технологий, развивающих творческую личность;
· принцип индивидуализации, определяющий личностные и индивидуально-психологические особенности обучаемых; индивидуальную модель развития каждой личности;
· принцип системности, означающий целенаправленность и согласованность образовательного процесса на всех его этапах и в отношении всех его субъектов.
Был составлен план исследования, определены следующие задачи:
- включение студентов в разнообразную творческую деятельность, подбор различных видов учебных и исследовательских работ.
- выработка творческих умений и навыков, позволяющих студентам активно осваивать новые виды деятельности. Развитие креативности, оригинальности, гибкости, быстроты реакции при решении новых задач, связанных с практической и экспериментальной деятельностью.
- интенсификация учебно-творческой деятельности студента через создание креативных ситуаций в учебной и внеаудиторной деятельности, применение интерактивных образовательных технологий и использование резервных возможностей личности участников учебного процесса.
- составление критериальной характеристики результативности образовательного процесса, развивающего творческий потенциал: критериев качества обучения, как системного, качественного усвоения обязательного объема знаний, определенного государственным образовательным стандартом; критериев результативности развития творческого потенциала обучающихся (тесты на креативность, динамика интеллектуального развития) [3, 4].
В контексте личностно-ориентированного подхода к развитию творческого потенциала студента преподавателями кафедры общей и неорганической химии был определен комплекс педагогических условий, который способен формировать творческую личность:
- индивидуальный подход к студенту, активизация его личностного развития;
- диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- акцент на коллективное и индивидуальное творчество в организации учебной деятельности студента;
- акцент на поисковую и исследовательскую работу студента;
- компетентность преподавателя в управлении развитием творческого потенциала студента.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к развитию творческого потенциала студента, ориентация на возможности обучающегося создает благоприятные условия для максимальной реализации его способностей и талантов.
Список литературы
1. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
2. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
3. Тюменова С.И. Развитие творческого потенциала личности / С.И. Тюменова // в сб. «Материалы Всероссийской научно-методической конференции РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина». -15 ноября 2013 года, Москва. – С 197-199.
4. Тюменова С.И. Педагогические условия и технология развития творческого потенциала студентов в ВУЗе / С.И. Тюменова. // Гуманитарное и естественно-научное образование / Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн. трудов. Выпуск 21, №2. – М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2014. – 92 с.